Виртуальный кабинет профориентации на сайте школы
Интернет для молодежи сегодня является преобладающим источником информации, поэтому в профориентационной работе со школьниками необходимо активно использовать возможности информационного пространства. Особое внимание здесь отводится роли официального интернет-сайта школы, который выступает эффективным инструментом решения профориентационных задач. Особенностью школьного сайта может стать виртуальный кабинет профориентации, который окажет помощь учащимся в профессиональном самоопределении.
Основная цель виртуального кабинета профориентации – активизировать процесс профессионального самоопределения школьника, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о профессиях, специальностях. Через посещение ресурса, изучение и анализ профориентационной информации, участие в интерактивных формах общения должно проходить обучение школьника принятию самостоятельного решения по выбору профессии.
Задачи виртуального кабинета профориентации:
- создание условий для самоопределения учащихся, формирования адекватного представления о своих профессиональных интересах и возможностях;
- профессиональное просвещение и профессиональное информирование учащихся, вооружение знаниями о мире профессий;
- психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей учащихся и других лиц, содействующих школьникам в выборе профессии;
- проведение профориентационной диагностики школьников на основе онлайн-инструментов с целью оказания помощи в принятии решения о выборе профессионального пути, содействия выбору профессии;
- создание информационной базы для развития профориентационной работы в учебном заведении и использования современных образовательных технологий;
- распространение информационно-справочных и профессиографических материалов о профессиях и специальностях, сведений о потребностях экономики в квалифицированных кадрах.
В зависимости от поставленных задач виртуальный кабинет может представлять собой форму интерактивного общения, являться информационным и диагностическим ресурсом.
В виртуальном кабинете профориентации можно разместить следующую информацию:
- информацию об основах выбора профессии (материалы о классификации профессий, правилах и принципах успешного выбора, типичных ошибках выбора профессии; взаимосвязи профессии и индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья; взаимосвязи школьного учебного предмета и профессиональной сферы и др.);
- информацию о мире профессий – профессиограммы и описания профессий (история возникновения, содержание труда и сфера деятельности специалиста, предмет и условия труда, требования профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, возможности профессионального роста, информация о профессиональной подготовке и пр.);
- материалы об учебных заведениях – сведения о высших, средних специальных, профессионально-технических учреждениях образования (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема, сроки обучения и т. п.);
- материалы об учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – информация о направлениях организации досуга учащихся и специфике внешкольных учреждений, работающих в этом направлении;
- рекомендации педагога-психолога по выбору профессии для учащихся и родителей;
- информацию о востребованности профессий на рынке труда (сведения о наличии рабочих мест и численности безработных по профессиям, топ-10 востребованных профессий республики, региона, города);
- список рекомендуемой литературы по профориентации (книги, журналы о профессиях, справочники для поступающих в учебные заведения);
- ссылки на наиболее значимые специализированные интернет-ресурсы профориентационной тематики;
- информацию о профильных организациях, оказывающих профориентационные услуги (где можно пройти профориентационную диагностику, получить консультацию по выбору профессии и пр.).
Через работу виртуального кабинета профориентации можно организовать профдиагностику и онлайн-консультации по выбору профессии для учащихся и родителей.
Онлайн-диагностика может включать:
- тестирование на определение личностных качеств, интересов и склонностей к профессиональной деятельности на основе профдиагностических опросников и интерактивных экспресс-тестов, психологических методик, констатирующих желание развиваться в том или ином направлении;
- выявление индивидуально-психологических характеристик (темперамента, особенностей мышления и пр.), свойств личности, которые являются ключевыми в профессиональном становлении, профессиональных интересов и склонностей к различным типам профессий;
- определение доминирующего интереса к разным областям знаний (литература и искусство, механика и конструирование, физика и математика и пр.);
- определение той среды, с которой учащемуся приятно взаимодействовать: природа, другие люди, абстрактные знаки, техника, искусство и пр.;
- диагностику коммуникативных и организаторских склонностей;
- изучение мотивов выбора профессии.
Работа виртуального кабинета профориентации направлена на активизацию профессионального самоопределения учащегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих интересах и способностях, перспективах профессионального пути.
Требования к материалам, размещаемым в виртуальном кабинете профориентации:
- информативность – полнота содержательных блоков (разделов), в которых представлена информация;
- воспитательная значимость (познавательность и полезность) информационных материалов для каждой категории пользователей;
- доступность для восприятия (умеренное использование профессиональной терминологии, учет специфики информационных запросов различных категорий пользователей);
- структурированность информационных материалов по темам и разделам (соответствие содержания целевому назначению разделов), расположение информации по убыванию степени важности, вариативность видов представленной информации;
- визуальная привлекательность и уместное эстетическое оформление (представленная информация должна сопровождаться иллюстрациями, мультимедийными презентациями, видеоматериалами);
- грамотность, достоверность и объективность (указание авторства материалов, ссылка на источник и др.); полнота и целостность, глубина содержания публикуемых материалов;
- актуальность и оперативность – своевременное обновление информационных материалов. В виртуальном кабинете должны быть разделы с основной (долговременной) и оперативной (текущей) информацией. Информация должна регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю). Материалы о профессиях должны быть актуальны, раскрывать современный облик специальностей, содержать информацию о современных условиях труда.
Систематическая работа по профинформированию в виртуальном кабинете профориентации будет способствовать повышению уровня информированности школьников о современном мире профессий, ситуации на рынке труда, возможностях получения профессионального образования, что повлечет за собой активизацию процесса профессионального самоопределения учащихся и поспособствует адекватному возможностям и способностям выбору профессии.
Доменика БАРАНОВА