Проверить билеты, заполнить документы, предложить желающим чай и постельное белье, разбудить перед нужной станцией – вот и все обязанности проводника с точки зрения простого обывателя. Казалось бы, нетяжелая работа: билеты проверил, чай раздал и сиди себе в купе. Этот стереотип на деле слишком далек от реальности: за профессией железнодорожника скрывается множество важных обязанностей, не зримых для обычного пассажира.
Вместе с выпускниками Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича попытаемся сломать стереотипы и докопаться до сути профессии. Наши спикеры – это молодые проводники поездов, которые, несмотря на небольшой опыт работы, смогли увидеть профессию во всех ее красках. Им есть, что рассказать.
– Что повлияло на выбор профессии?
Лолита Каминская:
– Скажу честно, меня привлекла форма. Я представляла, как красиво буду выглядеть в форменной одежде. Считаю, что девушка в одежде строгого делового стиля всегда выглядит серьезно. Красивая, элегантная форма придает работникам железнодорожного транспорта официальный вид, дисциплинирует. Очень приятно, когда окружающие смотрят на тебя с интересом и уважением. В форме ощущаешь себя совершенно другим человеком – важным и деловым. Но в то же время наша форменная одежда удобная и практичная.
Екатерина Жичко:
– Железную дорогу я люблю с детства. Как и у многих людей, при виде поездов у меня замирал дух. Моя тетя работала проводником, да и мама всегда советовала выбрать эту профессию. Хороший график работы (неделя дома, неделя в рейсе) и достойная оплата труда. Мне казалось, что это работа мечты. Привлекала романтика железной дороги, возможность увидеть разные города. Все это и определило выбор профессии.
Артур Безмен:
– Когда в 9 классе встал вопрос о выборе профессии, я никак не мог определиться. Думал идти учиться либо на повара, либо на проводника. Но потом на вокзале увидел проводника в форменной одежде, и решил связать свою жизнь с железной дорогой. На специальность помощника машиниста я не проходил по здоровью, на осмотрщика сам не хотел. Остался только один вариант – проводник пассажирского вагона. Пока еще не пожалел. Профессия железнодорожника всегда пользовалась заслуженным авторитетом и уважением. Железнодорожник – это престиж и перспектива.
– С чем приходилось сталкиваться в рейсах?
Лолита Каминская:
– Будучи на практике в направлении Минск-Мурманск, я увидела много интересного. Попала в Питер на белые ночи и в Мурманск, когда там было минус 31°С. Впечатлений получила очень много.
Был один случай в пути, который я запомнила надолго. Как-то за пару остановок до Беларуси, я высаживала людей. Был очень сильный мороз. Когда поезд приехал на станцию, я не смогла открыть площадку. Мне пришлось в руках с ледорубом прыгать на перрон с тамбура и отбивать лед. Я пыталась сделать это максимально быстро, чтобы не нервировать пассажиров. Хотя должна сказать, что люди чаще всего адекватно реагируют на такие случаи.
Как видите, проводники не просто разносят чай и кофе. И побегать нам приходится, и оформить документы, и пообщаться с людьми. Следить за чистотой и порядком в вагоне, проводить влажную уборку. С наступлением зимы становится тяжелее, появляется много важных обязанностей. В первую очередь, это отопление вагона, причем старым способом – с помощью угля. Нужно научиться правильно поддерживать печку, следить за огнем, чтобы котел не перегрелся, но и температура была достаточной. А еще – очистка от снега и льда. Трудности есть в любом деле.
Расстраивают неадекватные пассажиры, необоснованные жалобы и оскорбления. Если будут взаимная вежливость, уважение и терпимость, то все проблемы решаемы.
Артур Безмен:
– Работа с людьми всегда непредсказуема, но подход нужно найти ко всем. Пассажиры попадаются разные, кто-то вежливый и доброжелательный, кто-то грубый и невоспитанный. Есть и такие, которым сразу все не нравится: и вагон, и место, и проводник не тот, и туалет не био. Никогда не знаешь, какой «сюрприз» может выкинуть приличного вида гражданин или спокойная с виду женщина. Конфликтов в поезде мы стараемся избегать. Обычно они возникают на почве того, что одни пассажиры нарушают спокойствие других. В таких случаях легко вызывается милиция и все решается. С неадекватными пассажирами разговор короткий, для этого есть правоохранительные органы. Железная дорога – это особенная территория, со своими правилами и их нужно выполнять.
