Оканчивая школу, многие из нас выбирают учебу в университете или колледже. Ведь знания, как известно, – сила. А чтобы получать их было еще приятнее, абитуриенты усиленно готовятся, надеясь услышать заветное «вы поступили на бюджет!» Как правило, во время вступительной кампании абитуриенты не задумываются, что этот «бюджет» вообще предполагает, какие обязательства идут с ним в комплекте, и что выпускнику предстоит через 4 года учебы. А предстоит распределение… Впрочем, в свое время меня это не пугало. Слово «распределение» было просто словом. И, пройдя по баллам на бесплатное обучение, я с облегчением выдохнула. Но сегодня пару слов не об учебе в вузе, а о том, каково это – прийти на первую работу продолжительностью в 2 года.
Меньше знаешь – крепче спишь
Надо признать, что студенческая жизнь – штука веселая. И первые два курса вообще не задумываешься, что и как дальше. Учишься, получаешь стипендию и радуешься жизни. А вот дальше преподаватели начинают нагнетать: «ты на бюджете, нужно искать себе место будущей работы, а то поедешь в глушь несусветную и застрянешь там». Вот тут-то в твоей неопытной студенческой душе нарастает беспокойство. Ведь не хочется иметь просто место работы. Хочется, чтобы оно тебе нравилось. Разумеется, многое зависит от специальности. Я училась на журналиста, и у нас самостоятельный поиск места работы – дело привычное. У медиков, например, не так. Но в любом случае место должно быть.
Согласны ли вы…
Итак, к концу 4-го курса все бюджетники уже обычно знают, куда пойдут работать. Остается только получить заветный запрос от организации и ждать, пока его одобрит университет. Обязательное (или почти обязательное) условие: структура должна быть государственной. Сам механизм распределения довольно торжественный. Ты заходишь в кабинет, где сидит комиссия. У тебя спрашивают, согласен ли ты пойти в ту или иную организацию. А дальше, как в ЗАГСе, ждут заветное «да». Я думала, что мне будут задавать вопросы, предлагать кучу вариантов. Но на деле все проходит очень быстро. Если ты знаешь, куда идешь и тебя там готовы принять – молодец. Ставишь подпись и идешь с миром. Если нет, то можно выбрать из предложенных вариантов, предварительно задав все интересующие вопросы. Минут 15 – и ты уже почти молодой специалист.
Без бумажки ты – букашка
С получением диплома и вовсе начинается самое интересное. На руки всем бюджетникам выдают бумаги о распределении, справку на получение подъемных и еще стопку бумаг, которые нужно завезти в организацию. И начинается хождение по мукам. Техника безопасности, должностные инструкции, которые нужно прочитать, чтобы понимать свои права и обязанности. Когда мне дали заполнять автобиографию, я очень удивилась. Кому-то действительно важно знать, кто я и откуда?! Наверное, это привычно опытным людям, но меня заполнение этой бумаги позабавило. В организации на тебя заводят первую трудовую книжку. И видишь ты ее ровно 5 минут, за которые успеваешь поставить подпись и полюбоваться новым документом. А потом вместо него получаешь расписку о том, что книжку забрали. И вот ты уже с трудовой, договором, прочитал все должностные инструкции, прошел инструктаж и настроился на работу. Но это еще не все. Тут же появляется профсоюз. И ты снова заполняешь бумаги.
У нас есть какая-то тактика…
Еще из открытий первых дней распределения: отпуск, который нужно планировать чуть ли не на год вперед. И вообще первый отпуск работнику положен только через 6 месяцев. Появляется право нести материальную ответственность, а еще, после того, как твой автограф уже стоит на огромном количестве бумаг, выдается пропуск. Это, пожалуй, самая приятная и финальная часть прихода на первую работу. Разве что знакомство с коллективом интереснее.
Подведем небольшой итог:
Из плюсов распределения:
— подъемные;
— гарантированное рабочее место на 2 года;
— работа по специальности.
Но есть и минусы:
— можно работать только в государственной организации;
— на 2 года ты привязан к одному месту;
— нельзя поменять сферу деятельности.
В целом же, каждый сам решает, учиться на бюджете и идти на распределение или же выбрать платное образование и так называемый «свободный диплом». Вот что говорят о распределении бывшие бюджетники.
