Одна из самых загадочных, важных и уникальных способностей нашего организма – память. Возможность запоминать и воспроизводить информацию влияет на все сферы жизни. Память является сложной системой, основанной на многочисленных процессах в мозге. Некоторые ученые придерживаются мнения, что мозг хранит все события жизни человека, даже если нам кажется, что мы не можем вспомнить что-то в данный момент. Но, с возрастом эта когнитивная функция неминуемо страдает, в наших силах замедлить этот процесс с помощью регулярных специальных тренировок.
Особенно значимо то, что память играет фундаментальную роль в освоении новых знаний. Являясь неотъемлемой частью основных познавательных процессов, таких как ощущение, восприятие, мышление, она невидимой нитью соединяет информационные потоки. Существует два основных закона памяти: яркость впечатления и восприятие первых ощущений.
Яркость впечатления. Основной смысл этого закона заключается в том, что чем больше впечатлений побуждает переживать информация или ситуация в момент восприятия, тем сильнее будет фиксация о ней в памяти. Например, неожиданный подарок или вечеринка-сюрприз вызывает целый спектр интенсивных переживаний и различных впечатлений, что стимулирует запоминание, если не на всю жизнь, то, как минимум на долгие годы. Проще говоря, если то, что мы узнаем, сопровождается сильными впечатлениями, то и запоминается это с большей ясностью.
Восприятие первых ощущений. В данном случае подразумевается восприятие ощущения запаха, вкуса, прикосновения. Это наши супер-способности, заложенные еще до рождения и активно используемые с самых первых дней, когда мы познаем окружающий нас мир. Прикосновения к предметам, первые пробы запаха или вкуса проникают гораздо глубже в сознание, и запоминание работает на максимальной мощности. Таким образом, обучение, основанное на непосредственном опыте, гораздо эффективнее, чем теоретическое.
Описанные выше законы памяти далеко не единственные, но они незаменимы с точки зрения практического применения. Если мы ставим перед собой цель «прокачать» память, то основные законы запоминания лучше не игнорировать.
Особый вклад в исследование памяти и процессов забывания внес немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Он посвятил свою жизнь изучению закономерностей запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов. Многочисленные эксперименты (с 1879 по 1880 и с 1883 по 1884 год) привели к открытию «кривой забывания». Суть экспериментов состояла в том, что сначала испытуемые заучивали бессмысленные слоги из 3-х букв – с гласной в середине и согласными по бокам (например, «вис», «гет», «рет», «гук» и т.д). Слоги составлялись особым образом – они ни в коем случае не должны были вызывать ассоциаций, т.е. не были схожими с существующими словами. Таким способом, ученый смог повысить надежность своих экспериментов. Когда слоги заканчивались, он смешивал их, и испытуемые начинали сначала. Заученным считался ряд, произнесенный без запинки. Важно проводить пробы в одно и то же время, чтобы избежать влияния посторонних факторов.
Предлагаем вашему вниманию основные выводы, к которым пришел Герман Эббингауз в результате своих экспериментов:
Открытие «Кривой забывания» – сначала процесс забывания идет довольно стремительно, но со временем замедляется: через час наш мозг забывает 60% информации; через 10 часов – еще 5%; через шесть дней – еще 15%. Далее процесс замедляется. В памяти остается одинаковый объем информации – 20%, причем как через неделю, так и через месяц.
Количество запоминаемой информации не прямо пропорционально прикладываемым для этого усилиям. Другими словами, для того, чтобы выучить два параграфа по истории нужно приложить не в два раза больше усилий, а в несколько раз больше.
Осознанное запоминание эффективнее в 9 раз. Когда мы тщательно вникаем в текст, а еще лучше, если представляем прочитанное (присваиваем ассоциации), запоминание наступает гораздо быстрее. Думаю, каждый хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда прочитал пару страниц текста, но совершенно не вникал в содержание, и приходилось начинать сначала.
