Профориентационные игры – это эффективная форма профориентационной работы в школе, которая имеет большое значение в самоопределении обучающихся. Использовать профориентационные игры можно как в составе развивающих занятий, тренингов, классных часов, так и при проведении любых мероприятий, посвященных профессиональному самоопределению школьников.
Цель: формирование способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
Количество участников: 10-15 человек.
Время проведения: 30 минут.
Процедура проведения. Все участники достают чистый листок бумаги. Ведущий дает следующую инструкцию: «Вы должны нарисовать на листке бумаги самого себя, то есть сделать автопортрет. Рисунок должен быть на всю страницу, размещаться по центру и отображать только лицо. Желательно нарисовать его быстро. Подписывать работу не надо. Даже, если вы считаете, что не умеете рисовать, все равно попробуйте».
Примечание. Если кто-то наотрез откажется себя рисовать, то насильно его заставлять не следует. Если окажется, что таких участников много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить.
Когда все участники нарисуют свои автопортреты, ведущий собирает листочки и перемешивает их, как бы показывая, что ему не важно, кто именно на них нарисован. Затем раздает игрокам эти же листочки, но уже в случайном порядке и дает новое задание: «Посмотрите внимательно на рисунок, постарайтесь понять, какой человек на нем изображен, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто именно здесь нарисован. На обратной стороне листочка с автопортретом напишите профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».
Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листок, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету.
Примечание. Опыт показывает, что упражнение проходит при активном участии игроков. Ни в коем случае нельзя выяснять, кому принадлежит рисунок, вручать его автору, так как далеко не каждый участник обладает художественными способностями и чувствует себя уверенно. По окончании упражнения ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их на память.
Будет лучше, если ведущий также нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, во избежание неловких ситуаций.
Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным. Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала.
Цель: проверка своей способности оценивать образ мышления группы людей.
Количество участников: 10-15 человек.
Время проведения: 30 минут.
Процедура проведения. Ведущий выбирает из Списка №1 от 10 до 20 «обращений». Он зачитывает их одно за другим.
Задача игроков: выбрать ответ, который наиболее вероятно даст большинство участников. Рядом с порядковым номером пункта необходимо написать ответ, который предположительно даст большинство присутствующих. При этом участники не имеют права обмениваться мнениями (жестами, мимикой), лучше всего соблюдать полную тишину. Ответы не должны выражать личные вкусы, привязанности, увлечения, демонстрировать оригинальность и находчивость.
Список №1
Примечание. Ведущий может придумать любые другие обращения по своему усмотрению.
Когда игроки запишут ответ на последний пункт, ведущий начинает подсчет баллов. На каждый пункт зачитывается вариант ответа. Все игроки, выбравшие его, поднимают руки. Балл равен количеству игроков, выбравших одинаковый вариант ответа, минус единица. Например, на первый пункт ответ «орел» выбрало 5 игроков, ответ «решка» – 8 игроков. Выбравшие «орел» проставляют себе по 4 балла каждый, выбравшие «решку» – по 7 баллов. Если игрок оказывается в единственном числе, он ставит себе 0 баллов. Выигрывают участники, набравшие максимальное количество баллов.
В ходе обсуждения причин выбора того или иного ответа оказывается, что член группы выдвигает собственные мотивы, а не мотив «предположительный выбор большинства».
Примечание. Причины подобного расхождения между инструкциями и объяснениями могут стать предметом обсуждения. Об игроках, набравших много баллов, можно сказать, что им хорошо удается понять внутренний мир и оценить реакции других людей (хотя доказательства этого имеют лишь вербальный характер).
Полученные результаты можно использовать в качестве материала, используемого игроками для самопознания (каждый игрок получает представление о себе, в результате он может внести исправления в самооценку, избежать переоценки или недооценки).
Примечание. В соответствии с указанием ведущего игроки излагают ход своих мыслей, сравнивают и оценивают их эффективность. Тем самым они получают возможность увидеть специфику своих размышлений. Ценным является переживание буквального «ощущения» некоторых из барьеров в процессах мышления.
Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
Количество участников: 10-15 человек.
Необходимые материалы: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.
Время проведения: 30 минут.
Процедура проведения. Участники игры все вместе рисуют на листе ватмана «мир», четко прорисовывая границы государств. После того, как «мир сотворен», ведущий делит группу на несколько подгрупп и разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:
После того, как все подгруппы справятся с заданием, проводится презентация участников каждой из подгрупп по следующей схеме:
По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие «мира», оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по УВР
ГУО «Горковская средняя школа»