Музыкант – это профессия, которая позволяет стать ближе к искусству. Она требует трудолюбия, сильного характера и таланта. Мария Мельникова – выпускница ГУО «Гимназия-колледж искусств имени И.О. Ахремчика». Она посвятила музыке значительную часть своей жизни, а после решила поступать в Минский государственный лингвистический университет. Девушка рассказала о том, как проходили занятия в колледже искусств, насколько сложно было так кардинально сменить сферу деятельности, а также дала советы будущим студентам.
– Мария, расскажи о том, как ты училась в гимназии-колледже искусств. Чем учеба в парнате отличается от обучения в обычной школе?
– Творческие задатки у меня проявились еще в детском саду. Музыкальный руководитель заметила мои способности и посоветовать родителям отправить меня учиться в гимназию-колледж искусств имени И.О. Ахремчика. Мама прислушалась к ее словам, и я поступила. Со второго класса я училась в гимназии, потом – в колледже.
Колледж искусств имени Ахремчика учащиеся и выпускники называют «парнат». Это слово знакомо каждому, кто имеет отношение к учебному заведению. Жизнь в колледже была очень насыщенной. Контингент учащихся сильно отличался от обычных школ. Все ребята были очень творческими и талантливыми. У нас постоянно проходили разнообразные репетиции, мероприятия, концерты.
Большая часть времени в парнате уделялась музыке. В учебной программе также присутствовали обычные школьные предметы, например, привычная математика, русский язык, литература, однако они сочетались со специализированными. Естественно, упор делался именно на музыкальные дисциплины. Мы изучали русскую хоровую литературу, зарубежную хоровую литературу, хороведение, инструментоведение, дирижирование, фортепиано, постановку голоса, сольфеджио и пр.
Музыкальные занятия делились на групповые и индивидуальные, зависели от специальностей. Например, на сольфеджио хоровики-дирижеры были в одной группе, пианисты – в другой.
Честно сказать, были дисциплины, которые мне нравились гораздо больше, чем сольфеджио и гармония. Например, биология, музыкальная литература, постановка голоса.
Преподаватели у нас были разные. Самой строгой была преподаватель музыкальной литературы. Музыкальная литература – очень сложный предмет и на уроке было довольно просто получить двойку. У меня не всегда получалось разобраться в учебном материале, и я часто на занятиях испытывала сильный стресс.
– В чем заключается специфика твоей специальности?
– Хоровое дирижирование – это интересная и сложная профессия. Многим кажется, что данная работа заключается в том, чтобы просто стать перед группой людей и помахать руками в разные стороны. Однако все не так просто. Хор может состоять из десяти партий, солистов. Каждому солисту нужно показать, когда он должен вступить, петь громче или тише. Необходимо следить, чтобы все голоса сливались в один, замечать, если кто-то фальшивит. Хоровой дирижер должен иметь острый слух, свой вкус в музыке, знать произведения композиторов и музыкантов. До поступления в колледж мы не имели дела с хором. Как на занятиях, так и на экзаменах мы дирижировали перед стеной. На первом курсе колледжа нам дали поработать с детским хором. И это было не так просто, как нам хотелось.
Экзамен по хоровому дирижированию состоял из трех частей. Первая – устный экзамен. Мы должны были знать всю информацию о композиторах, чьи произведения входили в экзаменационную программу. Кроме того, мы изучали поэтов, которые писали стихи для данных произведений. Если произведение было написано на иностранном языке, нам нужно было знать его перевод и правильное произношение слов. Вторая часть – читка хоровых партитур. Третья часть экзамена состояла из дирижирования.
К сожалению, во время учебы в колледже выступать с хором нам не удавалось. Однако мне один раз выпал такой шанс. Я дирижировала хором на праздничном концерте 9 мая.
–Удалось ли поработать по специальности?
– Хоровиком-дирижером я не работала. Однако в моем дипломе написано, что я также являюсь учителем и артистом хора. Поэтому я работала музыкальным руководителем в детском саду на протяжении двух лет. Я люблю детей и довольно быстро смогла найти с ними контакт. Во все праздники и утренники, которые проходили в детском саду, я старалась привнести что-то современное.
