Современный человек много внимания уделяет развитию навыков, получению знаний и компетенций, часто не обращая внимания на то, что для успеха требуется хороший фундамент – сильный характер. Можно обладать необходимыми знаниями и навыками, но быть безвольным и неуверенным в себе человеком, что не позволит прийти к профессиональному успеху.
В основе сильного характера человека лежат его волевые качества и черты. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей. Человек, который умеет преодолевать трудности, обязательно обладает целеустремленностью и развитой силой воли. Вот эти основные черты и составляют сильный характер, если говорить обобщенно.
Волевые качества
Волевые качества – это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека, его нравственными установками, но и врожденными особенностями проявления свойств нервной системы.
Волевые качества также рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям.
К положительным волевым качествам относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д. Качества, которые характеризуют слабость воли личности: беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и т.п.
Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них.
Базовые волевые качества
К базовым (основным) волевым качествам можно отнести энергичность, терпеливость, самообладание, выдержку и смелость.
Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.
Терпеливость проявляется с того момента, когда человек начинает испытывать неблагоприятное состояние, например, физиологического характера (утомление, голод, жажда, боль), и начинает бороться с этим внутренним препятствием. Таким образом, терпеливость определяют, как умение волевым усилием поддерживать интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления). Время, в течение которого человек может это делать, и характеризует его терпеливость.
Выдержка – способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения и желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. Выдержка также понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. В этом проявляется тормозная функция воли.
Самообладание определяют, как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Самообладание – это власть человека над самим собой.
Смелость – способность в случае возникновения угрозы опасности (жизни, здоровью) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности. Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.
Системные волевые качества
Целый ряд волевых качеств личности являются вторичными, т.е. системными. Они основываются на развитых базовых качествах. Основными системными волевыми качествами являются настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность.
Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность – выдержку и смелость.
Настойчивость – это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства. Проявление настойчивости в значительной мере зависит от наличия волевых установок на преодоление затруднений, степени уверенности человека в достижимости отдаленной цели, мотивации достижения.
Противоположностями настойчивости являются упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямый человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.
Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями. Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь и что ей делать. Ясность целей – в этом заключается ее достоинство.
Организованность – это умение и способность личности к упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность. Организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания, обладает выдержкой и самоконтролем. Организованность связана с дисциплинированностью и намерением (целеполаганием).
Дисциплинированность представляет собой осознанное желание и стремление подчиняться порядку для пользы дела. Дисциплинированное поведение предполагает не только соблюдение заведенного порядка, но и выдержку (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность и функционирование социальных организаций.
Решительность – это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность характеризуется минимальным временем принятия решения в сложной ситуации, в ситуации «делать – не делать и готов – не готов», когда еще не готов, но заведомо известно, что делать надо. Время принятия решения в значимой ситуации является устойчивой личностной характеристикой, если в одной ситуации человек проявляет большую решительность, чем другой, то и в других ситуациях он будет тратить меньше времени на принятие решения.
Принципиальность – умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми. Принципиальным считается человек, твердо и осознанно придерживающийся каких-то взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека.
Мужество (героизм, самоотверженность, принципиальность, смелость) определяется как бесстрашие, неустрашимость, отвага, храбрость, удаль, доблесть – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.
Бесстрашие имеет три формы: смелость, храбрость и отвага. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять собой и своим поведением с трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.
Смелый человек тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием возбуждения, упоением опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть, только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга.
Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.
Противоположна смелости трусость – отрицательное моральное качество, которое выражается через проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.
Сила воли
Совокупность проявлений позитивных волевых качеств образует силу воли личности. К волевым качествам, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.
Самостоятельность – это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения.
Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.
Инициативность – это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.
Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения. Мотивация достижения – это упорство в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха.
Тест «Уровень развития ваших волевых качеств»
Инструкция. Постарайтесь честно ответить на все вопросы без преувеличения. Выбранную, букву ответа, обведите кружком. Время выполнения теста не ограничено.
1. Делаете ли вы по утрам зарядку?
а) Регулярно.
б) Время от времени.
в) Не делаю.
2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?
а) Всегда.
б) Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в) Нет.
3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т. п.)?
а) Да, в любой ситуации.
б) Не всегда, в зависимости от ситуации.
в) Не умею.
4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?
а) Всегда.
б) Иногда решаюсь на это.
в) Никогда.
5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т. п.?
а) Да.
б) Иногда.
в) Практически никогда.
6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?
а) В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
б) Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в) Не сформированы.
7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?
а) Да.
б) Делаю это нерегулярно.
в) Практически никогда этого не делаю.
8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?
а) Практически всегда.
б) Только иногда.
в) Практически никогда этого не делаю.
9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
а) Да.
б) В редких случаях.
в) Нет.
10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?
а) Достаточно отчетливо.
б) От случая к случаю.
в) Не проявляю.
11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?
а) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б) Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
в) Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.
12. Есть ли у вас программа, план самовоспитания?
а) Да.
б) Определенной программы нет, но есть некоторые наметки.
в) Никакой программы нет.
13. Доводите ли вы свои дела до конца?
а) Да.
б) Не все дела довожу до конца,
в) Очень редко довожу начатое дело до конца.
14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете, как придется?
а) Чаще всего планирую.
б) Иногда планирую.
в) Практически никогда не планирую.
15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?
а) В основном умею.
б) Иногда не сдерживаюсь.
в) Как правило, не сдерживаюсь.
16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?
а) Как правило, умею.
б) Не всегда умею.
в) Не умею.
17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?
а) Да.
б) Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в) Не пытаюсь.
18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?
а) Делаю.
б) Делаю очень мало.
в) Ничего не делаю.
Обработка результатов
Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам «а», «б» и «в». За каждый ответ, соответствующий варианту «а» – вы получаете 2 балла, «б» – 1 балл, «в» – 0 баллов. Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера.
Если вы набрали:
более 30 баллов – уровень развития волевых качеств очень высокий;
20-30 баллов – средний;
10-20 баллов – волевые качества на низком уровне и требуют развития.
Александр СОКОЛОВСКИЙ