С малых лет мы задаемся вопросом «кем быть?» Именно тогда мы и осознаем, что выбирать можно не только товары в магазине, но и дорогу в жизнь. Размышлениями о своем выборе с нами поделились молодые девушки – студентки минских учебных заведений.
Виктория ЗАМОРИНА,
филиал БНТУ «Минский государственный технологический колледж»,
4 курс:
– В детстве я хотела стать прокурором. Изучала уголовные кодексы, гражданское право, думала поступать в Могилевский институт МВД. Но мою идею не поддержали родители, мама была категорически против и настоятельно рекомендовала мне выбрать что-то более реальное. Так я и оказалась в Минском государственном технологическом колледже. Сейчас обучаюсь по специальности «Парикмахерское искусство и декоративная косметика».
Перед поступлением я в течение месяца посещала подготовительные курсы при колледже. Считаю, что спокойно обошлась бы и без них, потому что за плечами у меня было 12 лет учебы в художественной школе и аттестат на «9» и «10». Проходной балл на бюджет был 15,7, а я сдала экзамены на 15,6. На мой взгляд, это отличный результат.
Самое сложное в колледже – это обучение длиной в 4 года. Я даже и не думала, что на эту специальность нужно столько учиться. Интересной учеба стала только с третьего курса, когда начались предметы по специальности. До этого мы углубленно изучали химию, анатомию и историю. В общем, одна теория и никакой практики. Многие ребята забрали документы еще на втором курсе, так как увидели, что практических занятий по парикмахерскому искусству в колледже мало и гораздо выгоднее просто окончить профессиональные курсы.
За время обучения в колледже, я заметила много минусов. Во-первых, дорого и долго. Обучение дорогое, учебная программа растянута. На мой взгляд, ее можно было бы сократить в два раза. Думаю, что учащимся необходимо давать больше практических занятий, а не теоретических.
Во-вторых, нет возможности совмещать учебу с работой, поскольку отсутствует постоянное расписание. Например, какие будут занятия во вторник, известно становится только в понедельник после 12:00.
Но есть и очень существенные плюсы. В колледже учат постижерному ремеслу (постижерное дело – это искусство изготовления париков и других волосяных изделий). А это вымирающая профессия. Постижеров, которые делают парики из натуральных волос по индивидуальным заказам, в нашей стране осталось всего несколько человек. Если я не ошибаюсь, в Минске только три человека занимаются постижем. В нашем колледже к обучению постижерному ремеслу подходят творчески. Учат делать различные украшения из волос, шиньоны, очень модное сейчас наращивание волос, косички. Часто элементы постижа применяются как дополнение для торжественных причесок. Конечно, если вы творческая натура и любите рисовать, то учиться здесь вам понравится.
Я не жалею о том, что выбрала эту специальность. Самое главное достоинство специальности – высокая востребованность на рынке труда, ведь быть красивыми хотят и женщины, и мужчины. Думаю, найти работу может даже мастер без опыта, ведь в городе открыто большое количество парикмахерских и салонов красоты. Конечно, в первое время, возможно, доход будет небольшой, но в дальнейшем он будет напрямую зависеть от моей работоспособности, таланта, упорства и индивидуальности. Хороший специалист всегда сможет прокормить себя и свою семью, ведь парикмахерские услуги стоят недешево.
Виолетта ХОЛЕВИНСКАЯ,
БГЭУ, 4 курс:
– Я учусь в Белорусском государственном экономическом университете на факультете международных бизнес-коммуникаций. Подготовка к моему поступлению началась еще в 9-м классе, когда мне пришлось определиться с предметами, которые я буду сдавать на ЦТ. Тогда я еще не до конца осознавала, что мне нравится, но выбор профильного направления уже нужно было сделать.
