Исторически сложилось, что большинство рабочих процессов организовывались по принципу разделения труда. Каждый специалист выполнял свой узкий набор задач, другими словами, отвечал за определенный участок, за которым его закрепляли. Потребность разбираться в смежных областях и иметь знания и навыки не только в своей профессиональной области так остро не стояла.
Раньше работник осваивал выбранное направление, оттачивал мастерство, чтобы уже на производстве делать свою работу быстро и качественно, а затем передавать ее следующему специалисту в технологической цепочке. Уровень эксперта в отдельной профессиональной области считался верхом мастерства, к которому стремились все люди, мечтающие о карьерном росте, успехе и профессиональном признании.
Работники, которые в совершенстве владеют каким-то одним направлением, – это I-shaped-специалисты. Они профи в какой-либо узкой области и прекрасно знают, как качественно выполнить свою работу, но в смежных областях не разбираются совсем или имеют поверхностное представление. В результате, мы имеем проблемы в работе целой компании, если одно звено из нее выпадает по причине болезни, отгула или других причин. Процесс, который должен быть беспрерывным настолько, насколько это возможно, становится довольно зависим от взаимозаменяемости каждого члена команды.
Информационно-технический прогресс внес свои коррективы и появилась растущая потребность в специалистах нового уровня, которые не просто являются экспертами в узкой области, но и способны овладевать смежными профессиональными направлениями, благодаря гибкости своего мышления и способности адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающего мира. Концепция такого рода специалистов нашла свое отражение в модели компетенций T‑Shaped Skills, разработанной в 20-х годах Дэвидом Гестом, а затем развитой другими исследователями в области управления человеческими ресурсами.
В 1991 году в журнале Independed была опубликована статья Дэвида Геста под названием «The hunt is on for the Renaissance Man of computing», что в дословном переводе означает «Охота на компьютерного человека эпохи Возрождения», где автор предложил модель компетенций T‑Shaped Skills, согласно которой люди-Т являются уникальными специалистами «будущего», способными стать для компании лидерами абсолютно нового уровня.
Несмотря на то, что модель компетенций T‑Shaped Skills была разработана и предложена Дэвидом Гестом, свое распространение и популярность она приобрела лишь после выступления Тима Брауна, СЕО международной дизайн-компании IDEO, на одной из конференций.
Основная идея модели компетенций заключается в том, что «люди-Т» – это специалисты нового уровня, которые не только обладают высоким уровнем знаний в одной конкретной области, но и сочетают его с достаточно весомыми знаниями в смежных профессиональных областях. Вы можете задаться вопросом, а причем здесь буква «Т»? Еще до того, как Дэвид Гест предложил свою модель компетенций, в области управления человеческими ресурсами выделяли два типа лидеров: I-специалистов (I-shaped) и дженералистов.
I-shaped обозначается вертикальной чертой «I», как видно в его названии. Это эксперт в одной области.
Дженералист обозначается горизонтальной чертой «–» и подразумевает многопрофильного специалиста, не являющегося экспертом одной области. Это также склонность к сотрудничеству и выстраиванию контактов.
Таким образом, T‑shaping – это соединение «I» и «–», получилась буква «Т». Другими словами, вертикальная черта – это глубина в рамках одной профессиональной области, а горизонтальная – знания в смежных областях и небольшой практический опыт в них.
Давайте подытожим, T‑shaping (англ.) в буквальном переводе
«Т-образный». Это метафорическое определение специалиста, владеющего одним делом в совершенстве и имеющего некоторую осведомленность в смежной области. Например, водитель троллейбуса может в случае небольшой поломки осмотреть транспортное средство и по возможности устранить ее, но он не способен заменить механика и выполнять функции этого специалиста в полной мере. Но, как видно из примера, в данном случае многопрофильность водителя троллейбуса способна минимизировать задержки движения городского транспорта, а следовательно, повысить качество обслуживания. Идентичные примеры можно привести и в других отраслях: копирайтер, который умеет не только написать статью на заданную тему, но и сверстать ее, сделать к ней иллюстрацию, осуществить ее SEO-оптимизацию и т.д.
Основные характеристики T‑shaping специалиста
Вертикальная черта отвечает за экспертность. Она находит свое отражение в способности креативно подходить к решению возникающих вопросов. Высокий уровень профессионализма и стремление к постоянному развитию так же являются маркерами «вертикальных» компетенций.
Горизонтальная черта, как говорилось ранее, показывает нам степень владения навыками в смежных областях, но также говорит о склонности специалиста к сотрудничеству, а это важное качество для командного игрока. Желание не только личного успеха, но и успеха команды является важной мотивацией и вдохновением приобретать новые навыки и быть максимально полезным. Для такого специалиста, постоянное обучение и развитие становится стилем жизни и девизом в профессии.
T‑shaped специалист проявляет высокую степень сочувствия и понимания коллег: эта черта помогает ему не просто понимать проблему, но и представлять ее с разных сторон для поиска альтернативных решений. Еще одна важная черта – это энтузиазм, проявляющийся в стремлении к росту в собственном деле, смежных дисциплинах, самосовершенствованию до такой степени, чтобы не просто изучать и осваивать новые навыки, а внедрять в дело. Т.е. практические навыки у таких людей направлены и в глубину, и в ширину. Умение слышать – еще одно важное качество для «Т-образного» специалиста.
Основные отличия T‑ shaped от I- shaped специалистов
Ранее мы определили, что главное отличие T‑shaped от I-shaped – это глубина и охват профессиональных знаний. Но, это далеко не все отличия, модели работы с этими специалистами тоже разные.
