Использование карточных бланковых игр Н.С. Пряжникова в профориентационной работе со старшеклассниками
Игра в очень шутливой форме позволяет рассматривать вопросы выбора тех или иных конкретных жизненных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом.
Количество участников: 6-8 человек.
Время проведения методики: около 30-40 минут.
Игра вполне может быть проведена как в школе (после уроков), так и в детском летнем лагере. Особенно рекомендована данная игра для подростков, которые чаще всего достаточно цинично относятся к идеалам добра, благородства и достоинства.
Процедура проведения включает следующие этапы:
1. Ведущий показывает на доске, как подготовить игровой бланк (см. Таблицу 1), а участники рисуют такой бланк на своих листочках в клеточку, положенных горизонтально. Чуть позже аналогичный бланк, уже на таком же листочке делает себе ведущий.
2. Далее игроки готовят восемь карточек (аккуратно разрывают чистый листок на восемь равных частей). Ведущий карточки себе не делает: они ему не понадобятся.
3. Ведущий показывает на доске, как оформляются карточки:
На лицевой стороне первой карточки выписывается название первого события-ценности (из перечня событий) – «Украсть 1 миллион долларов», а на обратной стороне – только буквы А, Б, В и Г, соответствующие тем или иным радостям и смыслам жизни (см. Таблицу 1). Далее, на обратной стороне карточки, напротив каждой буквы игроки самостоятельно оценивают по 5-балльной шкале (от 0 до 5 баллов), насколько первое событие – «Украсть 1 миллион долларов» – будет способствовать «радостям души» (А), «радостям тела» (Б), «одобрению со стороны порядочных людей» (В), «одобрению негодяев» (Г).
Аналогично готовятся по порядку все восемь карточек.
4. В ходе игры участники обмениваются друг с другом карточками с событиями-пожеланиями, например, кто-то хочет пожелать своему товарищу, чтобы тот «честно заработал 5 тысяч долларов» или «воспитал трех детей»…
Организуется это следующим образом. Ведущий дает команду (например, на счет «три») и каждый игрок отдает кому-то одну свою карточку-пожелание, после чего игрок, получивший карточку, делает в бланке соответствующие записи. В следующий раз (по команде «три») – игроки отдают по одной карточке другим своим товарищам и т.д. Может оказаться так, что кому-то за один такой ход достанутся сразу несколько карточек, а кому-то – ни одной. Все это обычно компенсируется в другие ходы.
Если игрок принимает данное пожелание, то он берет предлагаемую ему карточку и сначала выписывает в свой бланк, во вторую колонку, напротив данного пожелания знак «плюс» («+»), а с обратной стороны карточки переписывает в бланк, в четвертую колонку, против соответствующих букв те баллы, которые проставлены на полученной им карточке. При этом рекомендуется не просто переписывать баллы, а сразу приплюсовывать их к уже имеющимся баллам и выписывать новое значение (например, если ранее напротив буквы «А» стояло 4 балла, то после получения по данной букве 5-ти баллов, в бланк следует сразу написать их сумму – 9 баллов и т.д.).
Важно сразу сказать игрокам, чтобы они выписывали новые суммы рядом со старыми, а не исправляли эти баллы (например, не следует переправлять «4» на «9», а надо рядом с «4» написать «9») – это важно для последующего подведения итогов. После этого карточки первоначальным владельцам не возвращаются, но могут быть использованы в игре повторно.
Особенностью данной игры является то, что каждый игрок вправе отказаться от предлагаемого ему события-пожелания и тогда эта отвергнутая карточка вручается некоторому «пустому месту» – некоторому условному «болвану», который как бы «согласен на все», от чего отказываются «умные» и «порядочные» люди. Естественно, «болван» уже не имеет права отказываться от того, что ему достается. Роль такого условного «болвана» в игре выполняет ведущий. Обычно подростки прекрасно понимают условность данной роли и даже не пытаются шутить по этому поводу.
Взяв карточку, ведущий в роли игрового «болвана» должен также пометить «плюсом» в своем, заранее заготовленном бланке, что ему за событие досталось, и перенести с обратной стороны полученной карточки баллы напротив соответствующих букв, т.е. проделывает все то, что и остальные участники. Те карточки, которые получил «болван», больше в игре не участвуют.
Если в игре окажется, что ведущего буквально «заваливают» карточками, что может привести к значительному отвлечению его внимания от организации игрового взаимодействия, то ему следует просто попросить «пощадить» ведущего…
Если же окажется, что участники игры не захотят отдавать «болвану» свои карточки, что приведет к неинтересному завершению игры (просто потеряется главная «изюминка» данной методики и нечего будет обсуждать), то ведущий должен с помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою пользу. Например, «Сколько же можно учиться, учиться и учиться – не надоело еще?!», или «Нужны вам эти муки творчества?» и т.п.
