Работа по воспитанию толерантности у детей велась и ведется всегда. Наше время не исключение. «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие «толерантность» имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подрастающего поколения.
Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации. В настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени, постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.
Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют два или несколько человек, которые отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы различаются по характеру.
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.
Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, материальных возможностей.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.
Как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были толерантными, терпимыми друг к другу. Увы, пока это только мечты. Но в наших силах воспитывать детей в духе уважения к другим.
Психологи выделяют черты толерантной личности:
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка делать то, что хочется вам, применив силу.
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать других.
Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:
– знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
– понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважения к различиям между людьми);
– понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
– понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
– Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.
– Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, любезность, умеренность, чувство товарищества.
– Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель – развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:
– знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства;
– понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность;
– понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий;
– понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Советы психологов родителям по воспитанию толерантного ребенка
Правила толерантного общения
Как же правильно добиться положительных результатов? Для этого каждый из нас должен помнить…Мы одинаковые – ведь все мы люди, у нас похожие ценности: дружба, семья, любовь, дети, благополучие родной страны. Мы разные, потому что нас разделяют языки, национальности, границы, политические и религиозные взгляды… Но мы вместе сосуществуем в едином мире и живем на одной земле. Мы сидим за одной партой и получаем одинаковые знания, мы работаем в одной компании, мы живем на одной планете и небо над нашими головами одно для всех. Мы пьем одну и ту же воду, дышим одним и тем же воздухом, одинаково смеемся и плачем. Мы все разные, но мы такие одинаковые! Одинаково разные!
Вместе живут люди разных национальностей, разных вероисповеданий, и общаться с ними нужно без предвзятости, начинать это общение с доброты и желания узнать, как можно больше о своем собеседнике, о традициях и обычаях его народа.
Видеть в другом человеке – человека, в другом народе – народ, в другом государстве – государство со всеми позитивными и негативными сторонами, любить и уважать других, тем самым, умножая любовью уважение к себе – вот основы гуманистической культуры межнационального общения. Необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, необходимо научиться слышать мнение окружающих и признавать свои ошибки. Прекрасно понимая, что все мы разные, дети и молодежь не всегда ведут себя корректно и адекватно. Мы должны научить будущее поколение жить в мире разных людей и идей, при этом не нарушая прав и свобод других людей.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Учителям следует помнить, что класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было ссор. А что же для этого нужно, я думаю, вы поняли из статьи.
Валентина ЛУКША