Большая часть жизни Дарьи Шупенька неразрывно связана с музыкой. Девушка окончила музыкальную школу, затем музыкальный колледж по классу фортепиано и планировала поступать в консерваторию. Но к удивлению всех своих знакомых, после колледжа Даша неожиданно выбрала журфак БГУ. Несмотря на такой выбор, девушка не променяла фортепиано на диктофон, а ноты на журналистские тексты. Сейчас она оканчивает университет, работает корреспондентом в одном из журналов и концертмейстером в музыкальной школе. А после напряженных рабочих дней торопится еще и на репетиции рок-
Как стать концертмейстером, журналистом и музыкантом рок-группы и чувствовать себя при этом абсолютно счастливой, Дарья рассказала в интервью «Кем быть?»
– Даша, как в твоей жизни музыка появилась?
– Через дорогу от нашего дома была школа с музыкальным уклоном, куда мы с мамой сходили на день открытых дверей. По ее рассказам, я тогда очень захотела играть на пианино. Но мне рекомендовали пойти на скрипку, потому что обнаружили отличный слух. Я сильно расстроилась, и мне все же позволили выбрать пианино. Мама купила мне большой черный инструмент «Беларусь», на котором я играла вплоть до окончания колледжа. У ребят, которые учатся в музыкальной школе и стараются показать очень высокие результаты, по сути нет свободного времени для игр во дворе. Играть нужно каждый день по нескольку часов. До сих пор помню то чувство разочарования, когда друзья на улице летом играют в прятки или прыгают в резиночку, а я часами разучиваю этюды.
Несмотря на изматывающие занятия, мне нравилось тренировать технику игры, развивать скорость, потому что медленные лирические композиции были не для меня. Пожалуй, именно это и помогло мне добиться определенных успехов на республиканских и даже международных конкурсах. Успехи и вера мамы в мое большое музыкальное будущее подстегнули связать жизнь с музыкой, и после окончания школы я поступила в колледж в родном Бресте.
– Тогда почему дальше журфак, а не консерватория?
– Я любила много читать, писала песни и стихи, иногда даже высылала материалы в местную газету. Мне всегда было это интересно, поэтому иногда задумывалась о том, что работа журналиста мне будет по душе. Конечно, хотелось добиться успехов и в музыке. Но в моей жизни случился один переломный момент, который заставил по-другому расставить жизненные приоритеты. Из жизни ушла моя учительница, которая верила в меня и мои возможности, прививала особый трепет и уважение к музыке. После этого все стало иначе. Я, конечно же, на последнем курсе еще думала о консерватории, посещала репетиторов. Мне тогда нелегко было сделать такой выбор, но понимала, что иначе быть не может. Но я не предала свою любовь к музыке. Мне жутко не хватало на первом курсе такого ценного для меня черного инструмента. Когда на втором курсе мне предложили пойти работать концертмейстером в одну из минских музыкальных школ, я даже думать не стала – сразу согласилась.
– Расскажи, кто такие концертмейстеры и в чем заключается специфика твоей работы?
– Когда знакомлюсь с кем-нибудь и говорю, что работаю концертмейстером в музыкальной школе, многие приходят в недоумение. А потом включают логику: «Кем-кем? Концерты организовываешь что ли?». Тогда, пытаясь объяснить доступнее, называю себя аккомпаниатором, но и это не сильно помогает понять суть моей работы. «Подыгрываю детям в музыкальной школе на пианино во время их занятий на другом инструменте», – иду на крайние меры и стараюсь примитивно объяснить, чем я занимаюсь. И только после этого меня понимают.
Сложно однозначно сказать, как же зародилась эта профессия. Но по моим сведениям, первые концертмейстеры появились во время зарождения камерной музыки. Дирижеров тогда не было, поэтому у одного из музыкантов (чаще всего у первого скрипача) было специальное приспособление (типа посоха Деда Мороза), при помощи которого он задавал ритм для всего оркестра. Точно такой же человек уже позже появился за клавиром или клавесином и принял на себе организацию всей группы играющих. В принципе, примерно такие же функции выполняю и я, будучи концертмейстером в музыкальной школе. Играя на фортепиано во время занятий и выступлений, я помогаю детям задать нужный ритм и удержать его. То есть кого-то ускоряю, кого-то сдерживаю. Если мы играем с ребенком на конкурсе, и он теряется или сбивается, своей партией я помогаю ему включиться в процесс. Но я не педагог. Я не учу детей, как нужно играть. Я создаю музыкальное сопровождение и выступаю в роли ассистента, как для учителя, так и для ученика.
– Почему мы так мало слышим об этой профессии? Она довольно редкая или же наоборот очень востребованная?