Удивительно, но чем больше мы повторяем, тем менее это эффективно. При запоминании 30 повторений не окажутся полезнее, чем 15.
Лучше всего запоминается информация, которая находилась в начале и конце сообщения («эффект края»). Можете провести сами небольшой эксперимент, выписав на бумаге 10-15 случайных существительных, а потом попытаться их запомнить и воспроизвести. С большей вероятностью вы сначала назовете первое и последнее слово.
Если мы видим для себя пользу в новой информации, то она будет лучше запоминаться. Например, если новое знание можно применить на экзамене или в работе.
Варианты «тренировки» для эффективного запоминания
Предлагаем два режима для запоминания, которые разработал доктор педагогических наук
В. Ю.Васильев, в своей книге «Суперпамять для всех» он подробно рассказывает о них. Первый режим будет полезен в случае, если у вас на запоминание материала есть всего пара дней. Второй – если ваше время не ограничено.
Двухдневный режим повторения:
1-е повторение – сразу после того, как вы закончили читать;
2-е повторение – через 20 минут после первого;
3-е повторение – через 8-10 часов после второго;
4-е повторение – через сутки после третьего.
Долгосрочный режим повторения:
1-е повторение – после того, как вы закончили чтение;
2-е повторение – через полчаса после первого;
3-е повторение – через 24 часа после второго;
4-е повторение – через 3 недели после третьего;
5-е повторение – через полгода после четвертого.
Такие интервалы хорошо подойдут для запоминания новых слов, формул, исторических дат и любой другой важной информации. Можно воспользоваться подобными техниками для подготовки к контрольным или экзаменам.
Американские ученые Хью Томпсон и Боб Салливан в книге «Эффект плато» предложили метод, который способствует запоминанию информации на очень долгий период, а возможно и навсегда. Выглядит он следующим образом:
1-е повторение – через 5 секунд после прочтения материала;
2-е повторение – через 25 секунд после первого;
3-е повторение – через 2-3 минуты;
4-е повторение – еще через 10 минут;
5-е повторение – через 1 час;
6-е повторение – через 5 часов;
7-е повторение – через сутки;
8-е повторение – через 5 дней;
9-е повторение – через 25 дней;
10-е повторение – через 4 месяца;
11-е повторение – через 2 года.
Структурирование информации является одним из базовых секретов запоминания.
Методика довольно проста – любой объем информации нужно попытаться раздробить на логические части определенным образом. Самый простой пример это телефонный номер, например: 375291234567 (любой набор цифр). В указанном виде он довольно плохо воспринимается и вызывает сложности при запоминании, а если его немного модифицировать: 375 (29) 123-45-67, то запомнить его не составит большого труда.
Существует два принципа структурирования информации. Первый заключается в том, что любая информация делится на группы и подгруппы в зависимости от критерия, объединяющего их. Второй принцип гласит: выделенные ранее группы должны быть связаны между собой, таким образом, чтобы наша память наполнялась логическими «сетями». На основе этих принципов выделено несколько простых правил структурирования информации.
«Семь плюс-минус два»
или правило Миллера
Американский ученый и психолог Джордж Миллер в ходе своих экспериментов еще в 1956 году обнаружил закономерность «семь плюс-минус два». А заключается она в том, что кратковременная память среднестатистического человека способна запомнить: девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита или пять односложных слов, что собственно и составляет диапазон 7+/-2 элемента. Выходит, что человек может запомнить и повторить не более 9 элементов, а иногда и не более 5. Не стоит игнорировать эту закономерность, когда вы разделяете информацию на группы или подгруппы, лучше, если их количество не будет превышать семи.
Эффект Рестрофф
или эффект изоляции
Известен эффект человеческой памяти, при котором запоминается то, что выделяется из ряда сходных объектов. Очень часто этим приемом пользуются в рекламе, чтобы завоевать наше внимание и направить его на товар или услугу. При формировании информационных блоков хорошо объединять их каким-то запоминающимся критерием, названием или слоганом. Постарайтесь, чтобы каждый элемент структуры запоминаемого материала был ярким и уникальным.
