После девяти лет преподавания фортепиано, семи лет бухгалтерии Людмила Холодинская нашла по-настоящему свою профессию. Заняв сиденье рядом с водительским, Людмила стала одной из первых женщин-инструкторов в минской автошколе. Корреспондент «Кем быть?» побывала на занятиях по вождению и прокатилась по Минску вместе с необычным инструктором.
С Людмилой мы договорились встретиться в 9:00 на автодроме. Высматриваю глазами Volkswagen Polo серебристого цвета, хотя, как мне сказали, это будет машина скорее цвета «шампань». На площадке такого автомобиля не видно.
Спустя несколько минут перед воротами остановился нужный мне автомобиль, двигатель заглох. За рулем – молодая девушка, а в рядом сидящей женщине, которая активно жестикулируя что-то объясняет курсантке, я угадываю Людмилу. Спустя несколько минут становится понятно, что машина дальше ехать не сможет, видимо сломалась. Бросив недокуренные сигареты, на помощь бросилось несколько мужчин-инструкторов. Совместными усилиями Volkswagen закатили на автодром. Курсантка с испуганными глазами уходит домой.
– Она уже прошла половину курса обучения, должна быть к такому повороту готова, – говорит Людмила о своей ученице. – Машина в последнее время часто глохнет. Наверное, электроника не в порядке.
К машине подходит следующая ученица Людмилы, Оля.
– Оленька, располагайся, готовься, сейчас поедем, – командует инструктор, пока над капотом пыхтит мастер.
Оля уверенно садится за руль. Девушка уже освоила движение по прямой в условиях города, искусственные неровности, поворот направо и сегодня ее ждет поворот налево. Передняя дверь открывается и в машину садится Людмила.
– Поехали! – даеткоманду инструктор Людмила Холодинская.
«Есть восемь секунд, чтобы выйти на сцену»
Оля заводит машину, и мы медленно выкатываемся с автодрома.
– На регулируемом перекрестке повернем налево, – моделирует ситуацию Людмила. – Вторая скорость… Пошла, пошла… Увидела, посмотрела, включила сигнал поворота, перестроилась… Куда ты на тормоз жмешь? Поехала! Оля, левый сигнал поворота!
Пока едем по прямой, Людмила объясняет ошибки при левом повороте и рассказывает, как пройти его правильно.
– Оля, вот эта дуга-поворот – чужая территория, опасная территория, потому что там встречное движение. Поэтому нужно максимально быстро пройти этот поворот. Нельзя ехать расслабившись, здесь надо ускорение. У тебя есть восемь секунд, чтобы выйти на сцену.
«Посигналь нам еще, мы еще раз заглохнем!»
– Я всегда подталкиваю своих курсантов к динамике: «Давай, пошла, пошла, разгон, разгон», приучаю их двигаться со скоростью потока машин. Потому что, если они будут медленнее ехать, то создадут помеху на дороге. Бывает, конечно, двигатель заглохнет, если слишком резко затормозить или попытаться неправильно тронуться с места. Но, к счастью, на дорогах к курсантам относятся с пониманием, водители спокойно объезжают учебную машину и едут дальше. Есть, конечно, среди водителей небольшой процент тех, кто не держит дистанцию, «висит на хвосте», сигналит, торопит… В таком случае курсанты очень нервничают, теряются. Я всегда поддерживаю своих ребят, стараюсь разрядить обстановку и говорю: «Ну давай, посигналь нам еще раз, мы еще раз заглохнем», – смеется Людмила. – Считаю, что своим поведением инструктор должен внушать курсанту доверие, а не повышать его нервозность, ведь для большинства учеников дорога с интенсивным движением – это стресс. Если инструктор будет повышать голос он добьется обратного эффекта, человек растеряется, ему трудно будет собраться и сконцентрироваться. А растерянность, тревожность, невнимательность и отсутствие собранности – главные враги на дороге. Задача инструктора состоит в том, чтобы успокоить курсанта. Четкое соблюдение того, что говорит инструктор, и спокойствие сделают свое дело. Уже через несколько занятий, как правило, ученик научится слышать машину, руки уже не будут так дрожать, тронуться будет получаться более мягко. Постепенно кроме руля и дороги перед собой будут замечаться и дорожные знаки.
Откатав полтора часа по городу, мы возвращаемся на автодром. С Олей Людмила прощается до следующего занятия, а со мной остается в машине, чтобы поговорить.
«Сразу отмечаю для себя возраст, чтобы понимать, насколько сложно будет работать»
Мой инструктор раскрыл секрет, как набирают курсантов на вождение. В учебном отделе лежат карточки всей группы с фотографиями. Чаще всего решающим фактором становится именно фото.
– Я по фото никогда курсантов не выбираю, – отвечает мне Людмила. – Обычно, если я выпустила, к примеру, троих курсантов, прихожу в учебный отдел и говорю: «Дайте мне еще несколько человек». Иногда спрашивают: «Мальчиков или девочек?». Гендерный признак для меня не важен. Важен возраст. Если курсанту 20 лет, он схватит быстрее, 40 лет – информация воспринимается тяжелее. Чем старше курсант, тем сложнее ему учиться, тем больше занятий нужно. Поэтому, когда приходит новый курсант, меня всегда интересует его возраст, и я сразу для себя отмечаю, насколько сложно мне будет работать.
