Без малого четыре десятилетия своей жизни героиня нашего материала посвятила журналистике. За это время профессию она узнала практически во всех ее ипостасях: попробовала себя на телевидении, в пресс-службе, в печатных изданиях и даже одно время преподавала «Журналистское мастерство» для студентов. Как изменилась творческая профессия в цифровую эпоху, какой отпечаток она оставляет на личности и стоит ли сегодня получать профильное образование, если у вас есть определенные задатки, – об этом и не только мы беседуем с ответственным секретарем брестской областной газеты «Заря» Светланой ТОБОЛИЧ.
– Светлана Афанасьевна, вспомните, как в вашу жизнь впервые пришла журналистика?
– Моя подружка-одноклассница получила письмо из «Піянера Беларусі» – в свое время популярнейшего детского издания. Как сейчас помню, этот красивый конверт с логотипом газеты. Так редакция ответила на послание деревенской школьницы. И я, третьеклассница, настолько впечатлилась этим письмом из столицы, что тоже решила подготовить для «Піянера Беларусі» подборку авторских смешинок и рисунок. Ответ не заставил себя ждать: в таком же красочном письме мне рекомендовали больше наблюдать за природой (видимо, рисунок оказался не очень), а вот за смешинки даже похвалили и попросили, чтобы я попробовала писать материалы о школьной жизни. Фактически с 4 класса и началось мое знакомство с журналистикой: писала заметки в «Піянер Беларусі», «Зорьку», «Пионерскую правду», районную газету. Чем чаще на газетных страницах появлялись мои материалы, тем интереснее и волнительнее становился процесс их подготовки. А когда начали приходить письма от детей из Польши, Болгарии, Румынии, других союзных республик СССР (все в то время активно читали белорусскую «Зорьку», союзную «Пионерскую правду»), было огромное воодушевление. Если в моем детстве большинство бабушек и дедушек давали внукам денюжки на конфеты, то мне выделяли финансы на коверты для активной переписки. Затем была юнкоровская смена в «Зубренке», где я еще больше впечатлилась журналисткой, ведь мы делали газеты, с нами работали настоящие журналисты из республиканских СМИ. К классу восьмому точно знала, что пойду на журфак. Другие направления для самореализации просто не рассматривались. Правда, никто из домашних особо не верил, что мне удастся поступить в столичный вуз да еще на такую престижную специальность, но, как видите, у меня все получилось.
– С таким богатым юнкоровским опытом осталось ли место для профессиональных отрытий во время обучения на журфаке?
– Безусловно! Когда встретилась с таким огромным количеством интереснейших, преподавателей, еще больше полюбила профессию и убедилась в правильности своего выбора. Ко второму курсу пришло осознание того, что журналистика – это не та красивая картинка, которую зачастую представляют абитуриенты, это еще и большой труд, тяжелая работа со словом. Но меня это ничуть не пугало. На третьем курсе я попала в редколлегию стенгазеты «Журналист», куда входили самые лучшие, самые талантливые студенты журфака. Работала в газете «Беларускі ўніверсітэт», писала для своих любимых «Піянера Беларусі» и «Зорьки». И все это на общественных началах. На пятом курсе завязалось мое сотрудничество с интеграловской «многотиражкой», где уже полагалась зарплата.
– По распределению вы попали в Лунинец, что на Брестчине, не было ли желания закрепиться в столице либо вернуться на малую родину?
– В списках на распределение я шла одной из первых. В свою районную газету, конечно же, могла вернуться, но хотелось новых впечатлений. Да и сокурсники-минчане спокойно разъехались по «районкам». В моем случае при выборе места работы главную роль сыграла логистика: учитывалось хорошее транспортное сообщение с Минском и малой родиной, поэтому, собственно, выбор пал на Лунинец. Через какое-то время меня пригласили руководить пресс-службой Бресткого обкома комсомола. Чуть позже перешла в службу новостей областного телевидения. Затем была работа в белорусскоязычной областной газете «Народная трыбуна». Так сложилось, что из города над Бугом, помимо рабочих командировок, я уже и не уезжала.
– Многие начинающие журналисты грезят работой на телевидении, а вы вернулись в печатную журналистику. Почему?