Таблица 1. Пример бланка для игры «Болван»
События-пожелания |
Частота встречаемости событий (каждая карточка с событием помечается знаком «+») |
Критерии качества «хорошей» жизни |
Показатели выраженности критериев «хорошей» жизни (переписываются и сразу приплюсовываются баллы с обратной стороны карточек) |
1. Украсть 1 млн. долларов |
А. Радости души |
||
2. Воспитать 3-х детей | |||
3. Честно заработать 5 тыс. «долларов» |
Б. Радости тела |
||
4. Учиться, учиться и учиться | |||
5. Муки творчества |
В. Одобряют порядочные люди |
||
6. Богатое наследство | |||
7. Престижная работа |
Г. Одобряют негодяи |
||
8. Поездка в Париж… |
5. Где-то примерно с середины игры (через 7-10 минут от ее начала) ведущий может ввести новое правило: с данного момента карточки повторно в игре не участвуют и после каждого хода просто кладутся под листок и игра продолжается пока у игроков останется по 3-4 карточки.
6. Примерно за одну минуту до окончания игры ведущий вводит еще одно игровое условие: за оставшуюся минуту каждый игрок может освободиться (отдать кому-то из своих товарищей, но не «болвану») от одной самой непривлекательной своей карточки с событием-пожеланием, после чего все оставшиеся на руках у каждого игрока карточки будут считаться «пределом его желаний» (раз он так долго их никому не отдавал) и с них необходимо будет переписать в свой бланк всю необходимую информацию, то есть пометить «плюсами» названия этих карточек-пожеланий и, главное – перенести в бланк все баллы, которые имеются на этих оставшихся карточках.
7. После этого подсчитываются результаты игры. Все участники, включая ведущего, должны по каждой букве (А, Б, В и Г) быстро сосчитать общую сумму баллов. Если в ходе игры, как уже указывалось ранее, участники сразу приплюсовывали эти баллы к уже имеющимся значениям, то все подсчеты оказываются очень простыми. После этого необходимо подсчитать средние арифметические значения по каждой букве, для чего необходимо полученную сумму баллов просто разделить на само количество цифр, выписанных напротив каждой буквы.
8. Общее подведение итогов организуется следующим образом. Ведущий, выполнявший роль игрового «болвана», сначала спрашивает остальных участников, у кого самое большое среднее значение по первой букве «А» – по «Радостям души»? Далее он называет свое среднее значение. Нередко оказывается, что уже после первого сопоставления результатов многих игроков, которые имели возможность отказываться от того, что казалось им недостойным, с результатами «болвана», который как бы вынужден был брать все события-остатки (своеобразные «отбросы») вдруг оказывается, что более предпочтительные результаты почему-то именно у «болвана» (или, по крайней мере, не хуже тех игроков, кто по средним значениям лидирует в группе).
Можно также поинтересоваться у игроков, кто больше выбирал первое событие, второе и т.д., не забыв каждый раз называть, сколько раз такое событие «происходило» у игрового «болвана» (может это как-то помогло бы понять, почему дела у «болвана» не так уж плохи по сравнению с более «приличной» публикой).
Далее ведущий сравнивает свои средние результаты с результатами других игроков по следующим позициям (по другим буквам – Б, В и Г).
Поскольку такие сопоставления очень часто оказываются для игроков неожиданными, то все это может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения проблем, связанных с поиском смысла жизни и путей построения полноценного счастья и т.п.
Но иногда никаких неожиданностей в игре не происходит: самые непривлекательные результаты оказываются именно у «болвана». Объясняется это тем, что данная группа подростков просто не поддалась на «провокацию», то есть у большинства из них уже сформирована нормальная ценностная система. Возможно и другое объяснение: ведущий провел игру не достаточно динамично, не провоцировал участников отдавать им карточки со «всякими там благородными событиями» (типа «Воспитать 3-х детей», «Учиться, учиться и учиться» и т.п.).
Если же игровая группа подобрана из подростков, у которых пока еще достаточно циничное отношение к высоким и благородным ценностям, то парадоксальный эффект, когда у «болвана» окажутся более привлекательные результаты, скорее всего, проявится.
Таким образом, результаты данной игры можно использовать для проведения внеклассного мероприятия с целью формирования, воспитания и коррекции ценностных ориентаций подростков.
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по УВР ГУО «Горковская средняя школа»