– Часто ли вам приходится слышать, что проводник лишь разносит чай и постельное белье?
Артур Безмен:
– Меня очень расстраивает, когда люди так думают и говорят что-либо подобное. Довольно часто в конце рейса приходится слышать: «Спасибо за обслугу». Какую обслугу? Все думают, что наша задача, это разносить чай, кофе и постельное белье. А то, что проводники отвечают за безопасность людей, за соблюдение температурного режима, следят за электрооборудованием, – об этом никто не задумывается. Пока все отдыхают в пути, у проводника нет и минуты свободной.
Проводник несет ответственность за пассажиров. Это тяжелая профессия. На работе ты и врач, и психолог, и повар, и охранник. Сложно, особенно когда у пассажиров такое отношение к твоей работе.
– Какие плюсы профессии проводника пассажирского вагона?
Лолита Каминская:
– Если убрать какие-то казусы, то профессия проводника очень интересная и динамичная. Она дает возможность увидеть новые города и страны. Это постоянное нахождение в окружении людей, живое общение. Приятно слышать, когда люди благодарят за комфорт, тепло, чистоту и спокойствие во время поездки. Многие отмечают, что наши вагоны самые чистые и сравнивают с поездами других стран. Когда пассажиры искренне благодарят, ты понимаешь, что работаешь не зря. Конечно, в работе были и негативные моменты, но зато есть опыт, практика дала твердый стержень. Эта профессия для девушек, имеющих боевой характер и быструю смекалку.
Артур Безмен:
– Работа привлекает тем, что у тебя есть возможность постоянно находиться в движении. Это динамичная профессия. К тому же, мне нравится ее непредсказуемость. У проводников нет такого, что ты должен в 6:00 встать, в 7:00 выйти из дома, потом до вечера находиться на работе, где все однообразно. Моя работа – это общение с людьми и новые знакомства. В рейсе за двое суток оборот людей может доходить до 200 человек, и это только в одну сторону.
Огромный плюс в этой работе, который перекрывает все минусы, что ты путешествуешь, бываешь в разных городах, мне это очень нравится, я этим живу. Я уже ездил в Минеральные воды, Москву, Адлер, Питер. Это очень интересная работа, к тому же неплохо оплачиваемая.
– Какие сложности есть в работе проводника?
Екатерина Жичко:
– Меня всегда пугает посадка пассажиров. Особенно, когда их много. И каждому нужно уделить внимание, чтобы все в дороге чувствовали себя как дома.
Конечно, это сложно, особенно зимой. Все хотят поскорее зайти в вагон, а ты понимаешь, что тебе нужно разобраться с каждым: проверить документы, билеты, посмотреть, с чем он едет. Это, во-первых. Во-вторых, у людей может быть огромный багаж, который нужно взвешивать. А я сама по себе хрупкого телосложения и невысокого роста, мне сложно поднять такой груз. Как я могу поднять багаж, который весит, как я? Каждый раз со страхом думаю о том, чтобы только у пассажиров были легкие сумки. Как видите, девушкам-проводницам тоже приходится выполнять тяжелую работу: поднимать багаж, качать воду, чистить котел.
Артур Безмен:
– Самое сложное, это посадка людей. Также сложно ехать одному в поезде, то есть, когда ты единственный проводник в вагоне. Спишь по 3-4 часа в лучшем случае. Постоянно быть в дороге, конечно, утомляет. Недосыпание тоже сказывается. Сбивается режим дня.
К минусам можно отнести и необходимость выполнить план по продаже продукции. Нам нужно продать определенное количество товаров, именно поэтому мы так отчаянно предлагаем пассажирам чай, печенье и т.д. Во многом выполнение плана зависит от маршрута.
Надеюсь, дорогие читатели, мы смогли показать вам профессию проводника с другой стороны и развеять стереотип о легком труде. Безусловно, жизнь под стук колес, обладает своими трудностями, нужно готовиться к тому, что это нелегкая работа. Поэтому только ради романтики выбирать эту профессию не стоит. Проводник – это работник железнодорожного транспорта, основной обязанностью которого является обеспечение безопасности и комфорта пассажиров в пути. Он должен быть хозяином вагона во всех аспектах: от проверки билетов до оказания первой медицинской помощи пассажирам. Проводник должен обладать соответствующими знаниями и умениями. Профессиональная деятельность требует высокой сосредоточенности и повышенного внимания.
Екатерина ВОЛКОВА