Родителям свойственно беспокоиться о том, правильно ли они воспитывают ребенка, есть ли взаимопонимание в семье, да и вообще, все ли они делают как надо. Если вы хотите получить ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся воспитания ребенка, предлагаем вам пройти следующие тесты.
Тест «Как вы воспитываете ребенка?»
1. В любой момент мы можем заняться ребенком, отбросив все дела.
А) Да и всегда так делаем.
Б) Можем, но бывают исключения.
В) Нет.
2. Мы советуемся с ребенком.
А) Да, всегда.
Б) Да, но в зависимости от ситуации.
В) Нет.
3. Если мы допустили ошибку, которая касается ребенка, то признаемся ему.
А) Без сомнений.
Б) Да, но бывают исключения.
В) Нет.
4. Мы извиняемся перед ребенком, если неправы в чем-то.
А) Конечно.
Б) Да, но не всегда.
В) Нет.
5. Даже если ребенок вывел из себя, мы сохраняем самообладание.
А) Да.
Б) Да, но не всегда
В) Нет.
6. Мы ставим себя на место ребенка.
А) Да, обычно мы так и делаем.
Б) Да, но не всегда.
В) Нет.
7. Мы можем легко представить себя добрым волшебником или прекрасной феей.
А) Часто.
Б) Да, но крайне редко.
В) Нет.
8. У нас доверительные отношения с детьми, и мы спокойно можем рассказать им поучительные случаи из своего детства, даже если в этих ситуациях мы представлены в невыгодном свете.
А) Всегда.
Б) Иногда.
В) Нет.
9. Мы не употребляем слова и выражения, которые ранят ребенка.
А) Однозначно.
Б) Иногда грешим.
В) Нет.
10. За хорошее поведение мы исполняем желания ребенка.
А) Конечно.
Б) Иногда.
В) Никогда.
11. Выделяем один день, когда ребенок может делать что угодно.
А) Да.
Б) Не всегда.
В) Никогда.
12. Мы не идем на поводу у слезных просьб ребенка, если уверены, что это просто мимолетная прихоть.
А) Именно так.
Б) Редко получается.
В) Нет.
Ключ. За каждый ответ «А» начислите себе 3 очка, «Б» – 2 очка, «В» – 1 очко.
Интерпретация результатов.
27-36 очков. Ребенок для вас цель и смысл жизни. Вы понимаете его, уважаете, придерживаетесь постоянной линии поведения и прогрессивных методов воспитания. То есть, вы действуете обдуманно и двигаетесь в верном направлении, можете рассчитывать на хороший результат.
13-26 очков. Забота о родном чаде для вас – крайне важна. Вы хороший родитель-воспитатель, но на деле не всегда поступаете целенаправленно и последовательно. Порой вам мешает чрезмерная строгость или излишняя мягкость, вы склонны находить компромисс там, где его не должно быть, ведь это ослабляет воспитательный эффект. Всерьез задумайтесь над правильностью своего подхода к воспитанию ребенка.
12 очков и меньше. Вы воспитываете ребенка не всегда правильно. Попробуйте пересмотреть свой подход к воспитанию. Возможно, вам не хватает дополнительных знаний, опыта или желания, чтобы сформировать из вашего ребенка полноценную личность. В данном случае лучше обратиться за помощью к специалистам (психологам и педагогам), заняться изучением педагогической и психологической литературы.
Тест «Какие мы родители?» (автор Н.А.Горбунова)
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для своих детей? Итак, какие мы родители? Справляемся ли мы с нашими обязанностями воспитателей? Проверьте себя, ответив на вопросы: «да», «нет», «иногда».
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы о том, что его поведение может являться результатом вашего воспитания?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность в воспитании является одним из основных педагогических принципов?
7. Осознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Испытываете ли вы чувство вины, произнося фразу: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Ключ. За каждый положительный ответ начислите себе 2 очка, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0.
Интерпретация результатов.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время о работе и личных делах. И будьте уверены, дети вам будут за это благодарны.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями, но тем не менее, нет предела совершенству.
Тест «Я и мои отношения с ребенком»
Какому родителю не хочется узнать о том, какие на самом деле у него отношения с ребенком? Даже, если вы уверены, что знаете ответ на этот вопрос, рекомендуем пройти следующий тест.
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:
Фразы | Баллы | |
1. | Сколько раз тебе повторять?! | 2 |
2. | Не знаю, чтобы я без тебя делала. | 1 |
3. | И в кого ты только уродился?! | 2 |
4. | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
5. | Ну, на кого ты похож?! | 2 |
6. | Вот я в твое время… | 2 |
7. | Ты моя опора и помощник(ца)! | 1 |
8. | Ну что за друзья у тебя… | 2 |
9. | О чем ты только думаешь! | 2 |
10. | Какая ты у меня умница! | 1 |
11. | А как ты считаешь? | 1 |
12. | У всех дети как дети, а ты… | 2 |
13. | Какой ты у меня сообразительный(ая)! | 1 |
14. | Посоветуй мне пожалуйста… | 1 |
Ключ. Теперь подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация результатов.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению гармоничной личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви. Помните об этом.
