КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Организация взаимодействия с родителями по вопросам профессионального самоопределения детей

    Организация взаимодействия с родителями по вопросам профессионального самоопределения детей

    Когда ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию – это трудный и ответственный момент, и решение, принятое в это время, будет влиять на всю его дальнейшую жизнь. Родители, задумываясь о планах детей, связанных с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования, должны проявлять участие, помогать и направлять ребенка. Как именно должно происходить это взаимодействие?

    Около 70 % родителей уверены в том, что желание ребенка при выборе профессии нужно учитывать. Но лишь 4 % готовы согласиться, чтобы ребенок самостоятельно выбрал будущую профессию. Поэтому оснований для укрепления взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога с семьей старшеклассника по вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.
    Сразу важно обозначить, что понимается под таким взаимодействием. Взаимодействие – это не общие разговоры, а реальное решение конкретных задач.

    Взаимодействие предполагает:
    • общее понимание цели профориентации применительно к каждому ученику;
    • совместное выделение конкретных задач, решение которых и обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями);
    • распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, педагогами-психологами и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);
    • постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность или непонимание.
    Лучше, если такой план совместной работы будет представлен в письменном виде.
    Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. В дальнейшем на последующих собраниях можно заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Слово можно предоставлять не только педагогам-психологам, но и тем родителям, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов плана.

    Работа с родителями по профориентационной тематике может проходить в следующих формах:

    1. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются следующие темы:
    • «Что значит правильно выбрать профессию»;
    • «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии»;
    • «Как можно помочь детям найти профессиональное призвание».
    На родительских собраниях классный руководитель информирует о факультативных занятиях, способствующих развитию интересов и склонностей детей, а также о наиболее востребованных профессиях и путях их получения, днях открытых дверей, профориентационных службах, где можно пройти профдиагностику и получить консультацию специалиста-профориентолога.

    2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации.
    Проводить занятия с родителями могут не только специалисты данной школы, но и приглашенные психологи из центров профориентации, центров занятости, представители вузов и другие специалисты, профессионально занимающиеся данными вопросами.

    3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций.
    Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа, учащихся или родителей) и организовать дискуссию.

    4. Индивидуальная беседа.
    В индивидуальной беседе педагог-психолог может помочь родителям принять мысль, что ребенок имеет право на собственное решение. Возможно, что родителям помогут следующие советы.
    • Помочь сделать правильный выбор – это не настоять на своем, во что бы ни стало. Если родители не согласны с выбором ребенка, можно посоветовать им честно ответить самим себе, почему это так. Может это попытка посредством ребенка реализовать свои несбывшиеся профес­сиональные мечты?
    • Нередко у молодых людей нет собственного выбора и они выбирают профессию «за компанию». Например, подросток уверенно заявляет, что вместе со своим другом поступает учиться на менеджера или веб-дизайнера. При этом плохо представляет, что это за профессии. В этом случае бывает достаточно объяснить, чем занимаются эти люди на своем рабочем месте, какие качества характера необходимо иметь, каким предметам в процессе обучения будет уделяться наибольшее внимание. Сегодня появилось много новых профессий с интригующими названиями (промоутер, копирайтер, хаусхолд-менеджер и др.), информацию о них можно найти в интернете.
    • Если у ребенка сформировано устойчивое решение получить профессию, которую с точки зрения родителей ему получить невозможно, им можно посоветовать смириться, ведь даже самый очевидный, с их точки зрения, ход событий может дать самый неожиданный результат. Тем не менее, важно совместно разработать запасной вариант профессионального пути. Это надо сделать для того, чтобы крах при поступлении не казался ребенку концом света и потом он смог бы пересмотреть свои профессиональные планы.
    • Очень часто молодые люди зацикливаются на какой-то определенной профессии или учебном заведении из-за того, что у них нет информации о других. Они не представляют, какие профессии будут востребованы в будущем и где их можно получить. К сожалению, многие родители информированы еще меньше детей. В этом случае оптимальный вариант – совместный поиск информации (в интернете, справочниках), посещение дней открытых дверей, ярмарок учебных заведений и т. д. Помните, вы не авторитарные диктаторы, а советчики, источники поддержки и помощи, которые уважают самостоятельный выбор ребенка.