– Потому что поняла: я – газетчик. Хотелось работать со словом, встречаться и общаться с людьми, не ограничиваться мини-интервьюшками для трехминутного новостного телесюжета. Да и конечный результат в аудиовизуальной журналистике во многом определяет командная работа, высока роль технической составляющей, на которую журналист иногда просто не в силах повлиять.
– Какими профессиональными достижениями особенно гордитесь?
– Самым большим достижением считаю моменты, когда после выхода в свет газеты, герои моих материалов звонят и говорят: «Спасибо вам!». Главная награда для журналиста – признание людей. Второй по важности момент – признание коллег. В моей копилке немало наград, особенно греет душу Почетное звание «Журналист-наставник», присужденное на съезде ОО «БСЖ» в 2015 году. Горжусь тем, что в журналистику пришли многие ребята, которых опекала на юнкоровской стезе – это порядка 100 человек. И многие из них теперь профессиональные журналисты, работают в различных СМИ, занимаются наукой и преподавательской деятельностью. Я горжусь и своими юнкорами, и своими студентами, слежу за их профессиональными успехами, со многими мы стали по жизни друзьями. Дипломы, грамоты – все это, конечно, приятно, но на мой взгляд, гораздо важнее удовлетворение, которое получаешь от того, что делаешь. Я всегда иду на работу как на праздник. Получаю удовольствие от журналистики во всех ее проявлениях и на всех этапах подготовки материала. Получаю удовольствие от того, насколько моя профессия раширяет человеческие горизонты. Далеко не каждый имеет возможность такого диапазона общения: от доярки до Президента, от бабы Мани, которая в своей деревне лучше всех пироги печет, до заслуженных артистов, композиторов, писателей и т.д. За это я очень люблю журналистику, она делает жизнь интереснее. Для меня это удовольствие, это радость, это всегда открытие.
– За столько лет в практической журналистике переживали ли вы синдром эмоционального выгорания, о котором все чаще говорят в профессиональной среде? Как удалось побороть это состояние? Поделитесь опытом.
– Не буду лукавить, в моей жизни были моменты, когда вставал вопрос: «Зачем? Зачем ты этим занимаешься?». Случалось, отвечала: «Не хочу!». Но я не назвала бы это профессиональным выгоранием. Скорее, обыкновенная усталость. Перенасыщение журналистикой может сыграть с человеком злую шутку, поэтому во время отпуска позволяю себе на неделю выпадать из информационного пространства: не смотреть, не читать, не слушать! Но не более недели, потому что затем все это перетекает в синдром дефицита информации (улыбается). На мой взгляд, профвыгорание чаще случается у тех, кто ошибся с выбором профессии, либо когда у человека в сложный момент не оказалось рядом старшего товарища, который бы помог, подсказал. По молодости, конечно, и мне было обидно, когда редактор вычеркивал целые предложения из моих материалов. Но умение признавать нюансы, в которых ты не прав, – прекрасное человеческое качество. Нужно спокойно относиться к критике, когда она конструктивна.
– Какой отпечаток на личности оставляет журналисткая профессия?
– Во-первых, это привычка всегда и везде задавать вопросы. Удержаться от того, чтобы не спросить бывает очень сложно, даже в некоторых бытовых вещах. Во-вторых, привычка смотреть, слушать, видеть мир с позиции информационного повода. Это просходит совершенно непроизвольно. Журналист должен уметь наблюдать. Если нет этого качества, не натренировали подход – это может быть кому-то интересно? – журналиста не будет. Этот человек может пройти мимо шикарного инфоповода, он может не заметить потрясающего героя для материала. Настоящий журналист видит проблему там, где для большинства это пока ровное место. Люди вне нашей профессии потребляют информацию как данность, если ты журналист, ты уже подходишь к ней с определенными требованиями: насколько она компетентна, насколько она полна, чего в ней не хватает? У меня нет такой установки, что журналистикой я занимаюсь с 8:00 до 17:00 , суббота-воскресенье – выходной. Возможно, не очень хорошо быть фанатиком профессии, но в журналистике без здорового фанатизма просто не обойтись.
– Как изменилась журналистская профессия в цифровую эпоху? Каким образом технологии повлияли на конкретно вашу работу, в целом, на работу редакции «Зари»?
