Педагоги, ответственные за профориентационную работу в школе стремятся организовать ее таким образом, чтобы процесс профессионального самоопределения обучающихся сопровождался их активным непосредственным участием, потому что выбор будущего профессионального пути не должен быть «навязан» извне. Обучающийся должен шаг за шагом самостоятельно прийти к ответу на вопрос «Кем быть?». Поэтому в организации профориентационной работы в школе рекомендуется использовать активизирующие методики, которые в отличие от тестовых методик не дают готовых результатов и не рекомендуют профессии, а предлагают задуматься, осознать внутренние вопросы и противоречия.
К активизирующим профориентационным методикам относят игровые профориентационные упражнения, настольные карточные игры, активизирующие профориентационные опросники, информационно-поисковые системы («професьянсы»), бланковые карточные методики т.п.
Активизирующие методики имеют свои особенности:
Бланковая карточная игра «Сударь-Государь»
(автор Пряжников Н.С.)
Главной идеей бланковых карточных методик является самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой с ними и отражением результатов игры в своих бланках. Бланковая карточная игра «Сударь-Государь» адаптирована для использования педагогами, несет в себе глубокий воспитательный потенциал (формирование у обучающихся нравственных, гражданских качеств), эмоционально благоприятно воспринимается обучающимися, может быть использована для проведения профориентационных занятий и тематических классных часов.
В игре моделируются взаимоотношения различных социальных и профессиональных групп с государством в ходе различных внутренних и внешних событий общественной жизни, которые по-разному отражаются на общем благосостоянии различных слоев населения. Все это позволяет лучше осознать особенности выбираемых профессий (и соответствующих социальных стереотипов и стилей жизни), которые неизбежно включены в более широкий, социально-экономический контекст жизни общества.
Особенности проведения: методика проводится с группой в 6-10 человек (возможен вариант проведения игры с двумя-тремя группами); игра может проводиться в школе, в детском летнем лагере и т.п.
Время, необходимое для проведения игры: примерно 40-50 минут.
Процедура проведения включает следующие основные этапы:
1. Ведущий-психолог показывает на доске (или на листе ватмана), как лучше подготовить игровой бланк (см. Таблицу 1), а учащиеся рисуют такой же бланк на чистом листочке в клеточку, положенном горизонтально. Сразу же выписываются в алфавитном порядке социально-профессиональные группы населения.
Каждый специалист, проводящий данную игру, может, по своему усмотрению, добавлять и убирать те или иные группы. Но при этом желательно, чтобы их число не превышало 20 (иначе игра будет выглядеть громоздкой) и чтобы располагались они на бланке в алфавитном порядке, что значительно облегчает их оперативный поиск в игре.
2. Ведущий кратко объясняет смысл игры: «Каждый из вас будет выполнять роль руководителя некоторого государства. В игре будут происходить различные внешние и внутриполитические события, неизбежно отражающиеся на благосостоянии жителей ваших государств. В конце игры посмотрим, какие группы населения в результате вашего умелого руководства будут процветать, а какие – страдать и деградировать».
С более подробными правилами ведущий должен знакомить участников постепенно, уже в ходе самой игры.
3. Далее каждый игрок делает из одного чистого тетрадного листка восемь маленьких карточек, а из другого листа – четыре большие карточки (всего – 12 карточек).
4. Ведущий на доске показывает, как правильно оформить (подготовить) эти карточки к игре.
Сначала оформляются четыре большие карточки, связанные с внешнеполитическими событиями. На лицевой стороне карточек выписываются четыре события: 1) война, 2) экономическое сотрудничество, 3) культурное сотрудничество, 4) «железный занавес».
Обратная сторона каждой карточки делится пополам. В верхней части выписываются знаки с «плюсами», а в нижней – с «минусами». Далее каждый игрок самостоятельно должен определить, как отразится первое событие на благосостоянии тех или иных групп населения, выписанных в игровом бланке. Напротив «+2» баллов выписывается та группа, которая в наибольшей степени улучшит свое положение, благодаря данному событию, напротив «+1» балла – группа, улучшит свое положение чуть в меньшей степени, напротив «–1» балла – группа, чье положение явно ухудшилось бы, а напротив «–2» баллов – группа, кому в результате первого рассматриваемого события стало бы хуже всех. Таким образом, на обратной стороне каждой карточки должно быть выписано ровно четыре группы населения.