– По сути, концертмейстеры нужны везде, где «делают» музыку. Поэтому они всегда были и будут очень востребованными. К примеру, в театре оперы и балета солисты или танцоры разучивают партии изначально не с целым оркестром, а с концертмейстером. Он играет огромные партии, переложенные для рояля. Эстрадные исполнители тоже создают свои хиты при помощи концертмейстера, который может заменить группу музыкантов на репетициях или даже на выступлениях. То есть концертмейстер – это маленькая копия большого оркестра или ансамбля, которая выполняет гигантскую работу, но часто остается либо в тени закулисья, либо о его важной функции многие даже не догадываются.
На крупных музыкальных конкурсах тоже есть свои концертмейстеры, которые за несколько дней или часов должны сыграться с музыкантом, то есть виртуозно считывать огромные объемы нотного текста с листа. Помимо этого, концертмейстер еще и артист на таких конкурсах или концертах, поэтому он должен придерживаться сценического образа и манеры игры. А это огромный труд и большой профессионализм.
– Нужно ли специальное образование для того, чтобы стать концертмейстером или здесь главное – просто быть музыкальным асом?
– Безусловно, можно прекрасно справляться с ролью концертмейстера и без образования, будучи просто гениальным самоучкой в музыке. Но для того, чтобы получить в трудовой книжке запись «концертмейстер» и найти работу по специальности, первым делом нужно получить диплом о среднем специальном или высшем образовании в музыкальной сфере. После музыкальной школы получить вакансию концертмейстера невозможно. В моем дипломе значатся три квалификации: «педагог», «концертмейстер», «артист ансамбля/ оркестра», поэтому в музыкальную школу меня взяли без проблем.
Но вакансию концертмейстера сейчас найти сложно. Поскольку многие музыканты посвящают этой профессии всю жизнь и работают даже на пенсии. Поэтому на этапе обучения в колледже студенты-пианисты выбирают свой профессиональный путь: либо педагогика, либо исполнительство, либо концертмейстерство.
– А как ты попала в музыкальную группу Frozen Garden?
– В прошлом году познакомилась с диетологом. Не горела желанием похудеть, просто было любопытно обсудить некоторые нюансы моего здорового питания. Через год нашего знакомство я узнала, что эта девушка поет в рок-группе Frozen Garden. Когда она мне предложила занять место клавишницы в этой группе, я сразу согласилась. Как и год назад, когда она мне предложила поучаствовать в одном из марафонов по здоровому образу жизни и правильному питанию. Теперь у меня очень мало свободного времени, ведь пока я совмещаю две работы, хобби и учебу. Но я ни разу не пожалела, что пришла в группу. Frozen Garden для меня – тот самый приток творчества, которого мне так не хватало.
– А где сложнее найти компромисс: с детьми на уроке, в музыкальной школе или с солистами во время репетиций и концертов в рок-группе?
– Однозначно, с детьми сложнее. Рядом с ними я постоянно чувствую повышенную ответственность. В группе каждый как будто сам за себя, но в то же самое время это единый организм. Мы вместе работаем над созданием треков, придумываем множество классных фишек. Но здесь есть возможность раскрыться еще и индивидуально. К тому же, мне всегда проще было играть именно ту музыку, которую создаю сама.
На занятиях в школе музыка совершенно другая – академическая. Требования у слушателей тоже значительно отличаются. Да и дети играют по-разному. Иногда на работе я чувствую себя маленькой механической машинкой, которая целый день играет одно и то же. Ребенок учится, сбивается, не понимает – и в сотый раз мы начинаем играть определенный отрезок. Тут главное сохранять внутренний «дзен» и учиться быть терпеливой и понимающей. Бывает, что на экзаменах дети в панике пропускают страницу нотного текста, тут главное – подхватить. А иногда это бывает очень сложно, но я стараюсь к этому привыкнуть и не подводить своих юных коллег.
Люблю наблюдать за детьми в развитии. Забавно, когда в начале учебного года ребенок на первых занятиях был скованным и робким – приходилось в нашем дуэте быть лидером мне. А уже ближе к лету он раскрывается, берет инициативу на себя, тогда работать с ним – одно удовольствие. И подготовка к конкурсам проходит веселее, и занятия уже не кажутся такими рутинными.
– Через пару месяцев ты закончишь журфак, уже работаешь корреспондентом. По сути, пока в твоей жизни гармонично переплетаются и музыка, и журналистика. Что для тебя работа, а что хобби?
– По сути, ни журналистика, ни музыка больших денег не приносят. Если еще будучи журналистом, можно состояться в общественной жизни и добиться определенных карьерных высот, то с музыкой в этом плане сложнее. Я не воспринимаю музыку как работу, которая должна обеспечивать материальную составляющую жизни. Для меня это нечто особенное, без чего я жить не могу и не умею.
Мария ШНА