При наборе новых ребят инструктор проводит встречу, где главный вопрос – свободное время.
– Выясняю у каждого курсанта, кто и как работает, учится и когда предпочтительнее назначать время для занятий. Например, Алина учится с двух часов, значит, она может ходить на занятия утром. Катя в декретном отпуске и ребенок находится в детском саду, значит она может в любое время. Кто-то ходит на занятия только после пяти вечера, потому что работает.
На основе общей картины я составляю расписание. Некоторым курсантам выпадает время занятий в час пик, когда на дорогах интенсивное движение. Конечно, в таких условиях учиться вождению сложнее, ведь могут быть различные дорожные ситуации, которые являются значительным источником эмоционального напряжения для начинающих водителей. Такое занятие можно сравнить с приемом, когда тебя бросают в воду, чтобы научить плавать: выплывешь – значит поплывешь. У наших ребят с одной стороны нет выбора, ведь им все равно придется учиться вождению в условиях города, с другой есть страховка – сидящий рядом инструктор, который в любой момент может нажать на дополнительную педаль. У курсанта должно быть ощущение спокойствия и уверенности, что все обязательно получится, а если будут ошибки, инструктор поддержит и поможет. Только с таким настроем нужно приступать к занятию.
Сегодня у Людмилы по расписанию шесть курсантов, начиная с восьми утра. Всего по времени выходит десять рабочих часов.
– Я сама себе выбираю время для обеда, сама планирую рабочий график. Раньше я работала в субботу, но постепенно поняла, что слишком много энергии забирает работа с понедельника по пятницу, в выходные хочется отдохнуть, нужно эмоционально восстановиться.
«Нельзя прийти в автошколу, если ни разу не держался за руль»
Перед первым уроком вождения инструктор задает курсанту самый типичный в данной ситуации вопрос: «А ты раньше сидел за рулем?». Чаще всего звучит ответ «Нет».
– Это то же самое, что ты пришел в 1-й класс, не зная букв. Нужно, чтобы родители заранее начали заниматься с ребенком, показывать и учить. Также и с вождением. Никто не советует ездить по дорогам общего пользования, это запрещено. Но иметь общие представления об автомобиле и минимальные навыки просто необходимо. Посидеть на водительском месте, подержаться за руль, покрутить его, разобраться с коробкой передач, ощутить свою власть над машиной…. Вот с этими ощущениями и минимальным опытом прийти в автошколу – это одно, а вообще без знаний – совсем другое. Конечно, за 24 занятия твердо закрепить навыки вождения, а потом еще и успешно сдать экзамен – очень сложно.
«Здесь мало хорошо водить автомобиль самому, важно – уметь объяснить»
– Я сама очень хорошо управляю автомобилем. Но в работе инструктора по вождению этого недостаточно. При отработке практических упражнений с курсантами мне очень помогает девятилетний опыт работы учителем в музыкальной школе. Все-таки педагогические способности, умения и навыки играют свою роль. Важно уметь объяснить курсанту любым способом, как правильно выполнить тот или иной элемент. Иногда можно даже нарисовать, голосом показать, как сделать ускорение, сесть за руль самой и продемонстрировать.
У курсантов Людмилы один из самых высоких процентов сдачи экзаменов в ГАИ. Шестьдесят процентов ее выпускников получают водительское удостоверение с первого раза. Но бывают и иные случаи.
– Однажды у меня был порыв отказаться от занятий с курсантом, хотя я всегда «довожу» всех своих ребят до финишной прямой. Но здесь был тяжелый случай. Китаец не говорил на русском языке вообще. Английский он тоже не знал, – разводит руками Людмила. – Я обучила его по программе: объясняла, как могла, показывала на своем примере, помогала жестами. В общем, уровень вождения у него получился неплохой. Но Кай, так звали моего ученика, не сдал теорию в автошколе. А без нее невозможно допустить его к сдаче экзамена в ГАИ. Вот уже несколько недель парень не появляется вообще, пропал.
«Мужчины чаще рискуют, женщины взвешенно принимают решение при маневре»
Благодаря детской любви к автомобилям Людмила получила водительское удостоверение в 19 лет. За рулем она уже более 25 лет. Когда-то мысли, что водителями должны быть лишь мужчины были, признается она, но с получением водительских прав пропали.
– Я езжу быстро, динамично, но не агрессивно, – говорит Людмила. – Были и аварии, но не по моей вине. Вообще, чаще в ДТП попадают мужчины – из-за любви к риску. Женщины более взвешенно принимают решения при маневре.
Женщины и мужчины в целом управляют автомобилем по-разному. Ведь не случайно бытует мнение, что женщины больше следуют правилам, а мужчины более надеются на себя, на свою водительскую технику. Большинство мужчин уверены, что в них заложен талант гонщика, тогда как большая часть женщин сомневается, что может овладеть искусством вождения. Конечно же, не каждому дано стать профи в этой области, но научиться безопасно водить автомобиль может каждый, кто обладает достаточным уровнем внимания, хорошей реакцией, способен освоить учебную программу.
Увидев женщину-инструктора на дороге, водители удивляются
– Когда мы с курсантом останавливаемся на светофоре, водители-мужчины часто задают вопрос: «А что бывают инструкторы женщины?». Я говорю: «Да, бывают. Нас, конечно, мало, но мы есть».
Александра ЯНКОВИЧ