Если кто-то скажет, что некоторые события никого не делают счастливыми (или, наоборот, никого не «обижают»), то предложите игрокам выделить группы населения, для которых данное событие хоть немного изменяет ситуацию в худшую или в лучшую сторону. Ведь если событие происходит, «значит хоть кому-то это нужно».
Аналогично оформляется карточка со вторым и последующими событиями.
По такой же логике оформляются восемь маленьких карточек с внутриполитическими событиями:
5) эпидемия, 6) увеличение налогов, 7) цензура (прессы), 8) безработица, 9) свобода слова, 10) амнистия (разным заключенным), 11) спортивный праздник (вроде грандиозной олимпиады), 12) фестиваль искусств (очень грандиозный).
5. Во время игры участники должны сидеть вокруг стола (двух составленных вместе столов), имея перед собой бланки и расположенные на столе лицевой стороной вверх 12 карточек. Ведущий по очереди называет игровые ходы (см. «Перечень ходов»), а игроки совершают ходы, обмениваются карточками и делают необходимые записи в свои бланки.
Основные правила, по которым проходит игра следующие:
– Ведущий, называя те или иные очередные события, обязательно должен указывать, внешние они (большие карточки) или внутренние (маленькие карточки).
– Когда называется внутриполитическое событие, каждый игрок берет карточку (маленькую) с названием этого события, переворачивает ее и переписывает в свой бланк баллы напротив соответствующих категорий населения. При этом желательно сразу выписывать новые значения баллов. Например, если первоначально «бизнесмены» имели 10 баллов, то после того, как результате события «экономическое сотрудничество» у них получается еще «+2» балла, то в итоге следует сразу записать в бланк, рядом со старым значением новую сумму – «+12» баллов и т.п. После этого карточка кладется на свое место и может быть повторно использована.
– Когда называется внешнеполитическое событие, каждый берет соответствующую карточку (большую) и переписывает с ее обратной стороны все баллы напротив тех групп населения, на которые данное событие окажет наилучшее (или наихудшее) воздействие. Далее каждый молча думает, с кем бы из других игроков он хотел вступить в межгосударственные отношения, соответствующие данному событию, например, с кем бы он хотел установить отношения «экономического сотрудничества». Только по команде ведущего все сразу передают друг другу эти карточки (как бы вступая в эти отношения). Получив карточки от своих товарищей, игроки сразу же переписывают с них в свои бланки все баллы, а карточки оставляют себе для дальнейшего использования в игре. При этом может оказаться так, что кто-то получит несколько карточек (с ним многие хотят вступить в эти отношения), а кто-то – ни одной карточки (политика – дело тонкое…). Если у кого-то из участников в ходе игры оказалось сразу несколько одинаковых карточек с одним и тем же внешнеполитическим событием, то когда ведущий вновь назовет данное событие, игрок может отдать все эти карточки (кому-то одному или разным своим товарищам по игре).
– Когда ведущий произносит «Экспорт проблем» каждый игрок должен взять самую непривлекательную карточку с внутриполитическим событием (маленькую карточку!) и подумать, кому бы из других участников игры ее отдать. По команде ведущего все одновременно передают друг другу эти карточки и сразу же переписывают с них баллы напротив соответствующих групп населения. В игре часто оказывается так, что кто-то может получить сразу несколько таких карточек с непривлекательными, «проблемными» событиями (баллы переписываются со всех полученных карточек), а кто-то не получит ни одной «проблемы». Поэтому, в дальнейшем в игре нередко возникают «выяснения отношений» между лидерами государств (политика – дело хитрое…). Если у кого-то постепенно накапливаются по несколько карточек с одинаковыми событиями, то когда ведущий вновь такое событие называет, игрок может сразу отдать все свои одинаковые карточки (либо кому-то одному, либо разным товарищам по игре).
