Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Необходимые материалы: лист бумаги формата А-4, цветные карандаши.
Время проведения: до 30 минут.
Процедура проведения. Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Пожалуйста, нарисуй свою семью». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь». Если дети отказываются рисовать, объясняя это тем, что они не умеют, необходимо успокоить их, сказать, что здесь не важна красота рисунка.
Во время рисования делайте вид, что занимаетесь своими делами (например, написанием чего-либо), но незаметно для ребенка наблюдайте за тем, как он рисует, что рисует и где рисует. Записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования.
После того, когда рисунок будет завершен, с ребенком проводится беседа. Обычно задаются следующие вопросы:
Затем проводится анализ рисунка. На этом этапе необходимо обратить внимание на следующие детали:
Для более полного анализа детского рисунка семьи необходимо знать возраст обследуемого ребенка, состав его семьи, возраст братьев и сестер (если они есть), сведения о поведении ребенка в семье, детском саду и школе.
Результаты анализа помогут выявить всю гамму чувств, переживаемых ребенком в семье. Все то, что ребенок тщательно скрывает, прячет где-то в глубине души и не способен высказать вслух, то, что мучает и беспокоит. Это все должен «услышать» педагог в результате диагностики и корректно донести до родителей. Ведь родителям вряд ли придет в голову, что очень часто именно они являются виновниками детских проблем.
Последовательность выполнения задания
Как правило, после получения установки ребенок сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом детали, дополняющие рисунок. Если же вдруг по непонятной причине ребенок акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи, «забывая» нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения второстепенных объектов и предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает и что кроется за этим. В чем причина его равнодушия к своим близким? Для чего он оттягивает время изображения их? Чаще всего ответы дают наводящие вопросы. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения – один из симптомов психологического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен ребенок.
Сюжет рисунка
Чаще всего сюжет предельно прост. Ребенок изображает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, почему-то лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут деревья. Некоторые дети размещают своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Также встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом. Рисунок семьи «без семьи» – вид протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия. Если рисунок семьи освещает всех членов семьи или кого-то из них ярким солнцем и общее впечатление от рисунка положительное, то и отношения в семье такие же теплые. Но, если над групповым портретом семьи темные тучи, льет дождь, то, вероятнее всего, это связано с дискомфортом ребенка.
Последовательность расположения членов семьи
Обычно первым ребенок изображает или самого любимого им члена семьи, или, по его мнению, самого значительного и авторитетного в доме человека. Если самым значительным ребенок считает себя, он, не скрывая это, рисует свою фигуру первой. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на их роль в семье в глазах ребенка или на их отношение к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у ребенка. Поэтому, если ребенок интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.
Размеры фигур членов семьи
Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить фигуру целиком. При низком авторитете родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому отвергнутые дети изображают себя обычно едва приметными и низкорослыми, подчеркивая всем этим свою ненужность и незначительность. В противовес «отвергнутым» кумиры семьи не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой и даже выше их.
Величина пространства
Размеры пространства между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют об их эмоциональной разобщенности или эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену.
Место расположения ребенка на рисунке
Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если на рисунке ребенок изобразил себя после всех своих братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего просто признак ревности к другим детям, а может быть, он сообщает нам, что считает себя лишним и ненужным в доме.
Ребенок «забывает» нарисовать себя
Необходимо искать причину в характере семейных отношений. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя – сигнал конфликта между ним и кем-то в доме, у ребенка нет чувства общности с другими близкими ему людьми. Своим рисунком художник выражает свою реакцию протеста против непринятия его в семье.
Ребенок «забывает» нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов своей семьи
Вероятнее всего, именно «забытый» родственник ребенка и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. Умышленно исключив кого-то из состава своей семьи, ребенок как бы указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом художник «устраняет» конкурентов, пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям. Особенно упорно «мстит» ребенок и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно обижает или подавляет его.
Ребенок «дополняет» свою семью несуществующими родственниками или посторонними людьми
Таким образом он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко дети заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, «моделируя» состав своей семьи, невольно предлагает ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-нибудь другим вариант.
Помимо посторонних лиц, художник часто «дополняет» свою семью животным миром – птицами и зверями. И если птицы и звери просто выдуманные, их нет на самом деле в доме, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и интуитивно ищет любовь на стороне. Этот симптом говорит о дефиците нужного общения, дефиците нежности и внимания, который ощущает ребенок.
Ребенок вместо семьи рисует только одного себя
Иногда художник при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры семьи или дети, не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых такой ребенок отличается любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второстепенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.
Особенности черт лица и другие части тела
Особенно информативен рисунок головы. Когда вы видите, что автор почему-то пропускает на рисунке части лица или вообще изображает голову «без лица», то есть, без глаз, рта, носа, то это чаще всего – выражение протеста ребенка по отношению к изображенному члену семьи, из-за которого ребенок, очевидно, постоянно переполнен негативными эмоциями. Когда он так изображает свое лицо (без глаз, рта, носа), то это признак отчужденности его в семье и нарушения общения с людьми.
Если из всех частей лица на рисунке заметны только одни глаза, то, вероятнее всего этот член семьи все время наблюдает и следит за ребенком, не допуская никаких его проступков, шалостей и баловства. И этот родственник – источник большинства конфликтных ситуаций. Если из всех частей ребенок выделяет лишь рот, то, вероятнее всего, этот член семьи как прессом, давит на художника, «воспитывая» его бесконечными нотациями и нравоучениями, культивируя в нем страх.
Если на рисунке больше всего акцентируется внимание на голове и досконально прорисовываются все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, ребенок лишний раз показывает, как для него значителен изображенный им таким путем ближайший родственник. Если ребенок так изображает самого себя, то это является одним из признаков, свидетельствующих, как серьезно он озабочен своей внешностью.
Помимо головы, большую информацию могут дать и нарисованные руки. Когда длина их сразу же бросается в глаза, то, вероятнее всего, они принадлежат тому из членов семьи ребенка, который агрессивно к нему относится. Такого родственника автор иногда изображает вообще без рук, пытаясь, хотя бы символически, но погасить агрессию.
Когда безруким на рисунке мы видим самого ребенка, то, вероятнее всего, таким путем художник хочет нас осведомить о том, что он совсем бессилен и не имеет права голоса в семье.
Цветовая гамма рисунка
Это своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемых ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает. Особенности и нюансы эмоционального отношения детей к отдельным членам семьи или к семье в целом, романтика привязанностей их и тщательно скрываемая нелюбовь, сомнения, тревоги и надежды как будто «закодированы» в цвете, которым разукрашен каждый персонаж.
Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке дети, «выпячивают» ярким и сочным цветом. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы, приснившейся в волшебном сне.
Даже если ребенок не использует всю гамму имеющихся у него красок, он все равно, желая того или нет, хоть одним неординарным, бросающимся в глаза мазком, выделяет любимого им родственника среди всех остальных.
Холодные тона, как правило, – свидетели конфликтных отношений между ребенком и членом семьи. Особенно информативен черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников, кого он им изобразил.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье. Изображение компьютера, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком. Если ребенок рисует собаку или куклу, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье. Облака, особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка. Изображая дом вместо семьи, ребенок высказывает свое нежелание находиться в семье.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог