В 2006 году в БНТУ на базе факультета довузовской подготовки и Регионального центра тестирования был создан Институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования (ИИФОиМО). Институт стал мостиком между учреждениями образования Беларуси и высшей школой. В фундамент новой структурной единицы главного технического университета страны была заложена реализация программы непрерывного образования по системе «Школа-гимназия-лицей-ВУЗ», направленной на организацию и осуществление качественной общеобразовательной подготовки по учебным дисциплинам, необходимым для успешного поступления в высшее учебное заведение. Немаловажная задача – профессиональная ориентация молодежи в соответствии с ее будущими профессиональными интересами, адаптация выпускников школ и средних специальных учебных заведений в современном образовательном пространстве.
О том, как успешно сдать вступительные испытания, правильно определиться с профессиональным выбором корреспонденту «Кем быть?» рассказала директор ИИФОиМО, к.т.н., доцент Наталия АФАНАСЬЕВА.
– Наталия Александровна, какие сегодня основные задачи стоят перед Институтом?
– Мы акцентируем внимание на расширение и углубление знаний наиболее способных учащихся, проявляющих склонность к определенным профилям нашего университета, целенаправленное формирование студенческого контингента БНТУ. Приоритетным направлением является преодоление разрыва между уровнем подготовки в средней школе и требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на централизованном тестировании и при сдаче вступительных испытаний. Для нас важно не только найти своего студента и привести его к поступлению в высшее учебное заведение, но и помочь после адаптироваться человеку в студенческой среде. Переход на новую ступень образования после 11 класса или среднего специального учебного заведения – всегда сложный и ответственный этап. Даже хорошо подготовленные первокурсники, получившие на вступительных испытаниях высокие баллы, часто испытывают трудности в связи с изменением привычного формата учебного процесса. Во-первых, мы практикуем для студентов первых курсов адаптационные занятия. Это позволяет ребятам подтянуть свои знания по необходимым дисциплинам. Во-вторых, преподаем на адаптационных занятиях, используя методы и формы высшей школы.
– Институт охватывает очень много направлений, объединяет в себе кафедру «Естественнонаучные и творческие дисциплины» (ЕНиТД), Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи, отдел профориентационной работы, отдел мониторинга качества образования, лицей БНТУ. Расскажите, пожалуйста, о предназначении каждого из структурных «звеньев»…
– Одно из основных курируемых нами структурных подразделений – лицей БНТУ. Лицей является общеобразовательным учреждением и обеспечивает обучение на третьей ступени общего среднего образования на бюджетной основе. Образовательный процесс здесь осуществляется в 10-11 классах и имеет два профиля обучения: физико-математический и архитектурный. Прием в лицей осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Подготовку ведут высококвалифицированные преподаватели БНТУ. На практике мы видим, что ребята, которые прошли через наш лицей, уже на первом курсе университета владеют основами профессии, они прекрасно адаптируются в студенческой среде. Не секрет, что наших лицеистов с удовольствием забирают и ценят другие высшие учебные заведения Беларуси, России.
Важнейшим звеном довузовской подготовки являются подготовительные курсы к ЦТ и вступительным испытаниям. Подготовка слушателей на подготовительных курсах ведется в вечерней форме обучения c различными сроками обучения от двух лет до трех дней. В основу данных курсов заложены задачи по углубленному и расширенному образованию и самообразованию абитуриентов, обновлению и закреплению знаний по предметам вступительных испытаний и ЦТ, профориентация молодежи и др. Ежегодно только на подготовительных курсах ИИФОиМО обучается более 500 слушателей. Организовываем и выездные курсы.
Кафедра ЕНиТД создана с целью совершенствования довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи, а также для организации методической помощи в изучении дисциплин физико-математического, гуманитарного и творческого профилей, подготовки к ЦТ и вступительным испытаниям по физике, математике, русскому языку, белорусскому языку, английскому языку, рисунку, живописи, черчению, композиции. Интересно подразделение как учащимся школ, гимназий, так и колледжей, лицеев.
