Выбирая профессию, важно понимать, какое образование для нее потребуется и в чем будут состоять функциональные обязанности, а также представлять, в чем заключается работа, какая она «на ощупь». Поэтому быть осведомленным о профессии только на словах бывает недостаточно, каким подробным бы ни было описание.
Одной из эффективных форм ознакомления учащихся с современными профессями и разными условиями труда являются профориентационные экскурсии, которые призваны погрузить школьников в палитру самых разнообразных профессий: производственных, интеллектуальных, творческих, исследовательских, медицинских и многих других.
Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.
Цель профориентационной экскурсии – профессиональная ориентация учащихся, помощь в выборе будущей профессиональной деятельности на основе ознакомления учащихся с различными профессиями и производственными объектами. Экскурсия призвана помочь школьникам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.
Профориентационные экскурсии также имеют целью побудить учащихся к повышению активности в личном и профессиональном самоопределении, сформировать положительный настрой к трудовой деятельности, уважение к профессиям и результатам труда.
В ходе экскурсионного мероприятия школьники должны узнать о производственной и социально-культурной сфере, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации на предприятии. Помимо расширения кругозора экскурсии показывают работу предприятия (организации) или учебного заведения изнутри. Школьники могут увидеть производственные цеха и площадки, рабочие лаборатории, экспериментальные установки, конвейерное и штучное производство, работу специалистов разных отраслей и профессий, учебный процесс и даже поучаствовать в мастер-классах, утоляя любопытство и азарт, попробовать себя в чем-то новом. Поэтому важно отметить как теоретическое, так и практическое значение профориентационных экскурсий.
Экскурсия является одним из эффективных видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.
Привлекательность экскурсии как формы профориентации определяется несколькими факторами:
Чтобы профориентационные экскурсии приносили пользу, необходимо тщательно продумать, на какие объекты направлять внимание учащихся, а также привлечь к проведению экскурсий хорошо подготовленных специалистов. При подготовке экскурсии необходимо определиться с ее типом, составить план, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.
Типы экскурсий
Профориентационные экскурсии можно разделить по двум основным направлениям: экскурсии в учебные заведения (УПТО, УССО и УВО) и экскурсии на предприятия (организации).
Профориентационная экскурсия в учебное заведение является одной из форм проектирования профессионального маршрута обучающихся и оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, представлений о содержании трудовой деятельности в различных производственных и научно-исследовательских областях. Программа экскурсий включает посещение музеев учреждений образования, встречу с представителями преподавательского состава, знакомство со специальностями, по которым осуществляется подготовка специалистов, демонстрацию основных научных достижений студентов и преподавателей, посещение учебно-производственных мастерских, профильных лабораторий, ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием.
Многие учреждения профессионально-технического и среднего специального образования проводят комплексные профориентационные экскурсии с посещением базовых предприятий. Посещая учебное заведение, школьники не только знакомятся со спецификой подготовки в учреждении образования, но и имеют возможность побывать там, где вчерашние выпускники применяют свои знания и умения уже в статусе работников – на предприятии, которое является заказчиком кадров. Такими яркими примерами профориентационной работы обладают многие колледжи.
По типам профориентационные экскурсии подразделяются на обзорные, тематические и профессиографические.
Обзорная (многоплановая). Обзорная экскурсия организуется с целью общего знакомства с предприятием (организацией). Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов одного предприятия и проводится по определенному маршруту: музей, цеха, отдел технического обучения и т.д. Она сопровождается краткой беседой с одним-двумя специалистами на каждом участке по ходу экскурсии, рассказом о специфике деятельности предприятия.
Тематическая. Тематические экскурсии посвящаются раскрытию одной темы. К тематическим экскурсиям относятся производственные экскурсии на предприятия. Экскурсии на предприятие могут включать:
На промышленном предприятии может происходить знакомство учащихся с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.
Существенное значение для профориентации учащихся имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке рабочих и специалистов. Среди этих требований – умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.
На производстве учащиеся имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для учащихся ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание учащимися возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, проектной деятельности.
Профессиографическая. В профессиографических экскурсиях раскрывается содержание отдельной профессии. На предприятии обучающиеся знакомятся с содержанием деятельности рабочего (специалиста) и степенью механизации труда, потребностью в кадрах, возможностями совмещения работы с учебой, перспективой роста квалификации, требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями.