– Журналистика всегда соответствует временному пространству, в котором она находится. Технически современная журналистика круче, но на счет содержания я бы усомнилась. Появилась некая небрежность в журналистских материалах. Представителям профессии не хватает знаний по работе со словом, со структурой, архитектоникой текста. Нет уважительного отношения к тому, кто все это будет читать, слушать, смотреть. У нас была потрясающая плеяда преподавателей, которые с точки зрения разных наук, сумели воспитать уважение к слову и человеку, потребляющему информацию. С огромной благодарностью всегда вспоминаю Б.В. Стрельцова, М.Е. Тикоцкого, А.И. Наркевича, Н.Г. Коваленко, Т.Д. Кирилову, Т.Д. Орлову, Н.А. Сницереву, А.К. Свороба, Е.Л. Бондареву, Г.З. Бегуна, О.Г. Слуку, В.П. Воробьева… С одной стороны технологический прогресс – это хорошо. У журналистов появились новые инструменты для реализации своей профессиональной деятельности, ускорилась возможность донесения информации к читателю, зрителю, новые формы подачи информации. Но, к сожалению, хорошая, добротная журналистика почему-то на первоначальном этапе упустила интернет, поэтому имеем то, что имеем.
«Заря» старается идти в ногу со временем. Помимо печатной версии активно работаем с сайтом, социальными сетями. Практически все журналисты уже привыкли к тому, что сразу после посещения мероприятия необходимо быстро отписываться для сайта и соцсетей, а затем уже в более расширенном формате готовить материал для газеты. Три собкоровских пункта позволяют своевременно реагировать на события в районах. Областной газете в этом плане непросто: нужно учитывать информационный заказ жителей 16 районов Брестчины.
– Как думаете, для успешной работы в медиа сегодня необходимо получать профессиональное образование?
– Во все время были люди, доказывающие, что хорошим журналистом можно быть, не имея профессионального образования. Можно, если у тебя от природы есть талант видеть, слышать, удивляться, и ты умеешь эти эмоции передать другим. Долгое время, начиная с периода лунинецкой «районки», я активно работала с юнкорами. И могу сказать, что мотивация, с которой в 90-е годы, начало 2000-х школьники приходили в редакции кардинально отличается о того, что приходится наблюдать последние 10 лет. Появился большой процент людей, которые пошли учиться на журфак только потому, что кто-то им сказал, что в школе они неплохо писали сочинения. В мое время тоже не у всех абитуриентов была четкая мотивация, но было четкое представление, чем они будут заниматься: ребята приходили в редакции, общались с журналистами, по заданию делали материалы. Все это создавало нужный эффект. В приемной комиссии к портфолио абитуриента относились очень серьезно: для поступления необходимы были публикации.
Молодежь сегодня важно учить видеть мир, учить приемам сбора и обработки информации, работе со словом. Но положительный результат будет только в том случае, если студенты сами захотят познать профессию. Если, к примеру, мне неинтересна математика, то какой бы преподаватель не рассказывал о теореме, я бы уж точно оценивала его не с точки зрения математики и по итогу наших занятий математическим духом не прониклась бы.
– Какие советы вы бы дали начинающим журналистам?
– Главный совет: не бойтесь трудностей! Если есть желание добиться конкретного результата, все трудности временны и преодолимы. Больше читайте, больше смотрите, больше слушайте! Больше вопросов задавайте старшим коллегам, наблюдайте за тем, как они выполняют свою работу. Если чувствуете, что боитесь людей, занимайтесь аутотренингами, чтобы преодолеть эту неуверенность в себе. Интересуйтесь жизнью как таковой: что происходит, как происходит, почему происходит? Удивляйтесь и делитесь своими знаниями и эмоциями с другими. Если вы пришли в журналистику, попробуйте как можно раньше понять: вы влюблены в эту профессию, отвечает ли она вам взаимностью, хочется ли ей овладеть в совершенстве? Готовы ли вы ради нее (особенно на первоначальном этапе, когда в силу возраста не хватает опыта) пожертвовать своим временем, планами? Если ответ положительный – развивайтесь, работайте над собой. Если нет – поищите другую сферу приложения своих способностей и таланта, чтобы однажды в жизни избежать большого разочарования.
Елена КУНАХОВЕЦ,
фото из архива С.ТОБОЛИЧ