Для младших школьников успешно работает «Школа юных архитекторов и дизайнеров». Задача Школы – развитие естественных творческих способностей ребенка, его ассоциативного, пространственного и проектного мышления. Программа обучения направлена на подготовку потенциальных абитуриентов, ориентированных на получение архитектурного образования, творческое развитие личности школьников.
Еще одним из востребованных направлений работы института стало проведение репетиционного и централизованного тестирования по учебным предметам за курс общего среднего образования по согласованию, заключенным договорам и на основе комплекта тестовых заданий, разработанных Республиканским институтом контроля знаний.
Не менее важным направлением работы является диагностическое тестирование школьников по учебным предметам и мониторинг качества образования студентов 1-2 курсов.
– Наталия Александровна, работаете ли вы с ребятами, которым не удалось, к сожалению, стать студентами?
– Да, у нас в Институте работает подготовительное отделение. Всегда говорю, что наше подготовительное отделение – это нулевой курс высшего учебного заведения (улыбается. – Прим. авт.). Процент поступления в Вуз слушателей подготовительного отделения очень высокий. Однозначно скажу, что это отличный трамплин в студенческую жизнь. Мы готовим слушателей к ЦТ по учебным предметам, необходимым для поступления в Вуз в соответствии с избранным профилем (инженерный, экономический, архитектурный, архитектурный дизайн). Это дневная форма получения образования на платной основе и за счет средств республиканского бюджета. Отслужившие в армии граждане, имеющие рекомендации воинских частей на обучение и средний балл не ниже 6, в год увольнения либо в следующий год имеют право учиться на подготовительном отделении за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов (п.1.3 Указа Президента Республики Беларусь №48 от 10 февраля 2020 г.). Срок обучения – 8 месяцев (октябрь-май). Иногородним слушателям предоставляется общежитие.
– Вы активно работаете со школами. Расскажите об этом направлении. Помогает ли такой подход на практике выявить своих будущих студентов?
– Да, конечно же, мы работаем в тесном сотрудничестве со школами г. Минска и Республики Беларусь, можно сказать, практически по всем вышесказанным направлениям. И, конечно же, такой системный подход в работе помогает на практике выявить наших будущих студентов. Инновационной системой поиска и отбора талантливой молодежи является наша ежегодная Открытая олимпиада «Шаг к инновациям», Республиканский конкурс научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект». Победители имеют преимущественное право поступления в БНТУ.
– Одно из направлений – профориентация. Какие программные продукты используете? Как выявляете профессиональные склонности ребят?
– В нашем университете профориентационная работа рассматривается как часть непрерывной подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Для того чтобы молодой человек мог совершить свой профессиональный выбор осознанно, его надо научить анализу всего спектра альтернатив, возможностей и путей реализации своих интересов, склонностей, способностей. Решаем эту задачу через проведение индивидуальных и групповых профориентационных консультаций с оказанием консультативной поддержки по результатам исследования (офлайн, онлайн). Комплекс профориентационных тестов позволяет провести первичное самоопределение, узнать свои склонности, определить профессиональный тип. Полученные результаты способствуют осознанному выбору будущей профессиональной сферы, профиля обучения, учебного заведения.
В этом году стало актуальным проведение профориентационного онлайн-тестирования, которое позволяет в любое удобное время, с любого устройства (с возможностью доступа к сети Интернет) пройти первичную диагностику и наметить пути профессионального становления.
При проведении профдиагностических консультаций используются разработанные специалистами отдела и инженером-программистом Регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи электронно-диагностические программы «ПРОФПЕРСПЕКТИВА», «ПРОФПЕРСПЕКТИВА-2».
Отдел профориентационной работы ИИФОиМО, совместно с представителями факультетов БНТУ, организует и проводит различные профориентационные мероприятия для учащихся учреждений образования республики. Спектр мероприятий широк и разнообразен, направлен на привлечение абитуриентов на различные специальности БНТУ: «День открытых дверей в БНТУ», «Каникулы в БНТУ», «Стать студентом БНТУ на один день», «БНТУ: просто о сложном», «Профориентационные субботы БНТУ», мастер-классы, квест-экскурсии, онлайн-мероприятия и др.
