Отказываться от возможности обучиться чему-то новому или попробовать свои силы в малознакомой сфере, даже не предпринимая попыток, – частые проявления синдрома выученной беспомощности. Этот феномен проявляется в негативном отношении к своим возможностям и способностям и практически полному отсутствию попыток, которые могли бы что-то изменить.
Например, человек отказывается пойти на мастер-класс по игре на гитаре, потому что в юном возрасте его мог обидеть педагог, недооценив его порывы, а родители не оказали достаточной поддержки. Хрупкая детская натура впитывает подобный опыт как губка и в будущем вполне возможно формирование «приобретенной беспомощности». Будучи маленькими, мы не сомневаемся в том, что умеем ходить или говорить, а только продолжаем пробовать раз за разом, даже если в самом начале приходилось много падать, да и наши близкие верят и поддерживают нас в таких естественных начинаниях. Но, куда пропадает поддержка потом, где искать в нас настрой на достижения и волю к победе?
В 1960-е годы американский психолог, основоположник позитивной психологии Мартин Селигман провел череду экспериментов, которые способствовали открытию «синдрома выученной беспомощности». Первые пробы он проводил на собаках, они были разделены на три группы:
Начальный этап помог прийти к следующим выводам:
Эти события натолкнули Селигмана на размышления о том, что беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Таким образом, можно сделать вывод, что собаки обучились быть беспомощными.
Из этого следует, что поведение человека, основанное на негативном мышлении и отсутствии попыток изменить свою действительность, даже при условии, что для этого существуют реальные возможности и есть синдром выученной беспомощности. Другими словами, «я научился быть беспомощным».
На этом исследования не прекратились, психологи Э. Лангер и Дж. Роден продолжили изучать феномен выученной беспомощности, но теперь в экспериментах участвовали пожилые люди, находящиеся в доме престарелых. В экспериментах задействовали два этажа (второй и четвертый). Жителей этих этажей пригласили на встречу с администрацией, на которой убедили в том, что второй этаж будет находиться на полном обеспечении и им решать ничего не нужно. Жителей же четвертого этажа наоборот попросили проявлять инициативу и ответственность (решать, что будет на обед, придумывать досуг, обустраивать быт и т.д.).
Основное различие между «этажами» состояло в степени зависимости от решений руководства. Одни были полностью зависимы от решений администрации, а другие имели свободу выбора и могли в каких-то вопросах действовать самостоятельно. Три недели исследователи вели свое наблюдение, особое внимание уделялось настроению, желанию общаться, активности и общей удовлетворенности. Результаты оказались следующими: у представителей «4 этажа» наблюдался эмоциональный подъемы и рост субъективного ощущения счастья по сравнению с жителями «2 этажа»; по оценкам медсестер улучшилось состояние пациентов с повышенной ответственностью, в отличие от тех за кого в большей степени все решали. Оценки также подтвердили предположение о позитивном воздействии контроля и возможности влиять на свою жизнь. Проявления нашего организма, которыми сопровождается старение, вероятно, связаны с утратой возможности контролировать собственную жизнь, а значит, их можно предотвратить, вернув пожилым людям право принимать решения и чувствовать свою компетентность. Это что касается формирования синдрома выученной беспомощности в пожилом возрасте и о том, насколько существенно его влияние на качество нашей жизни и жизни наших близких.
В 1975 году Мартин Селигман и его коллега Дональд Хирото решили посмотреть, как проявляет и проявляет ли себя синдром выученной беспомощности на людях более юного возраста. В эксперименте принимали участие студенты колледжа, разделенные на три группы. На начальном этапе первая и вторая группа слышала неприятный шум, третья не слышала ничего. Затем при возникновении шума участники первой группы получили возможность нажать на кнопку и предотвратить неприятные звуки. У представителей второй группы такой возможности не было. На заключительном этапе эксперимента студенты могли с появлением светового сигнала отключить шум самостоятельно, переложив руки с одной стороны ящика на другую. В подобных условиях успешно избавились от неприятных звуков студенты из первой и третьей группы, а вот студенты со второй группы терпеливо ждали, когда шумы прекратятся сами.
