Во многих случаях старт карьеры для новичка начинается именно с собеседования. Собеседование – это возможность в процессе общения с потенциальным работодателем или его уполномоченным представителем, как правило HR-менеджером, проявить себя и увеличить свои шансы быть принятым на работу.
Собеседование – один из важнейших этапов поиска работы. Любой неосторожный шаг при его прохождении может стоить вам должности. Важно не просто показать себя профессионалом, но и проявить навыки коммуникабельности, продемонстрировать готовность работать в команде. Чаще всего, на собеседование приглашают в случае, если поданное вами предварительно резюме соответствует требованиям вакансии. Другими словами, ваше образование, навыки и опыт полностью или частично совпадают с выставленными требованиями.
Разумеется, если вас пригласили на собеседование – это хороший знак, но, к сожалению, это не гарантирует трудоустройства.
Цель собеседования при приеме на работу – познакомиться лично, уточнить компетентность соискателя, а заодно проверить правдивость указанных в резюме сведений.
По формату проведения собеседования могут быть очными, т.е. в формате традиционной встречи или дистанционными (например, через Skype), второй формат, к слову, набирает все большую популярность в связи с массовым переходом на удаленную работу.
Собеседования могут включать один, два и более этапов, чем выше должность, на которую вы заявляетесь, тем серьезнее будет отбор и тем больше этапов вам придется пройти на пути к цели. Как правило, крупные компании редко ограничиваются одним этапом. На рядовые должности в небольшие организации собеседование обычно ограничивается одним этапом: беседой с руководителем. В компаниях со сложной многоступенчатой иерархией кандидата сначала «собеседует» HR-менеджер, потом психолог, затем будущий непосредственный начальник и уже на последнем этапе высшее руководство компании.
Кроме личного общения, кандидату на должность могут предложить решить какие-либо ситуационные задачи, реальные случаи из опыта компании или разобрать выдуманные кейсы. Подобная практика помогает HR-менеджеру увидеть, какие именно действия предпринимает кандидат, оценить сильные и слабые стороны, а также определить уровень креативности.
Любопытный факт: к обсуждению организационных моментов и конкретных задач, с которых нужно будет начать работу в компании, чаще всего приступают ближе к окончанию последнего этапа собеседования.
Несмотря на то, что собеседование является само по себе стрессовой ситуацией, в которой вас оценивают, вам тоже не стоит упускать момент и постараться «выведать» максимум информации о возможном месте работы. Работодатели тоже могут приукрашивать действительность и на деле возложить на вас сразу ряд функций и обязанностей. Будьте внимательны к деталям и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.
Из всего вышесказанного не трудно уяснить, что к собеседованию можно и нужно готовиться, а как это сделать мы с вами постараемся разобраться в этой статье.
Предлагаем рассмотреть подробнее какие существуют виды собеседований. Да, да, не удивляйтесь, их несколько, HR-менеджеры могут с ходу рассказать вам сразу про некоторые из них, например:
Структурированное собеседование – знакомая всем нам старая добрая беседа в режиме «вопрос-ответ».
Стрессовое собеседование – смоделированная ситуация, в которой потенциальному сотруднику задают неудобные вопросы, желательно вызывающие стресс, и смотрят, какими способами он будет находить выход.
Ситуационное собеседование – в данном случае кандидату предлагают разобраться в реальных или вымышленных ситуациях и просят предложить варианты их разрешения.
Проективное собеседование – еще один стрессовый вид беседы, главная фишка которого – вопросы. Можно было бы подумать, что все просто, но нет, вопросов много, а времени на раздумья критически мало. В данном случае соискателя оценивают по ответу, пришедшему ему в голову первым.
Поведенческое, или, другими словами, собеседование по компетенциям – при таком типе собеседования вопросы будут касаться исключительно прошлого рабочего опыта соискателя и того, как он решал возникающие в его работе проблемы.
