Хороший вокалист, талантливый звукорежиссер-самоучка, бас-гитарист групп «Amaroka», «Ferris Wheel», фронтмен «ГОСТ 94» – это лишь малый список творческих достижений 27-летнего Михаила Шестака.
Упорства и терпения Михаилу не занимать. Было время, когда он собирал по вечерам полные концертные площадки в составе популярной белорусской группы, а днем работал прорабом в строительной компании. При этом он постоянно думал о том, что когда-нибудь наступит время, кода удастся воплотить в жизнь давнюю мечту – открыть звукозаписывающую студию.
– Михаил, большинство музыкантов начинают свою творческую карьеру в детстве. О чем ты мечтал в раннем возрасте?
– Кем мечтал стать – точно не помню, но вот о том, что семью развлекал своими танцами под песни советской группы «Кар-Мэн» помню точно.
Родители заметили во мне творческий потенциал и отправили учиться в музыкальный класс Средней школы № 157 г. Минска с эстетическим уклоном.
Наряду с общеобразовательными школьными предметами я с первого класса изучал сольфеджио. Позже мне начали преподавать специальность, музыкальную литературу, хор. Для занятий по основному музыкальному предмету я выбрал фортепиано – мечтал об игре на гитаре, но игре на этом инструменте не учили в школе в то время. Играть на гитаре меня научил папа еще когда я учился в начальной школе. Он показал три аккорда, и с тех пор я полюбил гитары.
Специальности меня учила талантливейший педагог – Наталья Павловна. Я очень любил ходить на ее уроки. Кроме гамм и этюдов она научила меня играть современные произведения. Но из-за моего безответственного отношения к урокам (дома к занятиям не готовился, схватывал все на уроке), она прекратила занятия со мной. И специальность у меня начал вести другой педагог. На этом и закончилась моя любовь к инструменту. Через пару лет я бросил занятия на фортепиано.
Кроме этого, в школе я пел в хоре. Достаточно долгое время был вторым сопрано. Уже там заметили мои неплохие вокальные данные.
Так как занятия по специальности я бросил, то пришлось попрощаться с музыкальным классом. Поэтому обучение продолжил в физико-математическом. Видимо, это и спровоцировало мое желание дальше учиться не музыке, а более приземленной специальности. И после окончания девяти классов я поступил в строительный колледж.
Спустя годы я пожалел, что не окончил музыкальную школу. И брал уроки вокала уже будучи взрослым.
– В каком возрасте ты собрал свою первую группу?
– Это было в четвертом классе. Ничего серьезного из себя она не представляла. Я играл на клавишах, кто-то пел, кто-то стучал по кастрюлям. Записывали это «творчество» на кассетный магнитофон. Потом обложку альбома разрабатывали на компьютере. Тогда они только начинали появляться.
– Когда ты начал создавать что-то более серьезное?
– Не поверите, но спустя год. В пятом классе я написал свою первую песню: слова и аккорды. Она была о войне. Конечно, я о ней ничего не знал. Но работа вышла не такой уж и плохой.
В седьмом классе на домашнем компьютере я стал записывать в синквенторе. Это такое программное устройство, которое предназначено для записи и воспроизведения музыки в реальном времени. При этом музыка выражена не с помощью аналогового звука, а как совокупность нот и определенных характеристик их исполнения. Возможно, именно тогда и начала зарождаться моя любовь к звукорежиссуре. Но об этом позже.
В 2004 году я начал активно писать песни. В то время было модно вести различные «песенники» – тетради, где записывались слова и аккорды к песням. Я начал вести такую тетрадь, но в нее записывал не чужую музыку, а свою собственную, как и слова к ней. Недавно эту тетрадь нашла моя сестра, показала мне – очень любопытно и волнительно было пересмотреть ее через такое долгое время.
– Помнишь свою первую гитару?
– Конечно помню! Она была от «Борисовдрев». Купил мне ее папа, но спустя небольшое время ее украли из отцовской машины. У меня такая паника была, знаете, как в Ералаше: «А как теперь без портфеля?». В тот же день мне купили новую гитару. Питерскую.
Первая электрогитара марки «Phil Pro» появилась у меня в восьмом классе. Мне ее подарила сестра. В то время я чувствовал себя очень крутым парнем с такой гитарой. Чтобы купить вторую элетрогитару, я работал все лето. Позже покупал самостоятельно лишь бас-гитары, которые стоили приличных денег.
