Руслан Ермак
Успешное сочетание инженерии с другими науками привело к возникновению большого разнообразия специальностей этой сферы. Среди наиболее востребованных – инженер станции технического обслуживания.
Об особенностях своей профессии рассказал Руслан Ермак, инженер СТО отдела диагностики и технического обслуживания Республиканского учебно-производственного центра практического обучения новым технологиям и освоения комплексов машин БГАТУ.
О выборе профессии
– В раннем детстве я мечтал стать водителем. Мой отец работал водителем, и я видел все особенности его профессии. Мне было интересно все, что связано с «железом», механизмами и автомобилями. Все свободное время я проводил в ремонтных мастерских. Дома я также находил себе занятие по интересам – разобрать какой-нибудь механизм до малейших деталей, а потом собрать обратно. В три года я разбирал рабочие часы до винтиков, потом заново собирал их, и они снова работали. В 15 лет я самостоятельно отремонтировал двигатель мотоцикла. Мне это было интересно, все легко получалось, в школе любимыми предметами были физика и математика, поэтому с выбором профессии у меня вопросов не возникло. Я знал, что буду инженером.
О выборе учебного заведения
К выбору учебного заведения я подошел серьезно. Сначала посетил День открытых дверей в БНТУ, затем решил изучить возможности профессиональной подготовки в БГАТУ. Мое знакомство с БГАТУ началось с посещения подготовительных занятий по физике. По окончании занятий я решил поступать в этот вуз. Сдал обязательный вступительный экзамен по физике на «отлично» (помимо тестирования) и поступил на бюджетное отделение факультета технического сервиса в агропромышленном комплексе. Я выбрал специальность «Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса».
Особенности обучения
Учиться было нелегко, особенно первое время. На первых курсах было много общеобразовательных предметов, а дисциплин по специальности мало, поэтому иногда было неинтересно. Но обратной дороги у меня не было, я твердо решил стать инженером. Первые годы старался учиться хорошо, «работал на зачетку». А потом уже зачетка работала на меня – успеваемость у меня была отличная, да и учиться стало интереснее, появились узкоспециальные предметы. Я получил отличные теоретические знания и практические навыки, которые в дальнейшем сыграли положительную роль в моем профессиональном становлении. После университета по распределению я должен был поехать в Дрогичинский район, но решил учиться дальше – поступил в магистратуру по той же специальности.
Первые профессиональные шаги
Моя трудовая деятельность началась на втором курсе. Сначала я работал в казино охранником. Затем устроился на должность механика в организацию, обслуживающую автомобили такси. Эта работа была близка к моей специальности. Я занимался организацией обслуживания и проверкой технического состояния автомобилей, которые проходили техосмотр перед каждым выездом, подписывал путевые листы, выпускал автомобили на линии, организовывал поставку автомобильных запчастей для автомобилей, непригодных для эксплуатации по техническим причинам. Работа мне нравилась, но в связи с сокращением в организации численности персонала, мне пришлось устроиться на другую работу – в интернет-магазин. Занимался продажей автомобильных товаров, их доставкой и установкой.
После магистратуры я остался работать в Республиканском учебно-производственном центре практического обучения новым технологиям и освоения комплексов машин БГАТУ. Работал заведующим лабораторией, занимался организацией проведения занятий по вождению среди студентов и оформлением соответствующей документации. Потом перевелся на должность инженера СТО отдела диагностики и технического обслуживания, где и работаю уже шестой год.
Моя работа мне нравится. Она полностью соответствует моим профессиональным интересам и склонностям. Еще в студенческие годы я увлекся ремонтом, когда у меня появился свой автомобиль. Все неисправности я устранял самостоятельно. Это была своеобразная практика, применение знаний, полученных в университете на деле.
Особенности профессии
Моя работа заключается в организации работы СТО. Я согласовываю графики технического обслуживания и ремонта автотранспорта БГАТУ, принимаю заявки, заказы на ремонт и техническое обслуживание, а также организую их выполнение. Слежу за сроками и качеством выполнения работ, за соблюдением порядка на СТО, участвую в практическом обучении студентов, провожу инструктаж, контролирую соблюдение техники безопасности. Организую и контролирую работу персонала СТО.
Своевременно предоставляю в органы Госстандарта на поверку оборудование и измерительные инструменты, требующие сертификации, осуществляю поиск, приобретение и получение со склада необходимых запасных частей и материалов, провожу их своевременное списание. В мои обязанности входит и ведение документации по СТО, подготовка отчетной информации.
Поскольку работа персонала на СТО сопряжена с определенными производственными рисками для здоровья, то одним из главных моментов в моей профессиональной деятельности является соблюдение требований по охране труда и пожарной безопасности, а также технологических нормативов и регламентов при выполнении работ. При прохождении учебных и производственных практик, при обучении и повышении квалификации в мои обязанности входит создание здоровых и безопасных условий труда, а также осуществление контроля за соблюдением обучающимися требований нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности.
Ну и, естественно – поддержание чистоты и порядка на рабочем месте. Этот пункт, мне кажется, можно отнести к любой профессии.
О профессионально важных качествах
В первую очередь, инженеру необходимо наличие технического мышления, развитые качества мышления: гибкость, оперативность, комплексность, системность, рациональность, критичность. Это своеобразный фундамент, на котором базируются остальные профессионально важные качества. Без технического мышления, мне кажется, выбирать профессию инженера – это как идти учиться на художника, не умея рисовать.
В моей профессии необходимо владеть техническим английским языком, хотя бы на среднем уровне, так как некоторые диагностические программы не адаптированы на русский язык.
Работа инженера более ответственна, чем кажется на первый взгляд. Малейшее несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты может привести к травмам на рабочем месте, причинить вред здоровью и жизни. Поэтому для инженера СТО важны такие качества, как внимательность, дисциплинированность и ответственность, они помогут избежать подобных инцидентов.
Немаловажными качествами являются уравновешенность, сосредоточенность, высокая степень самоорганизации, ориентированность на достижение результата.
Отдельно хочу отметить наличие качественного образования и профессиональной подготовки инженерного специалиста. Не ждите, что преподаватели «закинут» вам информацию в мозг, как документ на флешку. Много времени придется потратить на самообразование. Во время обучения в университете надо учиться, а не просто ходить на лекции. Особое внимание необходимо уделить специальным предметам. Даже малейшие пробелы в знаниях физики могут стать препятствием для качественного выполнения своих обязанностей. Все профильные дисциплины вы должны знать на «отлично», не ниже. Я имею в виду не отметку в зачетной книжке, а ваши реальные знания. Кроме профессиональных знаний инженер должен знать нормативно-правовые акты, внутренние нормативные документы, приказы и т.п. Производственные мощности и режимы работы оборудования ремонтной зоны, правила его эксплуатации.
Очень важны для инженера практические знания и навыки. И хоть данная должность предполагает больше организационную деятельность специалиста, способность самостоятельно произвести, например, техническое обслуживание автомобиля – это важное профессиональное умение. Иначе, как инженер может организовать работу персонала СТО, если он не знает, как эта работа выполняется на практике?
Инженер должен быть мотивирован на работу и выполнение своих профессиональных обязанностей. Если вы не готовы полностью отдаваться работе, выполнять ее добросовестно и ответственно, заниматься непрерывным самообразованием и стремиться к повышению квалификации, то лучше выбирайте другую профессию. Инженер СТО – это не та должность, где можно работать в «лайт-режиме», здесь нужно постоянно держать руку на пульсе.
Валентина КУЧУК
Фото из личного архива Руслана Ермака