Сегодня выбирать специальность и будущую профессию стало немного проще –профориентационную помощь можно получить и у школьного психолога, и у частных профориентологов. С другой стороны, мало кто из ребят школьного возраста с уверенностью готов сказать, кем он хочет работать хотя бы в ближайшие годы, а большинство переживает проблему выбора, даже получая профессиональное образование.
С какими проблемами сталкиваются ученики средних школ и можно ли их избежать? В кратком обзоре рассмотрим возможные причины, которые мешают правильному выбору профессии.
Отсутствует желание участвовать в выборе профессии
Это называется «неосознанной некомпетентностью». К сожалению, некоторые современные школьники страдают этим «недугом». Это состояние, когда человек не представляет, чем можно заниматься в будущем, и не считает нужным выбирать профессию. Такие люди рискуют неверно выбрать профессиональный путь и в будущем чувствовать себя не на своем месте.
Часто старшеклассники относятся к работе как к обязанности. Раз ее нельзя избежать, то пусть она хотя бы не слишком тяготит. Современные школьники не считают карьеру той сферой, где они могут реализовать свои личностные качества. Такое бывает, когда рядом нет специалиста, который объяснит нюансы выбора профессии, поможет сформировать видение своего будущего.
В таких случаях рекомендуется поучаствовать в профориентационных тренингах, получить консультацию психолога-профориентолога. Независимое мнение может помочь активизировать интерес к выбору профессии.
Низкая информированность
Современные дети получают в школе мало информации о профессиях. Школа дает необходимые знания по предметам школьного цикла, но не формирует представления о профессиях. Немногие школы предлагают ученикам внеклассные активности кроме предметных олимпиад и стандартных профориентационных мероприятий в шестой школьный день – посещений дней открытых дверей в учебных заведениях, ярмарок профессий и пр.
Некоторые школьники и вовсе не умеют пользоваться информацией, не знают, где искать информацию о профессиях и специальностях, возможностях обучения, как обрабатывать, как сравнивать, как вообще думать об образовании, чтобы оно принесло пользу.
Выпускники школ часто не имеют представления об особенностях подготовки в учебных заведениях, реальной трудовой деятельности и потом разочаровываются в своих ожиданиях, попадая в колледж и вуз. Поступив в учебное заведение, молодые люди понимают, что это не то, чем они хотели бы заниматься, но перестроить траекторию на данном этапе уже довольно сложно. Это яркий пример того, к какому результату может привести принятие неинформированного решения, когда при выборе дальнейшего пути подростки опираются на обрывочную информацию, слухи, сарафанное радио, мнение друзей, случайно увиденную рекламу. Как правило, они не видят всей картины в целом, всех имеющихся возможностей и путей. Представления о том, куда их приведут те или иные решения, не всегда реалистичны. Именно из-за принятие неинформированного решения подростки рискуют не реализовать свой потенциал.
Подверженность влиянию среды
Часто дети становятся заложниками представлений родителей и ближайшего окружения о правильном выборе профессии. Все сталкивались с ситуацией, когда мама знает лучше, на кого пойти учиться, папа уверен, что настоящий мужчина только тот, что служил в армии, а друзья зовут в колледж – за компанию сподручней, ведь одному как-то страшно. К сожалению, существует процент подростков, которые в силу своих личностных особенностей не могут самостоятельно сделать выбор и ждут от родителей или сторонних людей готовых решений. Они готовы в той или иной степени довериться близким людям при выборе места учебы и уверены, что семья и друзья помогут им потом с поиском работы.
Однако современные школьники не могут полностью положиться на опыт своих родителей, ведь люди старшего поколения получали образование, строили карьеру и семью в других условиях.
Например, родители, у которых нет диплома об окончании вуза, не имеют представления о том, что такое высшее образование, в чем его польза. Потому что, с точки зрения родителей, получивших в свое время профессиональное образование и рабочую профессию образование – это набор навыков, видимых, понятных, осязаемых. А те родители, кто уже имеет высшее образование, видят смысл образования иначе и умеют пользоваться им иначе.
Желание легкого заработка
У современного поколения старшеклассников бытует уверенность, что в интернете можно заработать, не прилагая усилий. Современные дети чаще всего хотят быть инфлюенсерами в социальных сетях, делая публикации о своей жизни и взглядах. К сожалению, молодежь воодушевляют примеры известных блогеров, которые из-за миллионных заработков в интернете бросают учебу и не видят смыла в получении диплома. Они видят успешных молодых людей, зарабатывающих рекламой в своих аккаунтах, не имеющих профессионального образования и часто не стремящихся к обучению. Подростков привлекает хорошо оплачиваемая работа, возможность распоряжаться своим временем, гибкий график, возможность рекламировать любимые товары за деньги. Для такой работы, как правило, не нужны развитые профессиональные навыки и личное общение с командой единомышленников.
Важно, чтобы в старших классах ребенок видел мир не через экран компьютера или смартфона, чтобы он мог изучить максимально возможное количество реальных профессий, познакомиться с людьми, увлеченными своим делом.
Диплом вуза как пропуск к жизненным благам
Многие родители и подростки считают поступление в вуз единственным правильным вариантом. Это коллективно разделяемое представление, формировавшееся на протяжении многих лет. Получение высшего образования считается важным для обеспечения себе нормальной жизни. Причем нормальная жизнь, которая имеется в виду, – это минимальный базовый уровень, позволяющий не остаться без работы.
Сегодня ошибочно рассматривать диплом вуза как гарантию успешного будущего. Не все выпускники могут самостоятельно найти место работы по окончании вуза, особенно это касается выпускников платной формы обучения, в то время как учреждения профессионального образования, напротив, часто сотрудничают с предприятиями, помогая выпускнику быстро трудоустроиться.
В колледже можно получить востребованную специальность, а по окончании – устроиться на работу и поступить в вуз на сокращенную форму обучения по интегрированной специальности.
Что же делать, если получить специальность, о которой мечтаешь, невозможно в существующих обстоятельствах? Кому-то мешают недостаточно высокие оценки аттестата, кто-то не уверен, что сможет поступить. Не у всех есть возможность оплатить учебу…
Чтобы желание исполнилось, нужно как можно больше трудиться и изучать информацию о профессиях, посещать различные профориентационные активности. Профориентационные практики расширят кругозор и поменяют взгляд на вещи, которые раньше казались сами собой разумеющимися. Кому-то это поможет понять, что путь к высшему образованию лежит не только через золотую медаль в одиннадцатом классе и успешные результаты ЦТ. Другие откажутся от этой идеи, потому что получить интересную работу можно и после колледжа.
Кроме того, многие профессиональные области развиваются стремительно, и возможно, специальность мечты еще не существует, но через 3-5 лет она появится. Поэтому важно постоянно учиться, развиваться и следить за актуальной повесткой. Нужно научиться ориентироваться в своих целях и желаниях, представлять будущее и свое место в нем, проанализировать свои возможности как ощущение контроля над своей судьбой, развивать умение преодолевать препятствия на пути к цели.
Готовых рецептов профессионального успеха не существует, для каждого он свой.
Мария ОГОЛЕВА