– Как ты стал бас-гитаристом?
– Я дружил с Димой Афанасенко, много времени проводил вместе с ним. А он собрал музыкальную группу «Amaroka». В ней не хватало бас-гитариста. Вот я и решил попробовать. Роль бас-гитариста в музыкальной группе – держать ритм. И мне это понравилось. Я полюбил бас. В принципе, бас-гитара не сильно отличается от электрогитары. У бас-гитары четыре струны, у стандартной электрогитары – шесть. Гриф бас-гитары значительно длиннее, а у электрогитары он сравним с обычной акустической гитарой.
– У тебя была своя группа?
– Да, была, она называлась «ГОСТ-94». Она была создана еще до моей работы с «Amaroka». В ней я был вокалистом и гитаристом, писал слова к песням. Мы даже выступали в клубе с концертом. Но группе не суждено было долго существовать. Дело в том, что я творческий человек, а заниматься раскруткой группы – не мое дело. Так как я был основателем и фронтменом коллектива, то обязан был думать и о продвижении группы. А я этого не делал, поэтому группа быстро распалась. После этого я и решил играть в «Amaroka».
– «Amaroka» – это та группа, благодаря которой ты стал знаменитым?
– Это громко сказано. Но считаю, что эта группа добилась многого как в Беларуси, так и за ее пределами. Мы играли музыку в направлении поп-рок. Несли свой посыл, свои мысли, людям это нравилось. Думаю, что мы внесли весомый вклад в развитие белорусской альтернативной музыки. У нас много хороших артистов, но немногие исполняют песни на родном языке.
«Amaroka» – это не просто группа, благодаря которой я стал узнаваемым в определенных кругах. Это группа, благодаря которой я получил шикарный и бесценный опыт студийной и концертной работы.
– Расскажи о группе, в которой ты сейчас играешь.
– «Ferris Wheel» – группа молодых и инициативных ребят, играющих ска-панк-рок. Они только начинают свой путь в музыке. Не знают проблем отечественной сцены, поэтому полны энтузиазма и желания играть. Мне приятно являться частью такой группы.
На сцене надо показывать не только музыку, но и шоу. Только хороший голос и первоклассная игра музыкантов не принесет славы. Ребята из «Ferris Wheel» это понимают. Поэтому я с ними.
Мы редко даем концерты в Беларуси. Зато наша группа – частый участник различных фестивалей, которые проходят за пределами нашей страны. «Ferris Wheel» знают заграницей, но в Беларуси коллектив неизвестен.
– Расскажи о самом запоминающемся твоем концерте.
– За мою творческую жизнь я отыграл сотни концертов на больших и малых сценах и выступал перед тысячными аудиториями. Но в памяти не это. Самый яркий и трогательный концерт, на котором я играл, проходил в минском клубе «Re:public». Я играл тогда в составе «Amaroka». Это было благотворительное мероприятие для людей с ограниченными возможностями и для людей-инвалидов. Рассказываю, и перед глазами стоит картинка: я играю на большой сцене, а на втором уровне клуба в инвалидной коляске сидит парень, и видно, как ему нравится то, что происходит, и он, как может, уходит в отрыв, уходит в музыку. Может, вы подумаете, что я преувеличиваю, но я помню его глаза. Вот ради таких концертов хотелось выступать.
– Когда ты открыл звукозаписывающую студию?
– Это произошло за год до того, как распалась «Amaroka» (группа существовала более 10 лет). Тогда у нас начался творческий кризис. Концертов давали все меньше, каждый из музыкантов занимался своим делом. Мне надоела стройка, на которой я трудился днем. Надоело работать на кого-то. Тем более, в строительной отрасли начался кризис. Необходимо было много работать, а заработок все равно был небольшой. В общем, я решил поменять свою жизнь, о чем сейчас ни капли не жалею.
Открытие звукозаписывающей студии было одним из лучших решений в моей жизни. Студия «BAH Records» была моим детищем. Это была та работа, которой я жил. Знаете, не бывало на стройке такого, чтобы я задерживался на 5 часов на работе. А вот в студии я всегда находился больше, чем было в графике заявлено. Я уезжал с «BAH Records» с мыслями, что надо скорее приехать домой, отдохнуть, а утром пораньше встать и ехать снова записывать музыку.