В основу разработки содержания профессиографических экскурсий должен быть положен профессиографический материал (профессиограммы и описания профессий): общие сведения о профессии, характеристика процесса труда (сфера деятельности и вид труда), условия труда, требования профессии к физическим и психологическим качествам человека, требования к профессиональной подготовке. Группы обучающихся формируются по интересам.
Тип экскурсии выбирается в зависимости от профориентационных задач, содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе, возраста учащихся.
Подготовка и проведение экскурсии
Организация, подготовка и проведение экскурсии предусматривают следующие этапы:
1. Подготовительный этап. Работа над любой экскурсией начинается с четкого определения ее темы, выбора экскурсионного объекта, постановки целей и задач.
Выбор темы экскурсии (чему посвящена, какие сферы профессиональной деятельности, профессии, будут освещаться).
Выбор темы должен быть обоснован и актуален для целевой аудитории. Важным моментом является умение слышать и понимать интересы и потребности своих учащихся классными руководителями, педагогами, родителями.
Выбор экскурсионного объекта.
Отбор экскурсионного объекта для профориентационной экскурсии должен осуществляться с соблюдением обязательного условия: экскурсии намечаются только на производство с современной техникой и технологией (иначе получится антипрофориентация). Это могут быть предприятия машиностроения, радиоэлектронной промышленности, металлургии, химической промышленности, транспорта, строительной индустрии, связи и т.д. Полезно также проводить экскурсии на предприятия местного значения: на электростанцию, в троллейбусный парк, автомобильное хозяйство, на строительную площадку, телефонную станцию или телецентр, на цементный, стекольный, керамический заводы.
Наиболее популярными направлениями экскурсий для школьников являются предприятия пищевой промышленности (выпускающие хлебобулочные изделия, полуфабрикаты, замороженные продукты, газированные напитки), предприятия автомобилестроения.
Разработка плана и содержания экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа (с указанием, кто, где и что рассказывает и показывает).
Подготовка учащихся к ознакомлению с экскурсионным объектом (предприятием, организацией, учебным заведением).
Любая профориентационная экскурсия требует предварительной подготовки учащихся. Школьники должны быть ознакомлены с предстоящей работой. Заранее необходимо сообщить тему экскурсии и ее значение, цели посещения, обсудить план наблюдения (что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью), дать школьникам общие сведения о предприятии. Необходимо дать учащимся задание (одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.
Подготовка экскурсоводов. Экскурсия пройдет наиболее эффективно, если экскурсовод:
2. Основной этап (проведение экскурсии).
Вступительная беседа.
Во вступительной беседе экскурсовод предлагает общий план осмотра объекта, выясняет, что знают учащиеся об объекте, с которым они знакомятся. Отдельно акцентирует внимание на правилах техники безопасности и поведении учащихся в цехах, отделах, учебных кабинетах. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.
Демонстрация с пояснением.
После вступительной беседы экскурсовод ведет учащихся по экскурсионному маршруту. Например, на производство, где в сжатой форме дается характеристика цехов и выполняемых работ. Подводит учащихся к рабочему месту специалиста – представителя определенной профессии, дает ее профессиографическую характеристику. Учащиеся одновременно наблюдают за работой специалиста и слушают экскурсовода. По ходу экскурсии они задают вопросы.
При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии «старое – новое – будущее». Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен.
Одни из важнейших рекомендаций для организации профориентационной экскурсии: сформировать определенную структуру посещения, скоординировать группу по намеченному плану, не теоретизировать мероприятие излишне и не затягивать экскурсию по времени, так как есть риск утомить учащихся.
Заключительная беседа (обмен впечатлениями, ответы на вопросы).
После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. Обсуждаются, систематизируются полученные знания.
3. Заключительный этап.
Рефлексия, подведение итогов экскурсии (проводится вне экскурсионного объекта) Что нового узнали? Что было интересным? Что представляют собой профессии?
Выявление эффективности проведения экскурсии путем анкетирования.
С целью улучшения организации работы проводимых экскурсий желательно провести оценку их эффективности. С помощью анкетирования можно выявить профнамерения учащихся.
Оформление учащимися итогов (отчет, альбом, реферат, описание профессий, информационный бюллетень, стенгазета и т.д.).
Доменика БАРАНОВА