Чтобы запустить удачный бизнес в студенчестве, большие деньги вкладывать в него совсем необязательно. Главное – гореть идеей, окружать себя единомышленниками и хорошими практикующими менторами и экспертами. В этом уверен руководитель Стартап-центра БГУ Дмитрий Микулко. Он рассказал об итогах года работы с начинающими предпринимателями, почему в стенах университета студенты пока массово не развивают стартапы и какие шаги надо предпринять, чтобы мотивировать молодежь развивать предпринимательское мышление.
– Дмитрий Иванович, за первый год развития Стартап-центра в университете вы провели две стартап-школы, хакатон, обучающие семинары. Был ли этот год продуктивным? Какой опыт приобрели?
– Самое интересное, что наша организация – это тоже своего рода стартап. Первый год мы активно изучали лучшие мировые методики по развитию предпринимательства в университетах (европейские, американские, российские, китайские). Не только организовывали подобные мероприятия, но изучали в целом стартап-движение в Беларуси, накапливали опыт и завязывали знакомства. Например, чтобы запустить первую стартап-школу, стали партнерами Общества содействия инновационному бизнесу, что позволило получить доступ к базе практикующих бизнес-тренеров и спикеров. Так сложилось в нашей стране, что обучать, как запустить собственный бизнес – это не совсем академическая дисциплина.
Различные стартап-инициативы стараются развивать в крупных вузах (в БНТУ, БГУИР, ГрГУ и др.). Но классического бизнес-инкубатора пока нет ни в одном белорусском университете. Мировый опыт показывает, что для реализации такой инициативы необходимо соответствующее кадровое обеспечение специалистами разного профиля (в классическом университетском инкубаторе в среднем 10 ставок персонала), развитие определенной инфраструктуры и материально-технической базы, внедрение соответствующей системы отбора и подготовки проектов, формирование партнерской сети. Пока это достаточно сложно и проблематично, т.к. нужны ресурсы и время.
Весь этот год мы пытались выяснить, почему в стартап-школы массово не идут студенты. Поработав с ними, поняли, что у студентов есть определенный скепсис к развитию предпринимательства в государственной системе. Они сомневаются, что университет может помочь в развитии стартап-проекта. Есть настороженность, что современная академическая среда не способствует созданию своего дела, развитию предпринимательского мышления. Студенты пытаются отыскать эти знания и получить навыки в других организациях.
На первый год работы поставили для себя большую цель – показать, что этому можно научиться в стенах университета, причем эффективнее, чем в других местах. Для этого нужно просто выстроить правильную систему через определенное предпринимательское движение.
– Под эффективностью вы подразумеваете быстрое получение прибыли со стартапа?
– Нужно понимать, что мы стремимся развивать стартапы не только в их в классическом понимании. Потому что обычно с этим понятием связывают быстрый рост, получение инвестиций. Для нас стартап – любой начинающий предпринимательский проект. Для них эффективность – не закрыться в первый год после открытия.
Наибольший потенциал у проектов, в основе которых находится инновационная деятельность. Это истории про то, как создать новый лекарственный препарат, открыть соцсеть или разработать уникальное мобильное приложение. Например, один из таких интересных проектов, с которым мы столкнулись, подразумевает создание фермы скорпионов. Разводить их планируют для получения яда в фармацевтических целях.
То есть на быстрые деньги, развивая подобные стартапы, рассчитывать не стоит. Такие проекты должны «выстрелить». Только тогда они принесут огромную прибыль и не меньшую практическую значимость. Хочу обратить внимание, что предсказать или предугадать, какие проекты станут успешными, довольно сложно. Поэтому, когда вам говорят, что вы придумали очередную ерунду, опускать руки не стоит. Для начала ее просто нужно предложить рынку и посмотреть, готов ли ее кто-то покупать. Результат может быть неожиданным.
Что касается эффективности нашей работы, то мы определили, что этот показатель зависит от того, сколько проектов ребята смогут запустить с нашей помощью и развивать их дальше. Если мы смогли на это положительно повлиять – значит, все усилия были не зря и можно организовать множество школ, семинаров, мероприятий. Но если к развитию хотя бы единичных бизнес-проектов (в том числе инновационных) они не приводят, то эффективности в этом нет.
– Что нужно для того, чтобы студент смог не просто придумать уникальную бизнес-идею, а реализовать ее на практике?
– Первый сезон нашей школы дал неплохую конверсию. Из восьми участников три уже развивают на практике свои предпринимательские идеи. Клининговое агентство Cleaning BSU занимается уборкой общежитий. Его руководитель Диана Ковалева сама жила в общежитии, долгое время возглавляла различные общественные организации на базе Студгородка БГУ и понимала, что проблема есть, спрос на это существует. Отсюда первые заказы и эффективность. Хотя про эффективность говорить, наверное, еще рано. Об этом речь пойдет через пару лет работы. Ведь спустя какое-то время многие стартапы имеют свойство «затухать» и закрываться. Второй проект Fresh Bar BSU скоро начнет работу на экономическом факультете. Первых копирайтеров уже начала обучать «Школа редакторов».
Наш опыт показывает, что очень важна среда или комьюнити, в которую попадают ребята с интересами к предпринимательской деятельности. Это называется нетворкинг. Участники наших инициатив видят, что в их студенческой среде они не одни такие: с сумасшедшими бизнес-идеями, горящими глазами и желанием зарабатывать. Это мотивирует, позволяет обмениваться опытом.
В первом сезоне нашей школы мы приглашали практикующих экспертов, которые подталкивали ребят к активным действиям. Рассказывали, как написать первый в жизни бизнес-план, просчитать финансы, изучить спрос и предложение. Благодаря этому многие преодолели страхи. Поняли, что открыть бизнес – реально, это не является чем-то заоблачным, длительным и суперзатратным.