На студии я создавал действительно живой и отменный звук. Всегда давал дельные, профессиональные советы группам. И при этом каждый день занимался самообразованием: смотрел видеоуроки по записи, сведению и мастерингу, читал литературу, потом это отрабатывал на практике. Благодаря моему интересу и стремлению у меня получалось записывать по-настоящему качественный продукт. Приятно отметить, что 9 из 10 моих клиентов возвращались в студию, чтобы снова записать композиции у меня.
Студия существовала пару лет. Из-за вопросов с арендодателем помещения мне пришлось свернуть работу. Но записывать музыку я не бросил. С постоянными клиентами пока работаю дома. Но, конечно, запись дома – это не то. Не та акустика. Надеюсь, что у меня получится найти помещение для записи.
Во время существования студии я записал три свои сольные песни и один дуэт. Многие рекомендуют мне развиваться в сольном направлении, но я не хочу, так как не верю в успех поп-рока в Беларуси. А вот в звукорежиссуру верю.
Есть очень много людей, которые хотят что-то записать. И речь не только о профессиональных музыкантах. Приходят частные клиенты, например, невесты, которые записывают песни в качестве свадебного подарка для женихов. Это очень прибыльное дело.
– Всю работу в звукозаписывающей студии ты делал сам?
– Что касается записи, сведения и мастеринга – да, сам. У меня был помощник-маркетолог – Иван Руппо, он помогал «раскручивать» студию. Кстати, очень хороший специалист. Входит в десятку лучших маркетологов Беларуси. С его подачи за год работы студия начала приносить прибыль. Поэтому я советую в любом деле не жалеть средств и времени именно на качественное и профессиональное продвижение.
– Чем ты хочешь заниматься сейчас? Какие планы на музыкальное будущее?
– Есть глобальные планы на будущее: хочу завести семью. Пока ее нет, я хочу играть в группе, ездить на концерты в свое удовольствие. Появится семья – вряд ли такой темп жизни понравится жене и детям. Вот я и гастролирую пока молодой.
– Миша, ты попробовал себя в разных ролях: играл в группе, был фронтменом коллектива, попробовал себя как сольный исполнитель, занимался звукорежиссурой. Что из этого тебе ближе?
– Работа музыканта очень интересная: концерты, гастроли и творчество. Это очень круто. Есть возможность постоянно развиваться, сочинять, что-то придумывать, творить. Нет никакого однообразия! Но при этом сцена мне дает драйв, а звук – интерес и занятость. Отмечу, что драйв я могу получить не только от сцены, а вот в качестве работы мне нравится звукозапись. Ответ однозначен – мне ближе звукорежиссура.
– Что бы ты пожелал детям, которые хотят заниматься музыкой? Что им делать, чтобы добиться результатов? Как выйти на большую сцену?
– Главное – надо работать. Для начала – купить гитару, разучить аккорды, выучить несколько простых песен и научиться играть их так, чтобы из знакомых их никто лучше не играл. Помню свое детство. Мы часто проводили время на территории детского сада. Учился я тогда в классе шестом и уже на хорошем уровне играл на гитаре. Естественно, с ней я и выходил к ребятам. Они просили меня играть популярные в то время песни. К нам приходили и старшеклассники, но никто из них не брал в руки гитару, им было неловко. Так как лучше меня не играл никто.
Многое, конечно, зависит и от характера. Надо быть пробивным человеком, где-то наглым (мне этого порой не хватало, иначе бы я добился успеха и со своими личными проектами). Что делать дальше? Собрать таких же пробивных и целеустремленных ребят, которые являются достойными и амбициозными музыкантами, и двигаться с ними дальше. Записать пару песен и рассылать эти песни на всевозможные фестивали и конкурсы, как в Беларуси, так и за ее пределами. Давать слушать свою музыку друзьям, знакомым. Когда услышите много положительных отзывов, можно попробовать сыграть на сборном концерте, на котором будут заявлены такие же начинающие коллективы.
Многое решает четко поставленная цель. Поэтому нужно ставить правильные задачи и добиваться цели! Искренне вам этого желаю.
Татьяна ЦАНДЕР
Фото из личного архива Михаила ШЕСТАКА