– Большая карточка «Железный занавес» используется по несколько иным правилам. Она используется игроком только один раз тогда, когда он почувствует (увидит), что многие его товарищи отдают ему во время «экспорта проблем» (или при совершении внешнеполитических ходов) самые непривлекательные карточки. Игрок выкладывает карточку «Железный занавес», громко заявляя об этом, как бы «закрывая» свои границы от посягательств. В этом случае все врученные ему за данный ход карточки должны быть взяты их первоначальными хозяевами обратно и все баллы с них должны быть переписаны в бланки этих хозяев («благодаря» «Железному занавесу» они как бы «не на того напоролись»…). После этого использованная карточка «Железный занавес» выходит из игры. Называя различные внутриполитические события или произнося «экспорт проблем», ведущий может иногда напоминать игрокам о возможности использования «Железного занавеса».
– Естественно, нельзя отказываться от совершения ходов, даже если кто-то из игроков «не хочет обижать» своих товарищей. Чтобы сохранить свое лицо (и «политический имидж») в игре существуют более интересные возможности, о которых вполне можно догадаться, используя те же игровые правила (Все как в настоящей политике…).
6. При подведении результатов игры можно по каждой группе населения для наглядности обвести в кружочек последние результаты – это и будет показателем степени благополучия той или иной группы в результате «мудрого» руководства каждым участником игры своим «царством-государством».
7. В ходе итогового обсуждения можно поинтересоваться у участников, какие группы населения у них «процветают» (набрали много баллов), а какие «деградируют» (набрали мало баллов или даже приобрели отрицательные значения – ушли в «минус»).
Таблица 1.Пример игрового бланка к методике «Сударь-Государь»
Группы населения: | Изменения баллов – показателей степени процветания групп населения (10 – начальные игровые баллы) |
Артисты | 10 |
Бизнесмены | 10 |
Военные | 10 |
Домохозяйки | 10 |
Журналисты | 10 |
Инвалиды | 10 |
Инженеры | 10 |
Иностранцы (временно
проживающие…) |
10 |
Крестьяне | 10 |
Пенсионеры | 10 |
Политики | 10 |
Преступники | 10 |
Рабочие | 10 |
Студенты | 10 |
Ученые | 10 |
Чиновники | 10 |
Школьники | 10 |
Перечень ходов к игре «Сударь-Государь»
(Для удобства работы разными шрифтами выделены разные группы ходов, выполняющиеся по разным правилам).
1. Увеличение налогов (маленькая карточка).
2. Экспорт проблем (маленькая карточка).
3. Спортивный праздник (маленькая карточка).
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (большая карточка и т.п.)
5. Экспорт проблем.
6. Цензура прессы.
7. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
8. Фестиваль искусств.
9. Амнистия.
10. Экспорт проблем.
11. ВОЙНА.
12. Свобода слова.
13. Эпидемия.
14. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
15. Экспорт проблем.
16. Безработица.
17. Спортивный праздник.
18. Экспорт проблем.
19. Свобода слова.
20. ВОЙНА.
21. Амнистия.
22. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
23. Увеличение налогов.
24. Экспорт проблем.
25. Фестиваль искусств.
26. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
Естественно, предлагаемый перечень ходов не является строго обязательным, каждый специалист может его сократить, расширить, изменить и т.п. Но важно при этом сохранить два условия:
1. Чаще чередовать различные события (внешние, внутренние и экспорт проблем).
2. Стараться так сгруппировать события, чтобы среди них примерно в равном соотношении были события привлекательные и не очень.
Если этого не сделать, то в результате игры может возникнуть подозрение, что ведущий «специально хотел», чтобы итоги были «мрачными» (или, наоборот, слишком оптимистичными). Но, даже несмотря на то, что приятных событий было не меньше, чем неприятных (см. представленный выше «Перечень ходов»), иногда получается, что часто процветающими группами оказывались преступники и коммерсанты, а вот пенсионеры, инвалиды, ученые и школьники часто близки были к «деградации», что, в свою очередь, является очень полезным материалом для размышлений, и не только для детей, но и для взрослых, особенно, для педагогов и психологов.
Важной особенностью предлагаемой карточной игры является то, что она не является строго стандартизированной и ее можно модифицировать и использовать в зависимости от конкретных ситуаций. Но автор рекомендует все-таки сначала провести ее в том виде, в котором она представлена, и лишь затем, освоив основную процедуру, можно начинать импровизировать. Поскольку данная игра предполагает импровизацию, то ее вполне можно считать активизирующей не только для обучающихся, но и для самих педагогов-психологов.
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по УВР
ГУО «Горковская средняя школа»