Иногда выбор учебного заведения для выпускников становится настоящим испытанием. Ведь неправильное решение грозит долгими годами занятий нелюбимым делом. О том, как не ошибиться, куда поступать и как выбрать свою профессию нам рассказали студенты столичных вузов.
Инга ГИЗ,
БГУ, факультет журналистики, специальность «Журналистика аудиовизуальная», 4 курс:
– С профессией я определилась достаточно рано: уже в 6-м классе знала, что хочу заниматься журналистикой. Поскольку Минск ближе всего к моему городу (я из Ошмян), решила поступать в Институт журналистики БГУ.
Моя специальность – «Журналистика аудиовизуальная». Так уж сложилось, что изначально я хотела учиться по специальности «Литературная работа», но при поступлении для обучения на бюджете мне не хватило двух баллов. Посоветовавшись с родителями, мы решили, что если уж платить, то за самую «престижную» специальность. Всего на факультете семь специальностей: «Журналистика (аудиовизуальная)»; «Журналистика (печатные СМИ); «Журналистика (веб-журналистика); «Литературная работа (творчество)»; «Журналистика международная»; «Менеджмент» и «Информация и коммуникация».
Я поступала в Институт журналистики БГУ, а оканчиваю факультет журналистики БГУ. За четыре года учебы произошел вот такой ребрендинг. Сейчас я на четвертом курсе, даже государственные экзамены уже сданы.
К поступлению я готовилась серьезно: занималась с репетиторами, посещала подготовительные курсы, сотрудничала со СМИ. Так уж сложилось, что для того, чтобы поступить на журфак, ЦТ недостаточно. Еще есть вступительный творческий экзамен, где необходимо предъявить свои публикации в газетах или журналах. Получается, что перед поступлением в универ ты уже должен быть журналистом.
Если с тестами все относительно просто (достаточно, на мой взгляд, занятий с репетиторами), то с подготовительными курсами сложнее (либо ты ездишь раз в неделю на курсы при журфаке, либо выбираешь двухнедельные экспресс-курсы буквально перед вступительными экзаменами). Я решила приезжать раз в неделю. Так, на протяжении восьми месяцев, каждую субботу я готовилась к творческому экзамену, параллельно публикуясь в СМИ.
Переживала безумно, альтернативы у меня не было, нужно было поступить в любом случае, и поступить на бюджет, дабы оправдать свою «золотую» медаль в школе и облегчить четыре года в финансовом плане для своих родителей. Но, увы, не все получилось, так как хотелось. Свое «поражение» я оплакивала долго, но нашла поддержку в семье, за что моим родителях мало просто сказать «спасибо».
Самое сложное в процессе обучения – сдать первую и вторую сессии. Это было не просто сложно, а в какой-то мере, нереально после школы: зимняя сессия состояла из пяти экзаменов, но, по сути, их было десять, так как некоторые дисциплины были модульными. Так, к примеру, чтобы сдать модуль «философия», нам нужно было сдать педагогику, психологию и саму философию. Еще было очень сложно привыкнуть читать в огромных объемах. Но это только на первых порах. Потом, когда тебе задают прочесть в неделю 1000 страниц художественной литературы, ты уже не вздыхаешь и не закатываешь глаза, а просто идешь в библиотеку или скачиваешь в телефон книжки, чтобы читать можно было везде. Интересной дисциплиной для меня была зарубежная литература, в том числе и античная (к слову, это самые сложные предметы). Еще могу выделить психологию журналистики. Интересных и важных предметов было много, но бесполезных, с моей точки зрения, – больше.
Из плюсов обучения в вузе – диплом на выходе и все-таки какие-то знания в теории. Из минусов – мало практики. Хоть на журфаке и предоставляется целый месяц летней практики после каждого курса, но этого все равно недостаточно. Еще из минусов – большое количество пар в день. На первых двух курсах мы учились в первую смену (с 8:30 до 16:10), на третьем и четвертом была вторая смена (с 13:10 до 20:40). Сложно совмещать такую интенсивную учебу с подработкой.
Считаю, что четыре года вполне достаточно для обучения журналистике, если верно распланировать учебный процесс. Можно, конечно, и шесть лет учиться, а по итогу выйти «пустым».