Мы с вами познакомились с целым рядом многолетних исследований «приобретенной беспомощности». Уникальный феномен, который способен так сильно влиять на наше действие или бездействие в той или иной ситуации. Предлагаем поподробнее рассмотреть причины возникновения этого синдрома, ведь можно отметить, что некоторые люди имеют к его формированию большую предрасположенность, нежели остальные.
Причины формирования синдрома выученной беспомощности:
Последствия приобретенной беспомощности:
Основные признаки синдрома:
Шаги, которые рекомендуется предпринять, если вы наблюдаете у себя или у кого-то из своего окружения симптомы приобретенной беспомощности.
Постарайтесь признать свое состояние, осознайте и попробуйте задать себе несколько вопросов. Например: «Как часто я ощущаю себя беспомощным? В чем причина этого состояния? В какой момент я потерял контроль над своей жизнью?»
Тренируйтесь переключать внимание, другими словами смещать фокус на то, что вы в силах контролировать на данный момент. Предпринимайте как можно больше действий. Даже если «здесь и сейчас» вы не имеете возможности изменить ситуацию полностью, но отдельные моменты всегда можно улучшить. Отличным способом «профилактики» синдрома выученной беспомощности станет развитие позитивного мышления. Хоть многие и относятся к нему скептически, но именно оно в этом случае действительно работает. Вы становитесь вдохновленными, уровень энергии повышается, а следом и работоспособность. Будь то учеба или работа, вы отметите, как более сложные задачи больше не становятся препятствием, а скорее воспринимаются как точка роста и развития.
Сместите свой фокус с «черного» на «белое». В своей книге «Authentic Happiness» Мартин Селигман пишет: «Оптимистичные люди склонны интерпретировать проблемы как преходящие, управляемые и специфичные для одной ситуации. Пессимистические люди, напротив, считают, что их проблемы продолжаются вечно, подрывают все, что они делают, и не поддаются контролю». Ваш настрой, и образ мыслей имеет огромное влияние на ситуацию. Разрушительным будет это влияние или позитивным – зависит только от вас.
Заведите блокнот и попробуйте отслеживать и фиксировать негативные мысли. Думаю, вы удивитесь тому количеству автоматических убеждений, которые будут всячески уверять вас в том, что у вас ничего не получится и лучше за это дело даже не браться. Например, «у меня не получится», «я никогда этого раньше не делал», «у меня совсем нет опыта в этой сфере», «пусть это сделает кто-то другой, ведь я такой некомпетентный» и т.д. Это лишь малая часть самых распространенных ограничивающих убеждений, которые подкрепляют приобретенную беспомощность. На начальном этапе научитесь замечать и записывать эти мысли, а потом работать с ними, превращая в позитивные и вдохновляющие слова.
Практикуйте технику метафор. Из школьной программы мы прекрасно знаем, как авторы умело применяют метафоры в художественной литературе. Так почему бы не использовать их в повседневной жизни? Исследователи убеждены, что метафоры – это мощный инструмент влияния на сознание и подсознание, а также на изменение ментальных моделей. Сложно сразу начать думать в позитивном ключе, но можно начать с фантазий и выдумывания различных метафор, как у вымышленного персонажа раз за разом получается достигать желаемого, не смотря на обстоятельства.
Прислушайтесь к внутреннему диалогу и попробуйте проанализировать, где ваша речь, а где реплики окружающих, которые поселились в вашей голове. Особое внимание уделите тем репликам, которые транслируют чужое мнение, опыт и установки. Пусть ваше остается только вашим, вы вправе на личное мнение и свободу.
Сделайте глубокий вдох и почувствуйте момент «здесь и сейчас». Очень часто мы теряем связь с реальностью и либо тревожимся о будущем, либо раз за разом переживаем травмирующие ситуации из прошлого. Но, прошлого уже нет, а будущего еще нет, поэтому по-настоящему важно только то, что вы чувствуете и какие действия предпринимаете в эту минуту.
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог Института
интегрированных форм обучения
и мониторинга образования БНТУ