– Мария, ты бы посоветовала родителям отправить ребенка на обучение в гимназию-колледж искусств?
– Во-первых, родители должны понимать, что ребенок полностью погрузится в музыкальную среду. Ему придется целиком и полностью отдаваться этому занятию. У ребенка сильно сократится свободное время, а его детство будет неразрывно связано с обучением музыке. Во-вторых, сам ребенок должен чувствовать, что ему действительно нравится музыка. В этом случае точно есть смысл учиться в парнате. Если же ребенок занимается музыкой через силу, родителям не стоит мучить ни его, ни себя. Я бы отдала своего ребенка в это учебное заведение, если бы наблюдала в нем сильную тягу к искусству и большую любовь к музыке.
– Почему, посвятив столько лет музыке, ты приняла решение не связывать с ней свою дальнейшую жизнь?
– В нашей стране довольно много людей с музыкальным образованием. А вот хорошо оплачиваемой работы для них слишком мало. Поэтому устроиться по такой специальности сложно. К тому же за такой длительный срок я устала от музыки. В один момент ко мне пришло осознание того, что я не готова посвятить ей еще пять лет жизни. Я рада, что выбрала другой путь.
– И решила поступить в МГЛУ…
– У меня всегда был интерес к иностранным языкам. Особая любовь у меня к итальянскому языку. Он привлекал меня больше остальных. Я изучала много итальянских музыкальных произведений, смотрела оперы. Этот язык очень красиво и мелодично звучит. Культура Италии мне также была очень интересна. Именно поэтому я решила остановить свой выбор на МГЛУ.
После творческого парната мне было сложно перестроиться на учебу в классическом университете. В гимназии-колледже, например, все экзамены творческие: нужно спеть, сыграть музыкальные произведения. В МГЛУ мы изучали много теории, которая была написана на иностранном языке. В первые дни обучения в университете я приходила домой и плакала. К тому же ребята, с которыми я училась в колледже, кардинально отличались от моих новых одногруппников. Это выражалось в их воспитании, мировоззрении, кругозоре. Мне было сложно привыкнуть к их манере общения. Однако в результате я смогла встретить несколько интересных людей.
– Где сложнее учиться: в гимназии-колледже искусств или в МГЛУ?
– В некоторых моментах было тяжело учиться в обоих учебных заведениях. В гимназии-колледже обычному школьнику будет трудно из-за графика и нагрузки. Я же училась там со второго класса, поэтому привыкла к такому ритму. Мне кажется, что в МГЛУ нагрузка меньше, чем в колледже. Я даже успевала работать в свободное от занятий время. Однако интереснее учебный процесс был, конечно, в колледже искусств. Все репетиции, концерты, конкурсы, поездки и различные мероприятия я до сих пор вспоминаю с улыбкой.
– Что тебе ближе: музыка или языки?
– Это довольно интересный вопрос. Для меня бы стало идеальным сочетание музыки и языков. Если бы это могло стать моей полноценной работой, я была бы очень рада.
– Какую музыку ты предпочитаешь: классическую или современную?
– Я люблю музыку во всех ее проявлениях. Современная музыка может быть абсолютно разной. Я меломан, поэтому для меня важно, чтобы композиция легла на душу. Если это происходит, то мне все равно, кто исполняет эту песню, насколько она популярна. Классическая музыка прекрасно помогает расслабиться. Она успокаивает, приводит мысли в порядок. Поэтому слушать классическую музыку полезно.
– Какие советы ты можешь дать абитуриентам, затрудняющимся в выборе учебного заведения?
– В первую очередь нужно понимать, что вы сами решаете, как строить свою жизнь. Ваши интересы должны находиться на первом месте. Не стоит бояться рисковать. Если вы в какой-то момент поймете, что выбранное место учебы вам не подходит, не стоит сидеть на месте и ждать. Нужно действовать и искать себя в других направлениях.
Маргарита ДРОБЫШЕВСКАЯ