Разные профессии предъявляют требования к различным проявлениям характера, что важно учитывать при выборе профессии. Однако и сам человек участвует в выработке своего характера и должен всегда нести за него ответственность.
Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) – сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми.
Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Личность и ее характер – явления не только очень сложные, но и исключительно подвижные, динамичные. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Все черты характера или качества личности тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторонам действительности, к разным сторонам жизни.
Структура характера
Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.
Черты, проявляющиеся по отношению к окружающему миру: аккуратность, бережливость, беспринципность, идейность, принципиальность, убежденность и др.;
Черты, которые проявляются по отношению другим людям, коллективу и обществу: бездушие, вежливость, грубость, доброжелательность, заботливость, замкнутость, интеллигентность, настойчивость, общительность, справедливость, тактичность, чуткость, эмпатия и др.;
Черты, проявляющиеся по отношению к деятельности (учебе, работе, профессии): активность, дальновидность, деловитость, дисциплинированность, добросовестность, инициативность, критичность, лаконичность, лень, любознательность, многогранность, находчивость, независимость, ответственность, организованность, предприимчивость, практичность, работоспособность, трудолюбие, эрудированность и др.;
Система отношений человека к самому себе: гордость, объективность, решительность, самокритичность, самоуверенность, скромность, собранность, сообразительность, старательность, тщеславие, целеустремленность и др.).
Черты характера во многом определяют поведение человека, т.е. способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение оказывают и индивидуальные особенности. Поэтому в зависимости от того, какая из этих особенностей преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.
Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (любознательность, сообразительность, наблюдательность и др.).
В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (быстрая возбудимость, холодная рассудочность и др.), а также преобладающее настроение.
В структуре характера эмоциональные черты представлены полярными качествами: отзывчивость – черствость, завистливость – доброжелательность, честность – лживость, трусость – бесстрашие и т. д. Когда говорят об эмоциональных чертах характера, то имеют в виду показатель возбудимости, страстное или холодно-рассудочное отношение к явлениям действительности. Они характеризуют то, что человек любит, ненавидит, к чему равнодушен, преобладающее настроение и т. д.
Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность, смелость и др.).
Характер является одновременно и устойчивым, и изменяющимся. С одной стороны, человек, имеющий определенную черту характера, в сходных ситуациях будет поступать одинаково; с другой – эта черта со временем может измениться, тогда изменится и поведение, и характер.
Характер не константа, с ним можно и нужно работать. Ученые уже доказали: мозг может и должен меняться в течение жизни. Он необыкновенно подвижен, быстро преображается, в науку даже вошло такое понятие, как нейропластичность.
Как формировать свой характер
Наш характер проявляется в действиях, поступках. В каждом действии обязательно есть цель и мотив. Причем у одного и того же поступка, преследующего одну и ту же цель, может быть несколько самых разных мотивов. Приведем такой пример. Предположим, вы делаете упражнение по иностранному языку. Цель одна: запомнить определенное количество иностранных слов и словосочетаний.
А мотивы могут быть различными: получить хорошую оценку, заслужить одобрение родителей, подготовиться к поступлению в институт, стать в будущем хорошим специалистом, развитым и образованным человеком. Именно мотивы деятельности определяют ее программу, продуктивность и характер человека. Поэтому если вы хотите влиять на свой характер, анализируйте свои поступки с точки зрения мотива. Научитесь правильно оценивать свои поступки – научитесь управлять своим поведением.
Очень часто мы поступаем, так или иначе, просто в силу привычек. Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Для воспитания характера важны положительные привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, и их трудно побороть, что, сформировавшись, они становятся потребностью. Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших?
Прежде всего, составьте список плохих и хороших привычек. Помните, что в положительной привычке присутствует мотив «надо» – мотив долга, мотив необходимости; в отрицательной – мотив «хочу», т.е. мотив легкости, приятности. Отсюда первое условие развития полезных привычек и искоренения вредных – создание в своем «я» общественно значимых мотивов поведения, связанных с чувством долга и ответственности. Для того чтобы человек в достаточной мере владел своим поведением, у него должна быть развита воля. Обычно воля понимается, как способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели. Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле.
Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своем «я» приобретает болезненный характер и становится более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности.
Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности. Развитие воли можно начать с формирования волевых привычек. К сильной воле ведут несколько путей: доводить до конца начатое дело, не браться за много дел сразу, любое дело выполнять качественно. Волевой человек может управлять своими чувствами и настроением.
Как же научиться управлять собой? Прежде всего, надо постараться исключить из своей жизни все то, что постоянно порождает отрицательные переживания. Этому способствует четкий режим дня, правильная организация жизни и быта. Помогает также добросовестное отношение к делу, дружеские связи, широкий круг общения со сверстниками.
Преодолеть себя можно еще при одном условии. Оно заключается в воспитании самокритичности, особенно к своим недостаткам. Причем самокритичность не на словах, а на деле. Полезно расширить круг своих интересов и углублять их, ведь интересы выступают как сильные мотивы деятельности.
Первое впечатление о характере человека обычно складывается по манере его общения с окружающими.
Учитывая это, приведем некоторые рекомендации, как лучше организовать общение.
Важно научиться слушать другого человека, не перебивать его во время разговора.
Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре. Приступать к ее опровержению можно только после получения от собеседника подтверждения, что его мысль правильно понята. Этим правилом необходимо пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.
Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдет в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.
Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.
Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении важно все: как вы одеты, как сидите, как ходите, разговариваете с соседями. Все это и многое другое формирует ваш характер.
Анализируем свой характер
При выборе профессии важно учитывать собственные психофизиологические особенности, иначе вы рискуете пойти по неверному пути, который приведет в тупик. Знание своего характера, а также слабых сторон поможет при планировании своего будущего. Это, в свою очередь, позволит вам понять, с чем вы лучше всего справляетесь и что вам нужно развивать, чтобы работать в будущем по желаемой специальности.
Упражнение 1.
Выберите из следующих качеств десять, которые, как вам кажется, лучше всего вас характеризуют. Напишите их на листке столбиком с левого края.
Если в списке нет подходящего слова, можете его добавить.
Дружелюбный, энтузиаст, аккуратный, приятный, целеустремленный, активный, жизнерадостный, стрессоустойчивый, покладистый, быстро адаптирующийся, обладающий хорошей фантазией, тактичный, оптимист, немногословный, открытый, сообразительный, самостоятельный, сдержанный, смелый, спокойный, способный, честолюбивый, системный, реалист, хороший коммуникатор, чувствительный, находчивый, способный к обучению, терпеливый, рассудительный, доверчивый, разносторонний, остроумный, отзывчивый, трудолюбивый, любящий рисковать, общительный, тихий, пунктуальный, любознательный, веселый, разумный, ответственный, вдумчивый, ищущий приключения, практичный, лояльный, добросовестный.
Затем попросите кого-нибудь из своих близких (мама, папа, брат, сестра, друг) также выбрать десять качеств, при помощи которых, по их мнению, можно было бы точнее всего вас охарактеризовать. Мнение других поможет вам оценить, каким вас видят другие люди. Напишите их ответы на листке столбиком с правого края.
А теперь проанализируйте соответствие одного списка другому и ответьте на следующие вопросы:
Насколько мнение близкого человека совпадает с вашим собственным, и что вас удивило?
Над развитием каких качеств вам нужно еще поработать?
Упражнение 2.
Проанализируйте свои возможности в овладении той или иной профессией. Для этого из приведенного перечня выберите 5-10 черт личности, которые, по вашему мнению, определяют ваш характер, и выпишите их на листке столбиком.
Аккуратность, активность, альтруизм, артистичность.
Бдительность, безволие, беззаботность, бережливость, бескорыстность, безответственность, безрассудство, безынициативность, беспечность, беспринципность, бесстрашие, бесхарактерность, благожелательность, благоразумность, благородство, болтливость, боязливость.
Вежливость, великодушие, верность, веселость, властность, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, восторженность, впечатлительность, вспыльчивость, выдержанность, выносливость, высокомерие.
Гордость, горячность, грубость, гуманность.
Дальновидность, двуличность, деликатность, деловитость, дерзость, деспотичность, дисциплинированность, добродушие, доброжелательность, доброта, доверчивость, душевность.
Жадность, жестокость, жизнелюбие.
Заботливость, завистливость, заносчивость, застенчивость.
Идейность, избалованность, инициативность, инертность, интеллигентность, искренность, исполнительность.
Коллективизм, красноречивость, критичность, кротость.
Лаконичность, легковерие, легкомысленность, лживость, лиричность, лицемерие, льстивость, любознательность, любопытство.
Медлительность, меланхоличность, мечтательность, многогранность, молчаливость, мягкость.
Наивность, насмешливость, настойчивость, находчивость, небрежность, невозмутимость, нежность, независимость, некритичность, нелюдимость, неподкупность, непрактичность, неприхотливость, неуживчивость.
Обидчивость, общительность, организованность, осторожность, остроумие, ответственность, отзывчивость.
Пассивность, пессимизм, пластичность, подозрительность, постоянство, практичность, предприимчивость, приветливость, придирчивость, пунктуальность.
Радушие, разносторонность, рассеянность, расчетливость, решительность.
Самонадеянность, самостоятельность, самоуверенность, сдержанность, скромность, скрытость, слабоволие, слабохарактерность, смелость, собранность, сообразительность, справедливость, старательность.
Тактичность, толерантность, торопливость, трудолюбие, тщеславие.
Упрямство, уравновешенность, усидчивость, усердие.
Фантазерство, флегматичность.
Хвастливость, хитрость, хладнокровие, храбрость.
Целеустремленность.
Честность, чистоплотность, чувствительность.
Шутливость.
Щедрость.
Эгоистичность, эмпатия, эрудированность.
Юмористичность.
Ячество.
Если вам свойственна черта характера, которой нет в этом перечне, то допишите ее. После этого рядом с каждой позицией составленного списка поставьте порядковый номер (начиная с наиболее свойственной вам черты характера, в порядке убывания значимости).
Назовите черты характера, необходимые, по вашему мнению, для успешной деятельности по избранной вами профессии. Выпишите их во второй столбик. А теперь сравните первый и второй списки. Отметьте, какие черты характера вам свойственны, а какие необходимо сформировать. Задумайтесь над тем, как прокачать сильные стороны своей личности и подтянуть слабые.
Важно смотреть вглубь, находить причины своего поведения, стараться понять себя и, если что-то вам не нравится, меняться изнутри. Невозможно измениться, не прилагая усилий.
Александр СОКОЛОВСКИЙ