Кристина ЖУКОВСКАЯ, медсестра:
– Помню свой первый день в отделении чуть ли не поминутно. Я очень боялась идти на работу. В первую очередь страшно было знакомиться с новым коллективом. Я шла в учреждение одна, никого там не знала и очень переживала за то, как ко мне будут относиться. Примут ли такую «зеленую»? В первые дни было неуютно: все меня рассматривали, расспрашивали. Еще хорошо помню, что, когда пришла, старшая медсестра воодушевленно рассказывала, какая у нас важная работа, как это ответственно, в отделении ведь лежат маленькие дети. После этих слов, сердце мое ушло в пятки от груза ответственности, который навалился. Очень боялась первое время ошибиться. Но потом освоилась, втянулась. Поняла, что к коллегам всегда можно обратиться за помощью. И постепенно начала набираться опыта.
Михаил СКУРАТОВИЧ, инженер-программист:
– Для меня в распределении не было никаких неожиданностей. На тот момент я уже работал на полставки в организации, так что нужно было подписать всего одну бумагу о переходе на полный рабочий день. Никаких новых обязанностей, никаких неожиданностей. Разве что к более длительному нахождению на работе пришлось привыкать. Прочувствовал на себе, наконец, перерывы, до которых обычно не доходил мой рабочий день. А в целом, я ни разу не пожалел, что поступил именно на бюджет. Как молодого специалиста меня обучили всему. Организация была заинтересована в том, чтобы я в ней задержался на два года, поэтому коллеги терпеливо отвечали на вопросы, помогали разобраться в специфике. Так что первым рабочим местом я, пожалуй, доволен.
Вероника СИНЬКЕВИЧ, бухгалтер:
– Начиная с 3-го курса одно слово «распределение» мне внушало ужас. По моей специальности выпускников в основном распределяли в сельскую местность. Мало кто оставался в Минске. К моменту распределения я уже официально работала. На работу устроилась еще в середине 4-го курса, понимая, что лучше заранее найти себе место и принести свою заявку. Но всегда оставался «шанс», что ее не одобрят.
При приеме на работу я проходила собеседование с генеральным директором и главным бухгалтером. По итогу меня взяли в организацию в качестве бухгалтера. Я получила хорошую базу в университете и с новыми задачами справлялась без особых проблем, хотя мне многому пришлось учиться заново.
В тот момент, когда я вышла из кабинета с одобренной заявкой на распределение, я почувствовала такое облегчение, что просто хотелось плакать от счастья. Сейчас, оглядываясь назад, все это вспоминается с улыбкой. А тогда было много волнений и эмоций.
Ксения АГАФОНОВА, учитель-хореограф:
– Поиск места распределения стал для меня настоящим испытанием, потому что остаться в Минске не получилось. Я подготовила заявку из своего родного города Осиповичи. У нас было обязательное распределение специалиста в г. Кличев (Могилевская область). Этот запрос университет должен был обязательно удовлетворить. Туда мог попасть любой выпускник с могилевской пропиской, в том числе и я. А ехать в совершенно незнакомый город не хотелось. В своем же городе я чувствую себя комфортно, ибо я всю жизнь там живу. Так я вернулась домой.
Меня направили в детскую школу искусств. И вот я уже трудоустроена учителем хореографии. Я пока еще не осознала свою новую профессию, слишком мало времени прошло с момента распределения. Наверное, по достоинству смогу ее оценить только, поработав определенное время.
Александра ЯНКОВИЧ, журналист:
– Четыре года назад, когда я поступала на журфак, то вариант с платным обучением вообще не рассматривала. Либо бюджет, либо ничего. Естественно, понимала, что меня будет ждать распределение. Тогда это не пугало. Казалось, четыре года – так много, что успею себе найти работу. В принципе, так и получилось. На четвертом курсе я проходила практику в Издательском доме «Беларусь сегодня». Год сотрудничала с организацией по договору подряда. К моменту распределения я получила заявку из Издательского дома. Но не знала, в какое издание, в какой отдел попаду. Сказали: все решится в августе. Когда пришла на работу, редактор «Народной газеты» уже подготовил мне кабинет. В тот день мне нужно было ехать на интервью, поэтому со всеми коллегами познакомиться не удалось. На следующий день мы исправили это. С девяти до шести. Для меня было ново находиться в офисе так долго. Думаю, я еще к этому не привыкла. Но есть выход: находишь темы в формате репортажа или темы, для раскрытия которых нужно большое интервью, – и ты вне стен офиса.
Анастасия КОНЧИЦ