Многие студенты мыслят стереотипами или оправдывают свою бездеятельность тем аргументом, что для открытия своего дела нужны большие деньги. Мы и наши эксперты помогаем понять, что это не так. Некоторые бизнесы стартуют и с нулевым капиталом. Мы рассказываем ребятам об инвестициях, помогаем искать инвесторов, например, в Angels Band. Чтобы достигнуть каких-то результатов, многие студенты нуждаются в контроле и сопровождении. Мы следили за последовательным выполнением всех шагов, помогали вести отчетность. Но опыт показал, что такие методики не совсем эффективны, от многого стоит отказаться и менять подходы.
– С учетом этих наблюдений вы глобально перекроили план работы на этот учебный год. Расскажите, в каких направлениях планируете развивать работу Стартап-центра.
– Во-первых, нам стоит расширить предпринимательское комьюнити. Вовлечь в него как можно больше людей с интересами к предпринимательству. Для этого нужно сформировать молодежное движение. В этом уже помогает Студенческий союз, который предложил нам партнерство в сфере развития стартапов. Мы запустили совместный проект Startup Space. Ребята самостоятельно организовывают встречи с опытными предпринимателями, тренерами и менторами, ивенты разного формата.
Конечно, когда придет время создавать и продвигать уже конкретные проекты многие отсеются. И это нормальный принцип селекции. Если образно говорить, чтобы появились профессионалы уровня Месси или Роналдо, в футбол должны играть миллионы. Чтобы в стране появилось несколько выдающихся бизнесменов, попробовать себя в предпринимательстве должны десятки тысяч. Наш Стартап-центр сможет продолжить работу со студентами с высокой мотивацией. Таким образом, мы не будем тратить время на тех, кто еще не готов к активной работе. Возможно, не каждый из этих студентов откроет свое крупное дело, но многие из них смогут продолжить работать на чей-то бизнес управляющими, менеджерами, руководителями проектов и быть не менее успешными в своем деле.
Во-вторых, опыт показал, что участники наших школ вместе с нами должны глубже и детальнее прорабатывать свои проекты. Для этого мы разрабатываем положение о системе инкубирования Стартап-центра. Это значит, что сформировавшимся командам мы сможем предлагать систему резидентства Стартап-центра. Благодаря этому, для каждого из проектов будет готовиться дорожная карта. По сути, это очень детальный пошаговый план, который приведет к получению первой прибыли. Составляют ее специалисты, которые называются трекерами. Они знают, как действовать на каждом из этапов развития проекта и расставляют метрики в дорожной карте. Пока эту профессию мы сами осваиваем на курсах, изучаем наработки зарубежных коллег. В перспективе хотим открыть свою школу трекеров, потому что в нашей стране такие специалисты пока единичны. А это значит, что на них будет высокий спрос.
В работе с каждым проектом будем практиковать индивидуальные подходы. Постараемся отказываться от общих тем, менторов, экспертов широкого профиля. Поняли, что «общая» учеба имеет низкую эффективность. Знания для будущих предпринимателей должны быть прикладными. Формат, когда кто-то приходит и рассказывает какую-либо тему на широкую аудиторию, для наших ребят, как оказалось, не совсем актуален. Будем уходить от этого, ведь в интернете есть миллионы качественных лекций в открытом доступе от спикеров мирового уровня. Трекеры будут подсказывать, какие темы изучить, проверять усвоенный материал. Дальше знания надо будет применять уже на практике. В этом мы будем помогать, в том числе при помощи партнерской сети Стартап-центра.
В-третьих, мы должны установить связь с финансовыми институтами, чтобы помогать ребятам в привлечении первых инвестиций и грантов. Для этого будем развивать свою партнерскую сеть. В нее будут входить не только эксперты и менторы, но и финансовые институты (банки, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства, бизнес-ангелы), которые готовы будут купить продукт или вложить средства в его развитие.
В-четвертых, мы должны развивать инфраструктуру, чтобы у ребят было свое как онлайн, так и реальное пространство для общения и работы. Для этого хотим создать собственный коворкинг на базе будущего Бизнес-инкубатора. Сейчас ведем переговоры с двумя банками, которые в своих отделениях организовывают центры для притяжения предпринимательства. Такие комфортные современные пространства смогут стать временным вторым домом для наших будущих предпринимателей. В перспективе, возможно, сможем обзавестись собственным подобным помещением для открытия полноценного Бизнес-инкубатора. Это позволит увеличить количество людей, с которыми будем проводить работу, поможет усилить их мотивацию. А для организации работы и общения в интернете создаем специальный сайт.
В-пятых, в перспективе ставим для себя более глобальную задачу – связать бизнес-инициативы и науку, чтобы не только разрабатывать инновационный продукт, но и продавать его. Для этого, в идеале, необходимо связать научный потенциал наших квалифицированных преподавателей, молодых ученых, возможности лабораторий с энергией молодых людей, которые будут готовы рисковать и продвигать эти наработки на рынке.
Для этого совместно с главным управлением образовательной деятельности БГУ уже сейчас разрабатываем Положение о проектно-учебной деятельности, направленное на то, чтобы предпринимательские проекты становились учебной нагрузкой: междисциплинарными курсовыми или дипломными работами. Было бы здорово, если бы над ними студенты могли работать командами и привлекать единомышленников. Например, над разработкой мобильного приложения будут трудиться будущие дизайнеры, разработчики, тестировщики, копирайтеры, маркетологи.
Ну, а будут ли такие методики эффективны, покажет только время.
Мария ШНА