С самого детства нам внушают, как важно быть умным, прилежно учиться и получить образование, а лучше не одно. Нет четкого понимания, когда наступает момент, можно наконец-то выдохнуть и с чистой совестью отметить про себя, что вот она, вершина образования, я ее достиг. Время продолжает свой бег, а полученные знания склонны устаревать, инновации стремительно проникают во все сферы нашей жизни, тем самым загоняя человека в ловушку необходимости постоянного освоения нового. Складывается стойкое ощущение дефицита знаний, поэтому так актуальна тема образования на протяжении всей жизни.
Life-long learning – это непрерывное обучение или обучение длиною в жизнь. Этим термином обозначают стремление к постоянному получению знаний. Данный термин был придуман еще в ХХ веке Лесли Уоткинсом. Автор подразумевал под ним стиль жизни, при котором человек стремится к развитию и с помощью различных видов обучения, в том числе самостоятельного, продолжает приобретать новые знания, осваивать новые компетенции и навыки.
Принято рассматривать два вида образования: академическое и практическое, которое предполагает освоение каких-либо конкретных навыков, умений. Если отталкиваться от такого деления, то получается, что академическое образование нацелено на получение знаний, которые помогают быстрее устроиться на работу и получать доход. В свою очередь практическое образование делает акцент на приобретении навыков, которые не только помогают устроиться на работу, но и повышают конкурентоспособность. Изучая описания обоих видов обучения, можно сделать вывод, что практическое обучение более продуктивно и перспективно. Например, Майкл Делл, основатель компании Dell Computers, стал одним из самых богатых людей планеты, не имея при этом высшего образования. Ингвар Капмпрад, основатель крупнейшей компании IKEA, всегда пользовался авторитетом среди окружающих, но со слов самого бизнесмена, он – «недоучка». Несмотря на то, что у мистера Капмпрада не было высшего образования, это не помешало ему стать одним из самых успешных предпринимателей. Вспоминая свои ранние годы, он отмечал, что активно занимался продажей елочных игрушек, канцелярских принадлежностей и даже торговал рыбой.
Но не стоит торопиться с выводами, оказывается, что и академическое образование несет в себе ряд весомых преимуществ. Предлагаем остановиться на них поподробнее.
Самодисциплина. Процесс обучения подразумевает самостоятельное выполнение заданий, решение задач или написание докладов. Умение рационально организовывать свободное время и борьба с желанием отложить важные и срочные дела на потом является залогом высокой успеваемости.
Развитие мышления. К сожалению, все чаще школьникам кажется, что если они уже определились, чем хотят заниматься в будущем, то можно игнорировать «ненужные» предметы. Например, зачем будущему инженеру читать «Война и мир» или лингвисту решать уравнения. Но, это заблуждение. Программа обучения составлена таким образом, чтобы всесторонне развивать личность учащегося, сделать его не только компетентным во многих сферах, но и способствовать наработке определенных навыков.
Развитие эрудиции. Быть экспертом в своей профессиональной области прекрасно, но порой человеку необходимо умение поддержать разговор на разные темы. Широкий кругозор и развитая эрудиция повышают ваш авторитет и оставляют положительное впечатление.
Способность рассматривать ситуацию с разных сторон. Багаж знаний, умение анализировать и делать выводы позволяет смотреть на мир шире. В какой-то степени обучение даже способно стимулировать развитие эмпатии, особенно литература, при изучении которой мы сталкиваемся с необходимостью «примерки» персонажей произведения на себя, вычисляем их скрытые мотивы и цели.
Можно отметить, что академическое образование направлено на расширение рамок. Знания о мире и различных закономерностях позволяют чувствовать себя уверенно и свободно надстраивать «карьерные сооружения» на качественном «образовательном фундаменте». Но не стоит забывать, что в современном мире все большее значение придается практическому обучению, так как общество быстро прогрессирует, меняются тренды на рынке труда, а это в свою очередь неминуемо приводит к появлению новых профессий и необходимости освоения особых навыков.
Предлагаем рассмотреть основные тенденции.