I-shaping – люди с определенным набором навыков в рамках одной области. Это специалисты узкой направленности, как правило, у них нет потребности работать в команде и общаться с коллегами смежных специальностей. I-shaping в большинстве случаев не способны к выстраиванию коммуникаций. Другими словами, у каждого из специалистов есть своя точка зрения, и они считают ее приоритетной, не видя альтернатив. В случае переговоров узких специалистов максимум, чего можно достичь, – это компромиссы между их решениями и вывод общего знаменателя. Результаты такой деятельности не бывают впечатляющими.
T‑shaping специалисты умеют сотрудничать и стремятся к взаимодействию. Однако они должны быть экспертами в своей области, иначе к «Т-образным» их относить не стоит. В профессиональной среде опыт и навыки – это важные составляющие эффективности сотрудника и факторы, определяющие уважение в группе. Человек может быть общительным, умеющим договариваться, настаивать на своем, но, если в нем отсутствует ключевая экспертность, доверие и уважение в коллективе он вряд ли получит.
В группах, где преобладают
I-shaping-специалисты, для организации диалога нужен фасилитатор – человек, умеющий завязывать конструктивные диалоги, кем, по сути, и являются T‑shaping. Они способны сами в нужное время завести беседу с нужными коллегами, их не нужно организовывать, а значит, управлять таким коллективом гораздо проще, чем следить за каждым отдельным специалистом, действующим только в рамках одной компетенции и не желающим вникать в другие смежные вопросы.
Сильные и слабые стороны T‑shaping
Среди HR-менеджеров спрос на «Людей-Т» растет с каждым днем. Это одни из самых конкурентоспособных специалистов. Опытные рекрутеры выискивают таких экспертов и делают все возможное, чтобы в команде было как можно больше T‑shaping.
Сильные стороны «Людей-Т»:
Сильные стороны T‑shaping объясняет высокий спрос на них. Однако слабые стороны у таких сотрудников тоже есть, их нужно учитывать:
Чтобы положительные качества T‑shaping не трансформировались в негатив, важно поддерживать правильную мотивацию и регулярно учиться, повышать профессиональные навыки – такому эксперту рекрутеры всегда рады.
Необходимо отметить, что классическая система образования направлена на подготовку «I-образных» специалистов, т.е. хорошо разбирающихся только в одной сфере. Соответственно навыки Т-специалиста относятся скорее к личностной работе и особенностям. Рекрутеры компаний нацелены на поиск людей, у которых есть задатки T‑shaping. Это тонкий психологический процесс, ведь качества, прописанные в резюме соискателем, субъективны, поэтому HR нужно увидеть потенциал на собеседовании:
HR-менеджер может изучить странички кандидата в социальных сетях, чтобы понять, как и о чем он думает, каков его невербальный посыл. Это один из способов находить информацию о потенциальном сотруднике.
Например, специалист, который поделится достижениями о реализованных проектах, – это больше I-shaping. T‑shaping же расскажет о том, как работает в команде, как помогал другим людям прийти к совместному результату. HR-менеджеру важно увидеть в соискателе эмпатию, склонность к сотрудничеству, интерес к командной деятельности.
В некоторых прогрессивных школах уже готовят «Т-образных» специалистов, самая известная – D-школа в Стэнфорде (Институт дизайна Хассо Платтнера). Студентов обучают быть многопрофильными специалистами и развивают их кругозор, способность креативить и гибко мыслить.
На постсоветском пространстве некоторые университеты вводят систему майноров – это возможность для студентов посетить какие-либо курсы по интересам, попробовать обучение в других странах.
Компании, для которых в приоритете – найм сотрудников Т-образного типа, понимают, что найти их непросто, это гораздо сложнее, чем искать узких специалистов. Чем сложнее требования к специалистам, тем больше вопросов нужно им задать, необходимо время на объективный анализ навыков специалиста. С этой целью компании предлагают испытательный срок и стажировку – это хорошая возможность понять, подходит человек запросам компании или нет.
Три условия, чтобы стать специалистом T‑shaping
Мотивация – понимание к чему двигается специалист или его команда крайне важна. Избегайте уничижающих и обесценивающих мыслей. Каждый участник процесса важен, каждый шаг на пути к результату также важен, пусть он и маленький.
Автономность – важно научиться самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность. Принцип автономности используют менеджеры и рекрутеры в компаниях – они создают стажеру или работнику условия, в которых он сам должен научиться принимать решения. Помните, что ошибки – это неотъемлемая часть работы, главное – не опускать руки и стремиться к высокому результату.
Мастерство – прокачивайте свои навыки, практикуйтесь, узнавайте новое в своей области, посещайте профильные мероприятия. Прогресс захватывает все профессиональные области, они видоизменяются, совершенствуются. В IT-сфере эта скорость значительно выше, в промышленности изменения происходят медленнее, но стараться соответствовать и актуализировать свои навыки нужно всегда. Желание развиваться и расти – это внутреннее состояние человека. В нем важны самодисциплина и самоорганизация.
Пусть ваш карьерный путь будет впечатляющим. Желаем вам успехов в профессиональном и личностном росте, верим в то, что вы обязательно сможете овладеть необходимыми навыками, чтобы с гордостью носить звание «T‑shaping-специалист». Научитесь ставить перед собой цели, отслеживать свой прогресс и заниматься самообразованием. Уверены в вашей уникальности и высокой востребованности на рынке труда, как эксперта будущего!
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