«Страшная это опасность – безделье за партой.
Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».
В.А. Сухомлинский
Неуспеваемость традиционно трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Это выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями, испытывает трудности в самоорганизации в процессе учения, в формировании способов и приемов учебной работы, а также характеризуется устойчивым и неправильным подходом к учению.
Неуспевающие школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, либо не делают вообще. Такой подход к учению приводит к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников. В более серьезном случае имеет целый комплекс последствий стойких трудностей в усвоении материала: дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования, прогуливают занятия, лгут родителям и учителям. Родителям говорят, что ничего не задано, а в школе – что забыли книги дома и т.п. В этих поступках начинают просматриваться зачатки отрицательных черт характера.
Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод таких школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.
Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу и пополняют группы риска.
Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. В этом помогает знание возрастных особенностей ребенка, влияющих на успеваемость:
Младший школьный возраст.
Любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми в этом возрасте. Отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки.
Подростковый возраст.
Учебным занятиям уделяется уже гораздо меньше внимания в этом возрасте. Сфера жизнедеятельности детей заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается.
Юношеский возраст.
Характерно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.
Факторы успеваемости
Требования к учащимся, вытекающие из целей школы.
Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
Психофизические возможности учащихся.
В психофизических возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания).
Социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое.
Признаки «неуспеваемости» учащихся
Ученик с признаками неуспеваемости:
Как бороться с неуспеваемостью
Поддерживать связь со школой, чтобы знать, как организован учебный процесс и какие требования предъявляются к подготовке заданий. Такую информацию можно получить у классного руководителя и на родительских собраниях.
Оказывать помощь ребенку в организации самостоятельных занятий. Вместе разобрать сложный материал. Найти необходимые образовательные интернет-ресурсы, например видео-уроки. Узнать, есть ли в школе дополнительные занятия.
Избегать критики педагогического коллектива при ребенке. Иначе вы будете зарождать в ребенке негативизм и недоверие, абсолютно не помогающие ему в учебе. Лучше не пожалеть времени, прийти в школу и спокойно обсудить возникшие проблемы с учителем или, при необходимости, с администрацией.
Поддерживать ребенка в трудных ситуациях. Дети нуждаются в одобрении, возможности самоутвердиться в какой-либо деятельности. При заниженной самооценке у детей полезно постоянно замечать их сильные стороны и при малейшей возможности способствовать их развитию и укреплению.
Выделять достаточное количество времени для отдыха ребенка. Нередко уставших детей родители сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат… Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей и постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку.
Поддерживать благоприятную семейную обстановку. Разлад в семье или ее распад, грубость в отношениях, антиобщественное поведение родителей – частые причины неуспеваемости ребенка.
Мотивировать ребенка. Отрицательно влияет на успешность обучения школьников неправильное стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека – активного члена общества в таком случае отходит на второй план. Детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество – много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют правильной мотивации у детей, но часто и мешают этому.
Каждый раз, когда вам кажется, что ребенка никак не вытянуть из «черной дыры неуспеваемости», вспоминайте слова Аристотеля: «Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить!».
Руслан ЕРМАК