Развитие фриланса. Фриланс происходит от английского freelance. Дословно free – свободный, lance – копье. Особый вид трудовой занятости, набирающий популярность благодаря возможности работника брать под собственный контроль распорядок дня и количество выполненной работы. Термин фрилансер (свободный работник) обычно приписывается Вальтеру Скотту (используется в романе «Айвенго» для описания средневекового наемного воина), но употреблялся и ранее, с самого начала XIX века. Согласно статистическим данным, около 35% всего работающего населения США работают именно фрилансерами, а 78% британцев полагают, что фриланс помогает лучше всего решить проблему баланса «работа-личная жизнь» (work-life balance).
Так как ниша фрилансеров активно наполняется, возникает необходимость постоянного самосовершенствования и «прокачивания» профессиональных навыков. Нужно не только быть быстрее остальных, но и привлекательнее для потенциального работодателя, таким образом, сфера фриланса считается пронизанной конкуренцией.
Бренд «Я». На современном этапе развития рынка труда специалист все чаще предстает в качестве бренда, а если быть точнее «Я»-бренда. Мы усердно инвестируем в свое образование, посещаем лучшие курсы, приобретаем актуальные навыки и не останавливаемся на достигнутом – это и есть работа над собой как над брендом. Мы учимся себя позиционировать, показывать с правильной стороны, приобретать полезные и востребованные умения.
Постоянное обучение. Сейчас потенциального работодателя довольно сложно чем-то удивить, диплом о высшем образовании, как правило, с легкостью обесценивается. Руководителя интересует наличие опыта стажировок, пройденные курсы и собственно тяга к самообразованию. Такие качества как инициативность и креативность выгодно отличают перспективного сотрудника.
Увеличение среднего возраста работника. По данным Всемирной организации труда средний возраст работника во всем мире через 10 лет увеличится до 41 года, а на одного пенсионера будут работать два молодых работника (а не три, как сейчас). Повышая пенсионный возраст, количество работающего населения будет увеличиваться за счет тех, кто оказался моложе новых возрастных рамок, таким образом период, когда человек может быть трудоспособным продлевается. За счет роста числа специалистов необходимость повышать свою компетентность и актуализировать знания будет стоять еще острее, а концепция образования длиною в жизнь (обучение длиною в жизнь, life-long education) как никогда будет пользоваться популярностью.
Все изложенные выше тенденции говорят об одной простой истине – учиться необходимо. Классическое академическое образование по-прежнему является прекрасным фундаментом для дальнейшего самообразования и приобретения необходимых в работе навыков. Идеальным в таком случае будет поиск индивидуального баланса, комбинируя каждый из подходов к обучению, в лучшей именно для вас пропорции. Если принцип обучения через всю жизнь «life-long education», станет вашей философией и стилем жизни, то сложностей с мотивацией и самодисциплиной быть не должно.
Если с тенденциями в обучении мы уже познакомились, то предлагаем ненадолго остановиться на основных, базовых принципах обучения, которые едины, и неважно изучаете вы высшую математику или пробуете себя в музыке.
Теория – отлично, но как насчет практики? Осваивать теорию любого предмета и направления – основа обучения, но старайтесь всегда находить практическое применение полученным знаниям. Регулярно задавайте себе вопрос, действительно ли новая информация для вас полезна.
Изучение теории – это только начало. Не стоит искать универсальных способов применения знаний, каждый человек уникален и «адаптировать» методики придется самостоятельно. Это кропотливый труд, но результат того стоит. Внедряя и используя знания на основе ваших нужд и задач, вы тренируетесь брать ответственность на себя и принимать волевые решения.
Ищите возможности практиковаться. Проявляйте инициативу и находите или создавайте ситуации, в которых вы можете на практике отработать необходимый навык. Если вы специалист в какой-либо предметной области предложите свои услуги на площадках для фрилансеров (например, можно стать репетитором онлайн). Регулярно помещайте себя в ситуации, в которых понадобится практика.
Отмечайте свои сильные и слабые стороны. Понимание своих сильных и слабых сторон, талантов, привычек, отношения к победам и неудачам и многое другое способствует грамотному построению плана обучения. Учитывая ваши индивидуальные особенности, можно подобрать оптимальные методы обучения и вектор, по которому стоит двигаться. Например, кто-то любит писать списки дел, а кто-то отмечать маркером важные мысли и расставлять акценты, кто-то лучше работает утром, а кто-то вечером, для кого-то важна команда, а кто-то, наоборот, предпочтет работу в уединении и полной концентрации. Таких нюансов очень много, но можно хотя бы попробовать учитывать то, что комфортно и важно именно для вас.
Узнайте, что любите, а что терпеть не можете. Не игнорируйте как положительные, так и отрицательные реакции на ту или иную информацию, предмет или занятие. Ищите то, что станет вашей страстью. Например, вы получаете удовольствие от кропотливой ручной работы, любите создавать изделия и, возможно, даже что-то придумываете самостоятельно. Так почему бы вам не попробовать освоить швейное ремесло.
Не принимайте что-либо как должное. Развивайте свой оригинальный стиль мышления и креативность, то, что сработало много лет назад, всегда может быть улучшено и, возможно, именно вами. Смело экспериментируйте и находите свои способы решения и лучшие варианты. Даже если вас будут постигать неудачи, это тоже результат, а не ошибается тот, кто ничего не делает.
Анализируйте каждую инвестицию. Воспринимайте себя как уникальный проект и оценивайте то, что в себя вкладываете. Какие это знания, насколько они сейчас актуальны, как я трачу свое время, на какие курсы или мастер-классы трачу свои деньги.
Становитесь наставником для других. Если у вас уже есть определенный багаж знаний и опытные наработки в какой-то области, то почему бы вам не поделиться и не попробовать обучать других. Можно преподавать танцы для начинающих, вести блог о путешествиях с историческими справками и многое другое.
Пробуйте и создавайте. Как правило, люди переоценивают количество времени, необходимое им для того, чтобы научиться что-то делать. Нужно начинать сразу иначе не начнете никогда. Неуверенность будет расти, а желание действовать постепенно начнет угасать. Например, вы осваиваете профессию журналиста, пишете пусть не объемные статьи, а небольшие заметки, попробуйте наполнить свой блог в социальных сетях необычными текстами, которые будут привлекать внимание и запоминаться.
Выносите уроки. Как победы, так и поражения должны быть для вас ценным источником для роста. Возможно, это будет самый сложный принцип, который нужно усвоить в обучении: вы будете терпеть поражения и из каждого должны сделать определенные выводы.
Монетизируйте свои таланты. Многие люди не думают, что смогут начать зарабатывать на том, что им действительно нравится. Если вы умеете делать уникальные украшения ручной работы, почему бы вам не стать ремесленником и не делать их на заказ? Талантливая и качественная работа обязательно найдет своего покупателя.
Фокусируйтесь на нескольких областях. Споры на тему «лучше ли быть экспертом в одной области или же развиваться сразу в нескольких направлениях» не утихают. Многие успешные люди достигают высоких результатов, потому что они образованы и проявляют интерес сразу к нескольким областям. Яркий пример, Илон Маск – американский предприниматель, инженер и миллиардер (SpaceX, Tesla). Фокусируйтесь на разных сферах, читайте книги, проходите разнообразные курсы и смотрите образовательные видео.
Сделайте социальные сети своим союзником. Научитесь правильно использовать возможности, которые перед нами открывают социальные сети, в противном случае они неминуемо станут пожирателем времени, начнут убивать концентрацию, снижать количество ментальной и психической энергии. Рекомендации просты: подпишитесь на рассылку полезных статей, найдите единомышленников, отмечайте полезные мероприятия и семинары.
Новый день – новое знание. Рассматривайте каждое мгновение как возможность научиться чему-то новому. Не стоит думать, что вы учитесь, только когда слушаете лекцию или решаете математические задачи. Все, что происходит вокруг – повод узнать что-то новое. Смотрите на обучение как на интеллектуальную игру или развлечение. Слушая подкаст, делайте выводы и пишите краткие заметки о том, что нового узнали. Пробуйте анализировать просмотренный художественный фильм вместе с друзьями, развивая критическое мышление. Будьте любознательны и не теряйте внутреннего ребенка, который всегда жаждет узнать что-то новое.
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