Анкетирование играет большую роль в организации профессиональной деятельности любого специалиста, работающего в образовательной организации. Анкета – это один из необходимых инструментов сбора и анализа первичной психолого-педагогической информации, поэтому активно используется в работе педагога-психолога.
Предложенные анкеты могут использоваться педагогом-психологом в работе с учащимися 8-11 классов для получения информации о профессиональном самоопределении и необходимости введения дополнительных профориентационных мероприятий.
Анкета «Мое профессиональное будущее»
(для учащихся 8-9 классов)
Анкета «Кем быть?»
(для учащихся 10-11 классов)
Уважаемый старшеклассник! Тебя, конечно же, волнуют вопросы: «Какую выбрать профессию?», «Куда пойти учиться после школы?». Своими искренними ответами ты сможешь помочь специалистам лучше организовать работу по профориентации в школе. Необходимо обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего, или написать свой ответ в свободной строке.
1. Какая профессия (специальность) тебя привлекает больше всего?
2. Почему тебе нравится именно эта профессия (специальность)?
3. Достаточно ли у тебя информации о профессии (специальности), которая тебя привлекает?
4. Какую информацию о профессии (специальности) ты бы хотел узнать?
5. Из каких источников ты получил информацию о профессии?
6. Куда ты собираешься поступать после школы? (указать).
7. Почему ты выбрал это учебное заведение? (можно выбрать несколько вариантов ответа).
Анкета «Моя будущая профессия»
(для учащихся 10-11 классов)
Уважаемые старшеклассники! Сделать выбор будущей профессии – значит принять очень ответственное решение. Волнуются все – родители, учителя и, конечно же, сами старшеклассники. Советуют, рекомендуют, но выбирать вам предстоит самостоятельно, так как это ваша жизнь. Чтобы помочь вам правильно сориентироваться в выборе, узнать ваши затруднения, проводится данный опрос. Просим вас обвести номер ответа, который вам подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.
1. Какую профессию (или профессии) вы для себя выбираете? (перечислите не более 2-х).
2. Что привлекает вас в выбранной профессии? (отметьте не более 3-х позиций).
а) престижность;
б) зарплата;
в) возможность иметь свободное время;
г) возможность сделать карьеру;
д) возможность развить свои способности;
е) интеллектуальный характер труда;
ж) возможность взаимодействовать с другими людьми;
з) творческий характер профессии;
и) возможность приносить людям пользу;
к) сложность профессии;
л) другое (укажите, что именно).
3. Что, по вашему мнению, вы сможете дать обществу, выбирая эту профессию?
4. Назовите учебное заведение, в котором вы собираетесь продолжить образование.
5. Какие экзамены вам предстоит сдавать?
6. Как вы готовитесь к поступлению в учебное заведение? (отметьте несколько позиций).
а) анализируете свои учебные возможности, успеваемость по отдельным предметам;
б) анализируете свои пробелы в знаниях, их причины, стараетесь их ликвидировать;
в) изучаете содержание труда и требования к выбранной профессии, интересуетесь особенностями подготовки по учебным специальностям;
г) знакомитесь с правилами приема в учебные заведения, посещаете дни открытых дверей;
д) изучаете конкурсную ситуацию, анализируете справочники для абитуриентов;
е) дополнительно занимаетесь с репетиторами, посещаете подготовительные курсы;
ж) другое (укажите, что именно).
7. Из каких источников вы черпаете информацию о будущей профессии? Кто оказывает вам информационную помощь?
а) родители;
б) родственники;
в) учителя;
г) воспитатели;
д) друзья;
е) телевидение, радио;
ж) газеты, журналы;
з) интернет;
и) другое (назовите источники).
8. Что рекомендуют ваши родители?
Анкета «Сколько профессий – столько дорог!»
(для учащихся 8-9 классов)
1. Какую профессию вы выбрали?
2. В какое учебное заведение вы намерены поступать?
3. Какую профессию вам советуют выбрать:
4. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?
5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
6. Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть).
а) естественнонаучная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
б) общественно-научная (история, философия, экономика, право);
в) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
г) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное);
д) другое (укажите свой вариант).
7. В каких кружках вы занимаетесь? (укажите).
Анкета «Выбор жизненного пути»
(для учащихся 8-9 классов)
Уважаемые старшеклассники! Анкетирование проводится с целью оказать вам помощь в профориентации. Будьте внимательны при ответах на вопросы.
1. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?
2. Чем вы любите заниматься в свободное время?
3. В каких кружках и спортивных секциях вы занимаетесь?
4. Какие профессии вас привлекают? Назовите их.
5. Знакомы ли вы с ситуацией на рынке труда города (района)?
6. Знаете ли вы наиболее востребованные профессии в городе (районе)?
7. Определились ли вы с выбором профессии?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
8. Какую профессию (специальность) вы выбрали?
9. Если вы не выбрали профессию (специальность), то по какой причине? (нужное подчеркнуть).
а) еще не думал(а) о выборе профессии;
б) не знаю, какая специальность мне больше подходит;
в) не уверен(а), что поступлю в учебное заведение по специальности, которая мне нравится;
г) решение буду принимать в зависимости от оценок в аттестате;
д) профессию выбрал(а), но не знаю, соответствует ли она моим интересам и склонностям;
е) не могу сделать выбор между желаемой профессией и профессией, по которой можно сравнительно легко поступить;
ж) другие причины (указать, какие).
10. Какие мероприятия по профориентации проводятся в вашем учреждении образования?
а) беседы о профессиях, классные часы;
б) экскурсии на предприятия города;
в) встречи с представителями различных профессий;
г) тематические вечера, конкурсы, викторины;
д) коллективное посещение дней открытых дверей в учебных заведениях;
е) групповые и индивидуальные профдиагностические консультации;
ж) другие мероприятия (напишите, какие).
11. Какие вопросы по профориентации вас интересуют, и вы бы хотели получить на них ответ?
Содержание анкет может меняться, в зависимости от цели анкетирования и от той информации, которая необходима педагогу-психологу для решения поставленных задач в области профориентации учащихся. Результаты анкетирования помогут грамотно и рационально организовать профориентационные мероприятия в школе, повысить качество профориентационной деятельности.
Юлия ЕРМАК,
психолог