13-14 баллов. Вы идете неверным путем. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени и ситуация непременно улучшится!
Тест «Хорошо ли я знаю своего ребенка?»
1. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?
А) Знаю всех.
Б) Знаю половину.
В) Знаю лишь некоторых.
2. Как часто вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?
А) Постоянно.
Б) 1-2 раза в четверть.
В) Ни разу.
3. Если вы обнаружите, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, а вы не способны ему помочь, что будете предпринимать?
А) Обращусь за помощью к учителям.
Б) Пойду к завучу.
В) Заставлю ребенка более серьезно учить предмет.
4. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?
А) Да, знаю.
Б) Частично.
В) Догадываюсь, но не точно.
5. Знаете ли вы, где и с кем ваш ребенок проводит свое свободное время?
А) Да.
Б) Иногда.
В) Нет, но догадываюсь.
Ключ. Подсчитайте отдельно количество высказываний А, Б, В.
Интерпретация результатов.
Преобладает ответ А. Вы хорошо знаете своего ребенка, знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.
Преобладает ответ Б. Вас больше волнует не сам ребенок, а его проблемы с учебой, которые могут в дальнейшем привести к дестабилизации всей остальной его деятельности.
Преобладает ответ В. Вы не интересуетесь делами ребенка, поэтому рекомендуем вам пересмотреть свое отношение к процессу воспитания и больше уделять внимания своему ребенку.
Тест «Часто ли вы хвалите своего ребенка?»
1. Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова:
А) Гениально, потрясающе. (1)
Б) Молодец. (3)
В) Хорошо. (5)
2. Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу?
А) Раздраженно отмахивается. (3)
Б) Принимает как должное. (1)
В) Воодушевляется. (5)
3. Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К словам похвалы вы непременно добавите:
А) Поцелуи и объятия. (1)
Б) Подарок. (5)
В) Деньги. (3)
4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
А) Когда ребенок убрал за собой игрушки. (1)
Б) Получил хорошую отметку. (3)
В) По собственной инициативе помог бабушке. (5)
5. Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
А) Чтобы не огорчать, скажете, что его поделка лучше всех. (1)
Б) Укажете на недостатки, но отметите и достоинства. (3)
В) Честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими. (5)
6. Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете:
А) Гордость. (5)
Б) Нежность. (3)
В) Восхищение. (1)
7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
А) Каждый ребенок по-своему талантлив. (1)
Б) Менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый. (3)
В) Любую способность можно развить. (5)
8. На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажете?
А) Пристыдите. (3)
Б) Похвалите за умение идти до конца. (1)
В) Объясните, что он проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы. (5)
9. Ребенок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция?
А) Будете дополнять его рассказ. (1)
Б) Станете иронизировать над его «скромностью». (5)
В) Переведете разговор на другую тему. (3)
10. Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
А) Отдать его в художественную школу. (5)
Б) Купить хорошие краски и кисти. (1)
В) Посещать с ним выставки и музеи. (3)
11. Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку?
А) Заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника. (5)
Б) Станете хвалить одноклассника, чтобы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо. (3)
В) Предложите исправить те ошибки, которые отметил учитель. (1)
12. Бабушка умиляется поступкам ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция?
А) Станете спорить с ней. (5)
Б) Проигнорируете ее высказывания. (3)
В) Согласитесь из уважения к ней. (1)
13. Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?
А) «Они глупые и невоспитанные». (1)
Б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший». (3)
В) «Давай подумаем, почему они так к тебе относятся». (5)
14. У ребенка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его?
А) Напугать плохой отметкой. (3)
Б) Выразить сочувствие. (1)
В) Предложить помощь. (5)
15. Ребенок не достоин похвалы, если он:
А) Помыл посуду, но разбил чашку. (1)
Б) Сделал уроки, но перепутал номер задания. (3)
В) Получил пятерку, списав ответ у соседа по парте. (5)
16. В порыве гнева вы можете назвать ребенка:
А) Бестолочь. (5)
Б) Мое наказание. (1)
В) Подлец. (3)
Ключ.
16-37 баллов. Ваш ребенок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни. Однако слишком часто слыша похвалу, ребенок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбавив похвалу здоровой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.
38-59 баллов. Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребенок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребенка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребенка и его потребности: чего он ждет от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребенка, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.
60-80 баллов. Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребенка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребенком как отвержение. Показывая продукты своей деятельности, ребенок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог