Две недели. Ровно десять рабочих дней я выдержала режим «молчания». Сопротивлялась, как могла. Замечания начальника (конечно же, в Skype) и его косой взгляд в мою сторону поверх монитора – были безуспешными попытками прекратить мои многочисленные позывы к живому общению. Я понимаю, что современные технологии дают много возможностей. Но в то же время, как оказалось, многое они и отнимают.
Я устроилась стажером в digital-агентство в отдел контекстной рекламы. Хотелось попробовать новую для себя сферу деятельности и просто поработать в офисе. Прошла собеседование и вот уже я и еще одна девочка из БГЭУ в команде агентства.
На тот момент команда – это начальник-интроверт, Вова – студент на распределении, который отсчитывал дни до конца своей «каторги», и девушка Аня, которая к нашему приходу занесла заявление на увольнение и отрабатывала последние дни. Собственно говоря, на ее место мы и претендовали в будущем.
Мою «соперницу-стажера» тоже звали Саша. Мы быстро нашли общий язык. Как оказалось, она пришла сюда на преддипломную практику. А в будущем планировала получить распределение в агентство. У меня же таких глобальных планов не было, мною двигали лишь интерес и любопытство.
– Если нужно что-то узнать, пишите в Skype. У нас запрещены разговоры, потому что это может отвлекать других сотрудников от работы, – первое, что мы с Сашей услышали от начальника.
Стажировка наша длилась около недели. К девяти утра мы приходили в офис, в специальной программе «Мегаплан» получали задания. В основном, занимались «минусовкой» (отбор слов, которые не являются целевым запросом – прим. Авт.). Мы даже начинали с Сашей шутить между собой (в Skype, разумеется, разговаривать же нельзя).
На самом деле, когда ты новичок, и ничего не знаешь, то объяснения в Skype – не лучший метод обучения. К тому же не всегда начальник замечал сообщение, и приходилось ему либо подавать знак, либо говорить, что у меня есть вопрос. На что он отвечал: «Задавай в Skype». К счастью, на обеденном перерыве рот разрешалось открывать не только, чтобы поесть.
– Почему ты пришла сюда? Зачем? – удивились Аня и Вова, когда мы начали разговор. Недоумение читалось на лицах у обоих. – Неужели так все плохо? – спрашиваю.
– Тебе вряд ли понравится. Слишком много монотонной работы, которая не требует никаких мыслительных процессов. Та же «минусовка», которой ты занимаешься. Когда все выучишь, а это займет максимум полгода, останется лишь наращивать темп работы и брать больше клиентов, – делится опытом Вова.
Пока не набьешь своих шишек, не поверишь. Действительно, хорошего было мало. «Минусовка» через пару дней быстро надоела. А начальник не только не горел желанием коммуницировать с нами, но и учить чему-то новому.
После нескольких дней стажировки нам вместе с Сашей предложили остаться в компании на постоянной основе. Но так как я училась во вторую смену, мне разрешили работать с девяти до двух. При этом зарплата, которую обещали, была около 400 рублей. Я даже в фитнес-центре администратором получала больше, работая пять часов в день. Осталась я лишь ради того, чтобы научиться делать что-то еще, кроме «минусовки».
И это была мука. Я отсчитывала минуты до момента, когда нужно было ехать в университет. И, выходя из офиса, чувствовала себя, словно выжатый лимон. Хотя работала всего полдня.
Хватило меня ровно на две недели. Как говорят, лучше сгореть, чем угаснуть. Здесь я чувствовала, что офис меня постепенно гасит. Поэтому другого решения, кроме как вырваться оттуда не было.
Другая Саша смирилась с системой коммуникации через Skype. Хотя, по ее словам, сейчас для сотрудников ввели некоторые послабления.
– В отделе стало больше девушек, и теперь мы можем позволить себе спросить что-то друг у друга лично. Раньше такого не было, – говорит она. – Когда я только пришла, для меня было шоком, что нужно работать молча и вслух вопросы начальнику не задавать, а писать их в Skype. Хотя вопросы возникали постоянно, потому что сфера новая и, чтобы разобраться, ты должен спрашивать.
Мы спросили у тех, кто столкнулся с системой «молчания» в офисе: «Каково это – молчать?»
– Я работала в коммуникационном агентстве в отделе SMM, в основном удаленно, – рассказывает Екатерина Пещинская. – Но два-три раза в неделю около четырех часов нужно было находиться в офисе. Эти четыре часа были каторгой. Коммуникация велась лишь в ВК. После четырех часов офисного молчания, я выходила с неимоверной жаждой общения. С таким успехом я могла вести беседу через социальную сеть и дома. Если объективно, для работы SMM-специалисту достаточно одной встречи в неделю, чтобы обсудить контент-план и самые важные вопросы. Постоянное нахождение в офисе совсем необязательно.
Не только Екатерина почувствовала на себе отсутствие коммуникации в коммуникационном агенстве, но и Ксения Чудинова.
– В офисе я работала в среднем около четырех часов ежедневно. Мне никто не говорил, что разговаривать нельзя. К этому я пришла сама, когда подошла к менеджеру с выполненным заданием и та попросила выслать его на почту и ждать ответа, – рассказывает Ксюша. – Наблюдая за работой со стороны, я поняла, что здесь не принято разговаривать вслух. Лишь e-mail переписка, хотя люди и сидят рядом друг с другом. Я была шокирована такой коммуникацией. К счастью, нужно было продержаться всего месяц, так как это учебная практика. Когда она закончилась, я облегченно выдохнула. И все же считаю такая система коммуникации не самая лучшая. Во-первых, онлайн-переписка занимает больше времени, во-вторых, выяснить что-то напрямую всегда проще.
Чтобы лучше понять, для кого подходит работа с такой системой коммуникации, мы обратились к психологу Янине Коновко.
– Кому тяжело работать в офисе, где принято коммуницировать онлайн?
– В первую очередь тяжело девушкам, потому что у них потребность в личном общении в два раза выше, чем у мужчин. Есть люди интроверты и экстраверты. У интровертов нет потребности в большом количестве коммуникации, им проще переписываться. Экстравертам наоборот, нужно живое общение, чтобы договориться о чем-либо. Еще на эту переписку теряется много рабочего времени. Появилась проблема – человек пишет и ждет ответа на вопрос. Хотя быстрее было бы решить вопрос по телефону или лично в двух словах.
– Сложнее ли адаптироваться новым работникам в офисе с такой системой?
– Очень часто слышу, что при выборе работы важен коллектив. Насколько он принимающий, поддерживающий, чтобы в процессе адаптации было к кому обратиться за помощью, за советом. Вливание в коллектив, где нет живой коммуникации, проще дается интровертам. Их никто не «насилует» общением, которое им не надо. А экстравертам тяжело, потому что им комфортнее находиться там, где есть устная речь.
– Меняется ли человек под действием этой системы?
– Да, меняется. Если потребность в общении не закрывается, человек выгорает. Как вариант – найти грамотный баланс: на работе не говорить, а после нее восполнять нехватку коммуникации дома с семьей или с друзьями. Но если не получится, то работа не будет приносить удовольствия, эффективность труда снизится. И скорее всего лучший выход из этой ситуации – поменять место работы.
Александра ЯНКОВИЧ