Смешанный тип – довольно распространенный тип беседы, когда используются элементы нескольких разновидностей собеседования и комбинируются в зависимости от ситуации. Но, все же самым востребованным остается структурированное собеседование.
Несмотря на разнообразие видов собеседования объединяет их одно – вопросы. Вот «топ» самых распространенных:
Казалось бы, есть ли толк от этих стандартных запросов, но для HR-менеджера они в первую очередь говорят об адекватности кандидата, его интеллекте, также показывают на что направлен фокус человека (на себя или на окружающих). Правильно и вовремя заданный вопрос может дать гораздо больше информации о специалисте, а его манера реагировать (мимика, жесты) дополняет картинку, рисуя целостный образ.
Несложно сделать вывод о том, что следует заранее психологически настроиться на нужный лад. Скажите себе: «проходим собеседование спокойно, никого не критикуем и не допускаем негатива в отношении прошлых работодателей и коллег». Стремитесь сохранять баланс и доброжелательность. Согласитесь, при таком предварительном психологическом настрое вас будет сложнее вывести из состояния душевного равновесия. Не беспокойтесь, если начнутся вопросы личного плана, помните, что человек напротив вас выполняет свою работу, а не провоцирует вас «на эмоции» из любопытства. Сохраняйте спокойствие, но при этом не стесняйтесь вежливо, но уверено отстаивать свои границы.
Спросить могут про ваше хобби, вашу семью и много чего еще. Кроме того, свои коррективы в традиционный перечень вопросов внесли пандемия и удаленная работа, поэтому «современное собеседование» может отличаться определенной спецификой.
В любом случае, предварительная подготовка и соответствующий настрой помогут вам справиться со стрессом во время интервью и спокойно реагировать на вопросы, заданные на собеседовании. А если заранее продумать и отрепетировать рассказ о себе и ответы на типовые вопросы собеседований, вы будете готовы к 90% ситуаций, возникающих в процессе. В некоторой степени предсказуемость HR-менеджера дает возможность лучше подготовиться к предстоящему интервью.
Для успешного прохождения собеседования существует свод правил или «фишек», предлагаем познакомиться с ними подробнее.
Заранее уточните время и место проведения собеседования, даже если вы предварительно посмотрели адрес на сайте компании. Для проведения собеседований может быть отведено специальное помещение, а на сайте не всегда вовремя обновляют информацию.
В случае, если вам предстоит собеседование онлайн, узнайте не только, как найти человека в сети, но и на какой именно платформе будет встреча. Также не бойтесь попросить запасной контакт для связи (почту, телефон), в случае если произойдет какой-то технический сбой у вас будет альтернативный вариант.
Распечатайте свое резюме, а также возьмите файл для пересылки. Такие меры могут пригодиться, если HR-менеджер по какой-то причине не может сразу отыскать именно ваше резюме из числа кандидатов, или если на него захотел взглянуть кто-то из руководства. Также позаботьтесь, чтобы у вас были с собой блокнот и ручка для записей, все это продемонстрирует вашу серьезность и поможет настроиться на нужный лад.
Попробуйте перед зеркалом отрепетировать вслух ответы на наиболее распространенные вопросы. Чаще всего в начале беседы рекрутеры просят рассказать о себе. Будьте к этому готовы и заранее пто не только придаст вам уверенности, но и выгодно подчеркнет вашу мотивацию. Не углубляйтесь в детские и юношеские годы – рассказывайте только о том, что совпадает с профилем компании и вакансией. Для онлайн-собеседования заранее откройте файл с подготовленными ответами. Когда настанет время собеседования, вы больше будете концентрироваться на ответах, чем на своих внутренних переживаниях.
Будьте пунктуальны, это очень влияет на первое впечатление, которое, кстати, очень сложно в будущем скорректировать. Рассчитайте маршрут и спланируйте время так, чтобы приехать в офис примерно за 10 минут до собеседования, это оптимальный запас.
