Попросите знакомых назвать несколько любых профессий. В большинстве случаев вы услышите о широко распространенных профессиях, необходимых в жизни развитого общества, таких как бухгалтер, экономист, юрист, продавец, парикмахер, врач, строитель, учитель и т.д. И это неудивительно. Не будем спорить с тем, что профессию мы выбираем с далеким жизненным «прицелом» – иметь работу и средства к существованию. Но среди общего перечня современных профессий есть те, которые известны нам издавна и имеют богатую культурную силу. Эти профессии, в первую очередь, – для души, и лишь во вторую – для денег. Это ремесленные профессии.Народные ремесла – это процесс создания рукотворных изделий из различных подручных материалов, таких как глина, дерево, ткань, камень и т.д. Работа ремесленника является результатом сложного творческого процесса. Мастер не только знает техники выполнения того или иного изделия, но и обладает обширными знаниями в области истории, культуры и искусства. Помимо этого, он выполняет работу вручную, поэтому очень важен творческий потенциал и умелые руки. Каждое творение, созданное ремесленником, считается особенным и неповторимым, уникальным и оригинальным.
Сегодня вещи, созданные мастерами народного промысла, пользуются огромной популярностью. Творчество народных ремесленников привлекает внимание людей, так как их работы необычны и созданы скорее для просвещенных любителей, чем для массового потребления. Также их с радостью приобретают туристы. Дело в том, что большинство подобных изделий не только служат по предназначению, но и выполняют эстетическую функцию.
Ремесленник – это человек, который увлекается этнографией и с трепетом относится к народным традициям. Также он постоянно обучается и занимается самообразованием, перенимая опыт своих коллег. Сегодня ремесленный промысел занимает свое место рядом со многими сферами труда. Такая работа делает людей счастливыми, ведь она дает возможность заниматься любимым делом, зарабатывая при этом на жизнь.
Ремесленный промысел имеет важное значение для культуры народа, так как виды ремесел, способы изготовления вещей и даже исходные материалы отражают его возможности, вкусы, интересы и взгляды на окружающий мир. На протяжении веков белорусы передавали и хранили знания о старинных народных промыслах, считая их одним из ценнейших достояний народа. Благодаря этому сегодня мы не только знаем о наших ремеслах, но и можем освоить многие из них.
До XVI века наиболее развитыми ремеслами белорусов были плотничество, ткачество, бондарное ремесло, мукомольный промысел и соломоплетение.
Пик развития белорусского ремесленного дела пришелся на XVI век. Ученые насчитывают более двухсот ремесленных профессий того времени. Развивалась специализация не только самих умельцев, но и целых белорусских городов. К примеру, Гродно славился производством строительных материалов, Минск – обработкой металлических изделий.
В середине XVI века белорусские ремесленники стали объединяться в цеха, которые только способствовали их творческому развитию. Уже в XVII веке насчитывалось более 100 белорусских ремесленных объединений. Однако в процессе индустриализации они, в соответствии с мировой тенденцией, начали вытесняться промышленным производством.
Сегодня ремесленное дело вновь актуально. Если еще пять лет назад в Беларуси насчитывалось всего несколько сотен современных ремесленников, то сегодня их количество возросло в десятки раз. Способствуют развитию ремесленного дела и росту числа ремесленников особое внимание к народному промыслу и создание благоприятных условий для его популяризации. В последние время белорусы активно интересуются народным творчеством, ежегодно устраиваются различные выставки-ярмарки, проводятся мастер-классы и создаются тематические кружки.
Ремесленник – лицо (мастер или подмастерье), обладающее определенными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы – конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов.
Кузнечное ремесло
Кузнец – мастер по обработке металла. Именно благодаря представителям этой профессии человеку стало легче адаптироваться к природе. С предметами, изготовленными кузнецом, легче и охотиться, и землю возделывать. Сельский кузнец, «коваль», изготавливал подковы, гвозди, ножи, серпы и косы, лопаты и сковороды.
Кузнечное ремесло – одно из старейших ремесел Беларуси. Кузнечное дело считалось у славян занятием таинственным. В славянской мифологии кузнецам покровительствовал бог огня Сварог.
Подкова – самое распространенное изделие кузнеца – до сих пор считается в народе амулетом и оберегом. Прибитая над дверью концами вверх, она не пустит зло в дом; прибитая над кроватью – избавит от дурных снов; подкова в дымоходе помешает влететь ведьме.
Кузнечному делу обучают:
• УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения» (уровень ПТО);
• УО «Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (платные курсы);
• Центр повышения квалификации ПромТехОбразование (платные курсы).
Гончарное ремесло и пластическая керамика
Гончар – мастер по изготовлению изделий из глины. Гончарное ремесло на территории Беларуси известно с эпохи неолита, когда появились первые вылепленные вручную глиняные изделия, посуда для приготовления пищи на огне.
Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной обработке. Различали несколько способов: обваривание («гартаванне»), задымливание и глазуровка («глазуравание»). Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой (рябой), задымленная – черной, остальная – красной, глазурованной и простой.
Со временем гончарное ремесло, как и многие другие, превратилось в искусство. Отдельной темой развития гончарного ремесла является мелкая пластика. Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.
Гончарному ремеслу обучают:
• УО «Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (уровень ПТО);
• УО «Кобринский государственный политехнический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Бобруйский государственный колледж имени А.Е.Ларина» (уровень ПТО);
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО).
Лозоплетение
Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.
Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду («берасцянкi»). Повсеместно употреблялось липовое лыко, из него плели лапти, кошели («варэнькi»), вили веревки.
Лозоплетение – одно из наиболее хорошо сохранившихся ремесел на сегодняшний день. Навыки этого народного ремесла практически не были утрачены, а изделия – корзины, мебель, сувениры – пользуются неизменным спросом.
Лозоплетению обучают:
• УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (уровень ПТО);
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО).
Соломоплетение
Соломоплетение – одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из соломенных жгутов плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки, шляпы и др.
Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле. Подвесные соломенные «пауки» изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной символизировал Создателя и его творение – вселенную. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – в красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.
Соломоплетению обучают:
• УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (уровень ПТО).
Бондарное ремесло
Бондарь – ремесленник, изготавливающий бочки, кадки или другую обручную или вязаную посуду. По-другому мастеров этого дела называли еще бочар, обручник. Практически в каждой местности наряду с кузнецом, гончаром и мельником был свой бондарь, который изготавливал бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки. Клепками назывались особые дощечки. Есть два их вида – колотые и пиленые. Колотые делаются вручную, пиленые – с помощью пилы. Между собой клепки стягиваются обручами – металлическими или деревянными.
Емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка – «вадзянка», бочонок – «бiклага, барылка»), для хранения продуктов и различных вещей («кубел» – для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашня – «дзяжа» и др.). Опытный бондарь владел и владеет не только приемами изготовления посуды, но и понимает особенности той или иной породы древесины. Так, мед лучше всего хранится в липовой бочке, а в посуде из дуба быстрее всходит тесто.
Бондарному ремеслу обучают:
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (платные курсы).
Резьба по дереву и бересте
Резчик по дереву – мастер, занимающийся художественной резьбой. Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Композиции традиционной орнаментальной белорусской резьбы обычно красиво и свободно развиваются в виде побегов растений. Излюбленный мотив – виноградная лоза. Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. Одними из самых распространенных орнаментов были так называемые солярные знаки или символы Солнца. Солнце олицетворяло начало жизни и чистоту человеческих помыслов. Известны и другие знаки. Так, дерево является символом взаимосвязи всего в мире, жизни рода: корни дерева – предки, ствол – живущие, крона – будущие поколения. Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.
Современные белорусские мастера возрождают традиции, изготавливая самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия.
Резьбе по дереву и бересте обучают:
• УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» (уровень ПТО);
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Кобринский государственный политехнический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (платные курсы).
Ткачество
Ткачество – один из самых распространенных видов белорусского народного искусства. Это истинно женский вид ремесла.
Ткачиха – работница, занимающаяся изготовлением полотна на ткацком станке (кроснах). Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки. Основную часть приданного девушки составляли тканые изделия: одежда, постель, рушники, скатерти. Основными материалами для ткачества служили и служат лен, овечья шерсть, конопля. С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев. Рушник – не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике принимали новорожденного, подносили и подносят хлеб-соль, украшали красный угол в хате.
При всем многообразии декоративных и композиционных решений, которыми отличаются рушники из разных мест Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Как правило, они имеют белое поле, на котором преимущественно по концам располагается тканый или вышитый геометрический узор красного цвета, часто с небольшим добавлением черного или желтого. Скатерти (абрусы, настольники), как и рушники, также выполняли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту. Характер декора, рисунок орнамента, колорит скатертей и рушников во многом близок, хотя декор скатертей более сдержан и деликатен. Рисунки: ромбы символизируют благополучие, солнце, красный цвет – символ огня, жизни, черный – символ земли, почвы, васильковый – цвет неба, белый – цвет здоровья, свободы. Ткачество как народное ремесло (помимо сферы художественной промышленности) живет и развивается в Беларуси и в наши дни.
Ткачеству обучают:
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Полоцкий государственный химико-технологический колледж» (уровень ПТО).
Валяние
Валяние – это уникальная техника декоративно-прикладного творчества, которая позволяет создавать одежду и обувь, а также ткать определенный рисунок или орнамент.
Валяльный промысел издавна играл важную роль в быту белорусов. Он имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов. Валяная войлочная шапка «магерка» – один из основных головных уборов белорусских крестьян. Летом белорусы носили широкополую войлочную шляпу – «брыль», «капялюш». В конце XIХ века в обиходе зажиточных крестьян появилась зимняя обувь – валенки. Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой. Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел возрождается.
Валянию из шерсти обучают на платных курсах и мастер-классах, а также в кружках по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Плотничество и столярное дело
Плотничество (по-белорусски – цяслярства) было повсеместным занятием еще в феодальную эпоху. Основная масса плотников (теслей) проживала в селах и в качестве феодальной повинности выполняла все строительные работы в имениях и частных фермах. Артели плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви.
Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.
Плотничеству и столярному делу обучают в учреждениях профессионального образования строительного профиля.
В наше время внимание к ремесленному делу и его развитию со стороны общественности увеличилось. Это способствует передаче знаний и умений от одного поколения другому, а значит – обогащению белорусской национальной культуры в общем.
Сегодня ремесла и промыслы популярны как различные формы занятий. Для многих народное искусство превращается в увлекательное хобби, а трудолюбивые и целеустремленные мастера и ремесленники связывают с ним свою трудовую деятельность. Стоит отметить, что среди людей, профессионально занимающихся ремеслом, все чаще встречается молодежь, которая осознанно выбирает эту сферу деятельности. Причинами, которые подталкивают молодых людей выбрать этот вид деятельности, являются престижность профессии, возможность проявить свои творческие способности, а также достойная оплата труда.
Доменика БАРАНОВА