Абитуриентам я хочу посоветовать хорошо подумать перед поступлением. Многие разочаровываются, оказавшись в рядах студентов. Но я о своем выборе не жалею. Некоторые моменты учебы, может, были и не совсем простыми, но атмосфера журфака – это нечто особенное. Концентрация талантливых, интересных личностей на факультете просто зашкаливает (это я и о студентах, и о преподавателях). Еще я люблю свой университет и специальность за «своих» людей. Не было бы «аудиовиза», не встретила бы я таких классных друзей. Пожалуй, уже ради этого стоит здесь учиться.
Елизавета СВИЛЛО,
БГМУ, фармацевтический факультет, специальность «Фармация», 5 курс:
– Изначально я хотела быть экономистом, но мама-экономист не пустила. К концу учебы в школе от разных людей посыпались положительные отзывы о работе провизором в аптеке: учеба интересная, зарплаты у специалистов на тот момент были выше среднего. Родные подшучивали, говорили, что придется работать с людьми, но через стекло. Врачом мне быть никогда не хотелось: слишком долго учиться и не всегда добиваешься того, ради чего учишься столько лет.
Выбор был между медицинскими университетами Витебска и Минска. Так как я ребенок домашний, мне не хотелось уезжать далеко. Мой родной город Ошмяны находится на расстоянии 135 км от Минска, а от Витебска – 345 км. Поэтому я остановила свой выбор на столичном медицинском вузе.
В 11-м классе я усиленно готовилась сдавать ЦТ по химии, биологии и русскому языку, дополнительно занималась с репетиторами. Результаты репетиционного тестирования были нормальными, но нужно было больше. В итоге, за три централизованных тестирования в сумме я получила 346 баллов. Не хватило 12 баллов, чтобы попасть на бюджет, поэтому мы с родителями решили взять целевое направление. Поначалу я не видела в этом проблемы, хотела вернуться в Ошмяны. Сейчас я могу сказать, что поспешила. Итог: пять лет отработки по целевому направлению в Ошмянах и там же интернатура.
Учеба во многом была сложной из-за отсутствия специальной литературы для студентов нашей специальности. Мы учились по учебникам для врачей, не адаптированных под нашу специальность и часто вообще под реалии нашего государства (законы, рынок, актуальность информации). На учебу времени всегда хватало, считаю, что нагрузка посильная. У меня почти всегда была повышенная стипендия, что очень радовало и меня, и родных.
«Организация и экономика фармации» и «фармакология» – две самые необходимые и полезные дисциплины, которые, на мой взгляд, нужно ввести на протяжении всех пяти лет обучения. «Латынь» мне изучать очень нравилось, есть что-то притягательное в этом мертвом языке. Но я понимаю, что в работе понадобится минимум.
Я пожалела, что пошла именно в вуз, потому что на практике осознала, что разницы в работе фармацевта (специалиста со средним специальным образованием) и провизора (специалиста с высшим образованием), если хочешь работать за первым столом (так называют работу за кассой в аптеке), нет никакой (ни в оплате, ни в обязанностях, ни в возможности занимать должность заведующего аптекой). Поэтому, при отсутствии у вас высоких амбиций (открывать новые лекарства, выпускать новые лекарственные формы на производствах, служить фармацевтическим инспектором) я рекомендовала бы все-таки окончить колледж. Спустя столько лет учебы и практики, с уверенностью могу сказать, что сейчас бы так и сделала: не теряла бы два года, и не отрабатывала бы там, где мне не место.
Хочу отметить, что в университете прекрасный декан, который никогда никому ни в чем не отказывал, и хорошая обеспеченность общежитиями. В одном из них я жила чуть больше года. Девчонки в комнате были с разных факультетов, вместе нам было весело, интересно и во многом полезно (особенно, когда тебе вечером перед экзаменом рассказывают про преподавателей, кого и чем можно сразить, делятся материалами и шпаргалками). Кстати, с девчонками мы общаемся до сих пор, хотя уже три-четыре года прошло с момента, как я уехала из общежития.
Руслан ЗОЛОТУХИН