
«С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их».
Шарль Монтескье
Проблема воспитания ребенка неизбежно связана с проблемой наказаний. Прежде, чем применить этот метод, родителям стоит задуматься, как это может отразиться на детской психике и стоит ли вообще использовать наказания в воспитании?
Безусловно, полностью избежать наказаний не получится, но и поступать с ребенком жестоко тоже категорически недопустимо. Любая жестокость по отношению к ребенку слишком тяжела для его незрелой психики. Именно поэтому стоит уделить особое внимание проблеме формирования психолого-педагогической грамотности родителей – это поможет им использовать наказания только в крайних случаях и исключать те, которые носят деструктивный характер:
Физическое наказание. Многие родители считают этот вид наказания эффективным, однако применение любой физической силы по отношению к ребенку – это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы – это не так уж и больно, но эти действия – физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным. Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку, сколько на демонстрацию власти над ним. Применение физической силы ничего не дает ребенку, кроме обиды, унижения и подрыва доверия к родителям.
Публичная ругань и наказание при свидетелях. Публичные наказания наносят глубокую психологическую травму и не дают правильную оценку происходящему. Более того, ребенок начнет бояться взаимодействия с людьми, а во взрослом возрасте будет стараться избегать любых контактов с обществом. Такое поведение мамы или папы показывает ребенку, что у него больше нет защиты в виде любящих родителей.
Не ругайте его перед учителем или другими детьми. Пусть извинится, если виноват. На этом ваша задача выполнена. Все остальные воспитательные беседы должны проводиться только дома!
Молчание, игнорирование. Такой вид наказания не несет в себе никакого педагогического эффекта. Только обесценивает проблемы ребенка и заставляет его почувствовать себя ненужным.
Изоляция, запирание в комнате. Чтобы прекратить затянувшуюся детскую истерику некоторые родители закрывают ребенка в комнате, ванной, на кухне. Это не метод воспитания, а очень плохой вид наказания в плане последствий. Не нужно забывать об индивидуальных различиях детей. Если в изоляции оказывается ребенок, склонный к клаустрофобии, такое наказание превращается в самую жестокую пытку и может спровоцировать нервный приступ.
Крик. Наказание криком – не лучшее решение, ведь ребенок все равно не услышит того, что родители хотят ему сказать. В такой ситуации он только испугается. За испугом последует торможение психологической активности, ступор, замирание и полное отсутствие понимания причины вашего крика.
Запомните, когда вы кричите, ребенок не слышит, что вы ему говорите. Он просто боится.
Наказание трудом. Если работа по дому для ребенка – это плата за проступок, то вряд ли он когда-нибудь предложит вам свою помощь. Не заставляйте ребенка прибираться или мыть посуду только из-за того, что он провинился. Иначе он сделает вывод, что тот из родителей, кто чаще всего выполняет бытовые обязанности, постоянно в чем-то виноват. Уборка дома – обыденная вещь, она не должна становиться наказанием, иначе у ребенка возникнут неприятные ассоциации, от которых будет сложно избавиться даже во взрослой жизни.
Лишение необходимых вещей. Некоторые родители в качестве наказания забирают у детей их любимые вещи или игрушки, подчеркивая, что ребенок не заработал на это, следовательно, принадлежит этот предмет не ему. Маме и папе может казаться, что таким образом они «ставят его на место», но они забывают при этом, что обеспечивать маленького человека – их прямая обязанность. Разумеется, ребенок не может зарабатывать деньги и сам покупать себе все, что хочет. Подобный метод наказания внушает ему, что тот, у кого есть деньги, имеет полную власть над тем, у кого их нет.
Обесценивание подарков (выбрасывать, ломать, передаривать подарки ребенка). Ваш подарок – это любовь, внимание, радость. Нельзя наказывать отрицательными действиями над любимыми вещами ребенка, даже, если он что-то натворил. Иногда родители в раздраженном состоянии могут выбросить в окно игрушку, которую подарили ребенку на Новый год. Или забирают телефон со словами: «Подарю его Насте! Она о таком только мечтает!» И подруга Настя вдруг становится врагом, а родители шаг за шагом превращаются в «монстров»…
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по УВР ГУО «Горковская средняя школа»