Если собеседование будет проходить в онлайн-формате, зайдите на нужную платформу заранее и напишите руководителю или HR-менеджеру первым. Не теряйте времени и не выжидайте, в сообщении представьтесь и сообщите, что вы на собеседование. Проявляйте инициативу, в данном случае это приветствуется. Инициатива равно заинтересованность, а значит и мотивация достижения на должном уровне.
Перед собеседованием соберите всю доступную информацию о компании и вакансии: официальный сайт, соцсети, интервью представителей организации в СМИ. Чем больше информации вы найдете, тем точнее и реальнее будет ваше представление, с кем вам предстоит иметь дело, чем нужно будет заниматься, продумать карьерные перспективы.
В 50% случаев одним из первых вопросов будет «Что вы знаете о нашей вакансии/компании?». Владея информацией вам будет легче поддержать разговор и даже направить его в выгодное для вас русло.
Важно учитывать, есть ли в компании дресс-код. Если жесткого дресс-кода нет, для собеседования все же лучше выбирать деловой стиль. Но, если вам это настолько чуждо, постарайтесь, чтобы одежда была нейтральной и выступала для вашей личности фоном, не перетягивая на себя внимание кричащей расцветкой или хищным принтом. Помните про правило первого впечатления оно формируется за 5-10 секунд, одежда должна полностью гармонировать с тем образом, который вы хотите создать.
Цвета и ассоциации:
Эксперты сходятся во мнении, что наилучшим цветом для прохождения собеседования является синий, как вселяющий уверенность в том, что вы впишетесь в новый коллектив и справитесь со своими обязанностями. Так что при подготовке к собеседованию найдите немного свободного времени, чтобы переключиться и перебрать гардероб, возможно вам удастся найти какую-то вещь или аксессуар синего цвета.
Рекомендуется также воздержаться от использования тяжелых парфюмов, особенно если вы привыкли наносить их щедро. Любой отвлекающий фактор может сыграть против вас. Старайтесь придерживаться в своем образе минимализма, делая акцент на своем опыте и профессиональных навыках.
Режим сна и отдыха перед собеседованием не менее важен. Постарайтесь накануне важного дня как следует отдохнуть и посвятить время любимым занятиям. Подобная практика возвращает вас в ресурсное состояние, и вы сможете проявить себя наилучшим образом, а качественный отдых способствует ясному мышлению.
Уделите внимание своим социальным сетям, очистите свой профиль от неоднозначной информации. Как правило, HR-менеджеры просматривают странички кандидатов и проводят анализ информации, которую из них можно почерпнуть, поэтому лучше перестраховаться и избавиться от любой компрометирующей информации. Будьте аккуратны, ведь интернет помнит все.
Как вести себя во время собеседования
Важным, но недооцененным моментом является то, как вы завершаете свое участие в собеседовании.
Обратная связь. Спросите, в течение какого времени рекрутер даст обратную связь и куда звонить или писать, если не получили ответа в установленное время. Спросите, как лучше связаться с HR-менеджером, если у вас появятся вопросы.
Окончание собеседования. Поблагодарите работодателя или HR-менеджера за интервью и попрощайтесь.
В течении следующего дня после собеседования можно написать фоллоуап (follow-up). Фоллоуап — это письмо от кандидата работодателю после собеседования. Традиция фоллоуапов пришла к нам с Запада, где отношения «кандидат-работодатель» могут быть более дружескими и теплыми. Письмо follow-up пишут, чтобы напомнить о себе, задать вопрос, о котором забыли во время собеседования, и еще раз поблагодарить за встречу. А еще, скажем честно, такое письмо поможет выделиться среди других кандидатов. Follow-up переписка отлично работает для серьезных вакансий.
Надеемся, правила и хитрости, о которых вы узнали в этой статье помогут вам проявить себя наилучшим образом на собеседовании и приблизят вас к работе мечты.
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог Института
интегрированных форм обучения
и мониторинга образования БНТУ