Меня зовут Анатолий Иванович Оскирко. Я работаю учителем начальных классов в ГУО «Новобыховский УПК д/с-СШ» Быховского района Могилевской области. У меня высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория и почти двадцать лет педагогического стажа. Имею немало наград не только на уровне района, но и области. Неоднократно принимал участие в районном конкурсе «Учитель года», в котором становился призером…
Еще долго я мог бы перечислять свои заслуги и рассказывать о себе, ведь я очень люблю свою работу и профессию. Но главное для меня сейчас не в этом. Сегодня я хочу поговорить о профессии учителя в целом. Хочется развеять ложные стереотипы, а также обратить внимание подрастающего поколения на очень важную для общества профессию.
Стать учителем несложно. После окончания школы нужно успешно сдать ЦТ и при достаточном количестве баллов можно поступить в педагогический университет или колледж. И сразу после окончания учебного заведения уже можно работать с детьми.
Но стать педагогом и быть им – это, на мой взгляд, абсолютно разные вещи. Ведь специфика работы учителя очень сильно отличается от остальных профессий. Профессия требует не просто качественной передачи знаний, но и особых душевных качеств человека, выбравшего эту стезю. Я знаю большое количество людей, которые получили диплом учителя, но работать по профессии так и не смогли или просто не захотели.
Любовь к делу и любовь к детям – основа этой замечательной, нелегкой, но крайне благодарной профессии. Нужно искренне любить детей со всеми их достоинствами и недостатками, быть честным и порядочным по отношению к ним, ведь дети все очень тонко чувствуют. А еще учитель должен любить свою Родину и прививать эту любовь своим ученикам, в совершенстве владеть родным языком и обучать ему детей. Важно иметь желание научить детей знаниям, новому и интересному.
На мой взгляд, школа – это волшебное и удивительное место. Учитель отдает всю любовь и тепло своей души детям, вкладывает в них частичку своего сердца, получая взамен не только положительные эмоции от общения с детьми, но и искреннюю любовь многих маленьких сердец. Эта работа делает человека моложе и энергичнее. В основе учительской профессии лежит творческое начало. Именно оно помогает каждый раз заново вместе со своими учениками узнавать и понимать мир.
Работа учителя всегда считалась одной из самых интеллигентных и уважаемых. Остается она такой и в наше время. Ведь на плечах педагога лежит самый большой и ответственный труд – формирование личности. От талантливого, увлеченного своим делом учителя, его профессионального мастерства во многом зависит то, каким вырастет ребенок, его дальнейшая судьба.
К сожалению, бытует мнение, что работа учителя не подходит для мужчины. Многие считают, что молодым людям нужно выбирать более мужскую профессию. А такое явление как мужчина – учитель начальных классов и вовсе считается чем-то нестандартным или не совсем нормальным. В силу сложившихся стереотипов, люди привыкли видеть на этой должности исключительно женщин. Хочется возразить таким скептикам. И, надеюсь, что мне удастся хоть немного, убедить их в обратном. Я являюсь примером того, что мужчина в школе – это нормально. Я осознанно выбрал свою профессию, люблю ее всем сердцем, искренне и с душой отношусь к каждому ребенку.
Мне часто задают вопрос о том, какой у учителя отпуск и размер заработной платы. Для меня это не самое главное в работе, считаю, в первую очередь работа должна нравиться и ее нужно любить, иначе она не будет приносить удовольствия. Но я кратко постараюсь ответить на вопрос. Отпуск у учителя составляет 56 календарных дней. С зарплатой же немного сложнее, она зависит от многих показателей: нагрузка (количество часов, которые в неделю проводит учитель), категория, премия, надбавка, материальная помощь, а также стаж работы. Поэтому учитель никогда не сможет точно ответить, какая у него заработная плата. Скажу только, что при желании и наличии высоких показателей, заработная плата у педагогов очень даже достойная.
Для работников, желающих карьерного роста, в школе всегда есть возможность проявить и показать себя. Да и руководство постоянно ведет работу по поиску целеустремленных и инициативных педагогов.
Сейчас мне вспоминается одна моя выпускница прошлых лет. Она с детства мечтала стать учительницей белорусского языка, но, когда пришла пора делать выбор, девочка как-то оробела и растерялась. Оказалось, что боится, так как быть учителем – это очень ответственно. С вопросом: «Может быть мне стоит попробовать что-то попроще?» она ко мне и пришла. Я тогда ответил, что многие хотят выбрать в жизни путь полегче и попроще. Но со временем, для инициативного и целеустремленного человека, такой путь становится неинтересным, работа не приносит радости и удовольствия. А без этого идти по жизненному пути невозможно. Как выяснилось спустя годы, передо мной тогда стоял будущий замечательный учитель, талантливый педагог, бесконечно преданный своему делу, которого, кстати, сейчас очень любят дети.
Анатолий ОСКИРКО