Никогда не была сильна в точных науках, поэтому выбирала между «стать врачом» и «стать лингвистом». Мы с мамой несколько дней подряд сидели в интернете на профильных сайтах для абитуриентов, отмечая галочками нужные мне предметы и анализируя, кем я могу стать. О поступлении и будущей профессии я думала постоянно. Постепенно пришла к выводу, что в профессии врача я вижу привлекательным только возможность успешно сдать ЦТ по биологии и химии. А вот изучать языки – это то, что мне действительно нравится. Выбор был между БГУ, БГЭУ и МГЛУ. В итоге я подала документы в БГЭУ. Преимуществом учебы в данном вузе была возможность помимо языков учить еще и экономику, чего в других университетах лингвистической направленности, к сожалению, нет.
Я учусь на факультете международных бизнес-коммуникаций по специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (внешнеэкономические связи)». Наш факультет небольшой – всего один поток (90 человек). В этом я вижу одни лишь плюсы: здесь все друг друга знают, потому что хотя бы раз уже пересекались на каких-то мероприятиях или проектах. Мы все, можно сказать, одна семья.
В 10-м классе я начала заниматься с репетитором по английскому языку и посещала его вплоть до сдачи ЦТ. Не могу сказать, что я была keen on (с англ. – увлечена) подготовкой к ЦТ, безусловно, мне хотелось поступить и, желательно, на бюджет, но я не была морально готова не спать ночами и каждый день что-то учить. По своей природе я такой человек, которого надо постоянно подстегивать и стимулировать.
В итоге, я набрала достаточное количество баллов, чтобы поступить на бюджет на несколько факультетов МГЛУ, но в БГЭУ на бюджет баллов мне не хватало. На семейном совете было принято решение подавать документы в БГЭУ и учиться платно. Мои родители изначально больше поддерживали альтернативу поступления именно туда.
Сейчас я на 4-м курсе, и уже могу рассуждать о сложностях обучения. На первом курсе было действительно нелегко. Английский язык в расписании каждый день, причем разные его аспекты. Домашнее задание проверялось серьезнее и жестче, чем в школе. Второй курс был уже чуть легче. И так вот с каждым годом все спокойнее и спокойнее.
К третьему курсу я поняла, что специальность наша достаточно размыта, много лишних предметов, которые, по моему мнению, никак не пригодятся в жизни. Все это я остро ощутила, когда начала искать работу и поняла, что могу оперировать только своим знанием английского. Не ручаюсь за всех, но со мной произошло именно так. Все наши учебные дисциплины завязаны на изучении теории межкультурной коммуникации. Проблема, на мой взгляд, именно в слове «теории».
Не могу не отметить преподавателей, многие из них native speakers (с англ. – носители языка) и действительно интересно преподают свой предмет. У нас достаточно сильная база английского языка. Мы изучали экономику, маркетинг, академическое письмо на английском. Было очень много информации, которая касалась межкультурной коммуникации и переводческой деятельности. Освоение второго иностранного языка во многом зависит от преподавателя: у кого-то очень строгие преподаватели и серьезная подготовка, поэтому некоторые студенты в свои 20 лет уже занимаются синхронным переводом.
У студентов БГЭУ есть дополнительные преимущества, которые повлияли на мой выбор вуза. Например, возможность проживания в общежитии. В МГЛУ первокурсникам общежитие не предоставляли, а в моем университете всем первокурсникам оно было положено. Общежитие находится около главного корпуса, и я три года подряд тратила лишь три минуты, чтобы добежать от комнаты до аудитории.
В университете проводятся очень интересные культурно-массовые мероприятия, например, «Студент года», «Студвесна». Я стараюсь принимать участие в мероприятиях, потому что люблю и умею играть на скрипке. Но, к сожалению, сейчас на это у меня нет времени, поскольку после учебы я иду на работу и нахожусь там до позднего вечера.
В университете все зависит от человека: если ты готов усердно учиться и самостоятельно развиваться, подкрепляя свои знания тем, что тебе дают преподаватели, то станешь квалифицированным специалистом с хорошим багажом знаний. В целом, я очень рада, что выбрала именно этот университет и сейчас понимаю, что мой выбор был правильным.
Руслан ЗОЛОТУХИН