Цепочка Цицерона
или метод римской комнаты
Метод довольно простой, но очень эффективный. Суть его заключается в том, что факты или блоки информации, которые необходимо выучить, нужно поместить в знакомое пространство, например, в свою комнату или на рабочий стол. Объекты расставляются строго в определенном порядке и за каждым закрепляется свое место. Достаточно будет восстановить картинку помещения и информация, привязанная к тому или иному месту, постепенно начнет восстанавливаться в памяти. Считается, что сам Цицерон, готовясь к выступлениям, прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нем ключевые моменты выступления.
Майндмэппинг или метод ментальных карт (карт памяти) Бьюзена
Метод ментальных карт – это способ представления информации при помощи блок-схем. Ментальные карты полезны при переработке большого количества информации в логические структуры. Для того чтобы построить подобную карту нужно взять лист бумаги и в центре поместить, например, название темы или главы, которую нужно освоить, а от нее стрелочками нарисовать блоки, на которые вы поделили текст (группы и подгруппы). Этот метод позволяет вам проявить креативность и ваше уникальное видение темы. В творческом порыве вы создаете то, что запомнится именно вам и на ком-то другом может не сработать. К тому же само представление информации довольно оригинальное, вместо того, чтобы двигаться по тексту в привычном режиме с лева на право, вы видите целостный образ ментальной карты.
Система Лейтнера
В 70-е годы XX века немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер разработал метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек. Изначально данный метод был разработан для изучения иностранных языков. Система оказалась простой в использовании, мобильной и не требовала много времени. В дальнейшем спектр ее применения расширился и стал популярен как среди тех, кто хочет освоить иностранный язык, так и среди школьников и студентов совершенно разных направлений.
В основу системы Лейтнера легли так называемые флэш-карточки, это небольшие по формату прямоугольники картона или плотной бумаги, на которых записывается новое иностранное слово, формула, правило или исторический факт. Карточки создаются исходя из ваших текущих потребностей, темы или набора слов, которые необходимо выучить. Сейчас доступны и электронные варианты программ и приложений с макетами флэш-карточек. Подобные карточки можно сделать в любом мобильном приложении для создания заметок или же воспользоваться специальным софтом. Например, мобильное приложение Brainscape или онлайн-программа Quizlet. Принцип применения и электронных и бумажных карточек схож, остается лишь подобрать тот формат, который удобен именно вам.
Правила использования флэш-карточек:
Теперь вы наглядно видите, как устроен метод интервальных повторений. Важно не принуждать себя заучивать всю колоду карточек из каждой группы за один подход. Осваивайте ровно столько, сколько вам хочется и сколько у вас в распоряжении свободного времени. Главное – регулярно воспроизводить материал и выработать у себя привычку заполнять «пятиминутки» повторением карточек. Например, когда едете в транспорте, стоите в очереди или ожидаете встречи. В течение дня может быть несколько таких перерывов, которые к концу дня могут привести к хорошему результату и запоминанию новой информации.
Область применения системы Лейтнера довольно широка, а сама методика пользуется большой популярностью среди тех, кто не готов тратить много времени на заучивание, но при этом хочет «прокачать» свою память и регулярно осваивать что-то новое.
В заключение хотим остановиться на основных рекомендациях ученых, как улучшить память. Способы подтверждены научными исследованиями и действительно могут оказать позитивное влияние на способность к запоминанию:
Память – сложный и по-прежнему малоизученный процесс, но то, что мы теперь о нем знаем, доказывает, как много он требует мотивации и силы воли для того, чтобы результат превзошел все наши ожидания.
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог
Института интегрированных форм обучения
и мониторинга образования БНТУ