– На сайте указано, что Институт осуществляет мониторинг качества образования студентов БНТУ. Интересно, как организована эта работа?
– Внутренний мониторинг качества образования осуществляется работниками отдела мониторинга качества образования Института при взаимодействии с руководством БНТУ, деканами факультетов и заведующими кафедрами. Исследования проводятся с целью обеспечения взаимосвязи между общим средним и высшим образованием, наблюдения, корректировки и прогнозирования успеваемости студентов, для повышения качества образования в БНТУ.
Процесс независимого контроля степени усвоения студентами 1-2 курсов БНТУ содержания базовых учебных дисциплин представляет собой проведение промежуточного тестирования обучающихся до итоговой аттестации за семестр. По итогам осуществляется обработка полученных данных, прогнозирование успеваемости студентов и разработка рекомендаций по улучшению качества образовательного процесса. В этом году наша технология проведения мониторинга качества образования вышла на республиканский уровень и реализуется также на базе Брестского государственного технического университета.
– Внедряются ли в Институте современные дистанционные технологии обучения, в том числе с использованием современных средств коммуникации?
– В связи с цифровизацией образования постепенно изменяется подход к организации образовательной и научной деятельности. Именно поэтому сегодня на базе Института активно работает и развивается такая дополнительная форма обучения, как дистанционная подготовка к ЦТ посредством онлайн-консультаций через систему Skype.
Дистанционная подготовка к ЦТ состоит из следующих этапов:
Планомерная профориентационная работа ведется в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это консультации абитуриентов по вопросам подготовки и поступления в высшее учебное заведение в социальных сетях (Instagram и др.), различных мессенджерах (Telegram, Viber и др.).
– Расскажите о международном сотрудничестве Института с другими учреждениями образования.
– Ежегодно на базе Института организовывается Международная научно-практическая конференция «Непрерывная система образования «Школа – Университет». Инновации и перспективы», целью которой является обмен опытом по таким направлениям как: реализация стратегических подходов в развитии непрерывной системы образования «Школа – Университет», инновационные технологии в системе непрерывного образования, инженерное образование: от школы к производству, современные формы online-обучения и др. В 2020 году конференция проходила в рамках Форума Вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства.
Также совместно с инженерно-педагогическим факультетом БНТУ ежегодно проводим Международную научно-практическую конференцию «Инновационные технологии и образование».
На сегодня подписано соглашение между Белорусским национальным техническим университетом и Ташкентским государственным техническим университетом имени Ислама Каримова о создании совместного подготовительного факультета. Факультет будет реализовывать образовательные программы по обучению русскому языку, а также по иным учебным дисциплинам, с целью подготовки граждан Республики Узбекистан к поступлению и последующему обучению в высших учебных заведениях. Слушатели факультета будут иметь льготы при поступлении в Белорусско-Узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций и БНТУ. Работа совместного подготовительного факультета будет направлена на дальнейшее развитие образовательного и научно-технического потенциала университета, его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, а также на обеспечение выполнения показателей экспорта образовательных услуг.
– Наталия Александровна, чтобы вы пожелали ребятам, которые сегодня стоят на пороге выбора профессионального пути?
– Хочу пожелать ребятам уверенно идти к своей цели, не бояться ошибок и трудностей. Нужно, прежде всего, ответить самому себе на вопрос «Кем быть?», выбрать дело по душе, а не поддаваться модным тенденциям, советам других. Не бойтесь выйти из зоны комфорта, мыслите позитивно, будьте целеустремленными и трудолюбивыми. Хотите быть счастливыми – будьте ими! Став студентами, получайте удовольствие от учебы в университете. Однако следует понимать, что образование и самообразование должны проходить красной нитью через всю жизнь. На мой взгляд, самое важное правило в жизни, по которому нужно жить – оставаться хорошим человеком, в любых ситуациях.
Татьяна САВИЧ