    5. Проведение анкетирования.
    Использование анкет поможет педагогам-психологам определить степень участия родителей в подготовке детей к труду и выбору профессии. Также можно получить объективные сведения о воспитательных возможностях родителей и повысить их интерес к этим вопросам. Обработав данные анкет, можно наметить дальнейшие пути профориентационной работы как с детьми, так и с их родителями. Предлагаемые анкеты очень удобно использовать на родительских собраниях, посвященных профориентационной тематике.

    Анкета для родителей №1
    Уважаемые родители, предлагаем вам список вопросов, ответы на которые помогут определить, насколько вы вовлечены в профессиональное самоопределение своих детей. Также эта анкета поможет спланировать дальнейшие мероприятия по профессиональному просвещению.
    1. Какие занятия более всего привлекают вашего ребенка во внеучебное время?
    2. Какие школьные предметы ему больше всего нравятся?
    3. По каким школьным предметам обучение идет более успешно?
    4. Какие интересы преобладают у вашего сына (дочери)?
    5. Какие способности проявились у вашего ребенка?
    6. Помогаете ли вы ребенку развивать его способности?
    7. Известны ли вам ближайшие жизненные планы вашего ребенка?
    8. Связывает ли ваш ребенок свои жизненные планы по выбору профессии с успехами по любимым предметам?
    9. Выбрал ли ваш ребенок будущую профессию?
    10. Есть ли у вашего ребенка способности к избранному виду труда?
    11. Куда собирается поступить ваш ребенок после окончания школы?
    12. Повлияла ли ваша профессия на выбор профессии ребенка?
    13. Какую профессию вы советуете освоить вашему ребенку?
    14. Соответствует ли выбор профессии, сделанный вашим сыном (дочерью), вашему желанию?
    15. Вы обсуждали в семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?
    16. Едины ли вы во взглядах на будущую профессию вашего ребенка со своим мужем (женой)?

    Анкета для родителей №2
    Уважаемые родители, после каждого вопроса анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых вы можете выбрать соответствующие вашему мнению. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.
    1. Выбрал ли ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?
    а) да, выбрал;
    б) выбрал, но еще колеблется;
    в) не выбрал;
    г) не знаю.
    2. В каком учебном заведении, по вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?
    а) в профтехучилище;
    б) в техникуме;
    в) в школе.
    3. Как вы думаете, ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?
    а) полностью совпадает;
    б) совпадает в основном;
    в) трудно сказать (не знаем);
    г) не совпадает.
    4. Если выбор дальнейшего места учебы сына (дочери) не совпадает с вашим намерением, как вы к этому отнесетесь?
    а) буду настаивать на своем;
    б) буду просить изменить свое решение;
    в) трудно сказать;
    г) соглашусь с его (ее) выбором.
    5. Укажите, какие способности проявились у вашего сына (дочери)?
    а)технические;
    б) математические;
    в) литературные;
    г) лингвистические;
    д) биологические;
    е) педагогические;
    ж) организаторские;
    з) художественные;
    и) музыкальные;
    к) спортивные;
    л) не знаю.
    6. В какой области деятельности вы советуете ребенку заниматься в дальнейшем?
    а) производство;
    б) сфера обслуживания;
    в) наука;
    г) медицина;
    д) педагогика;
    е) административная деятельность;
    ж) искусство;
    з) спорт;
    и) военное дело;
    к) другое.
    7. Какие занятия более всего привлекают вашего ребенка во внеучебное время?
    а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний;
    б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;
    в) работа в предметных и технических кружках;
    г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;
    д) не имеет определенных занятий.
    8. Что, по вашему мнению, должно определять выбор профессии?
    а) мнение родителей;
    б) интерес к профессии;
    в) способность к данной профессии;
    г) возможность профессионального роста;
    д) потребности города в кадрах;
    е) материальное благополучие;
    ж) условия труда.
    9. Что вы можете сказать о здоровье вашего ребенка?
    а) ребенок здоров;
    б) имеются отклонения в состоянии здоровья;
    в) имеются значительные отклонения в состоянии здоровья (состоит на учете врачей-специалистов).

    Анкета для родителей №3
    Параллельное анкетирование учащихся и родителей дает возможность выявить искаженные представления последних о личности детей, уровень понимания общей ситуации профессионального выбора. На основе полученных данных можно сопоставить оценку родителей и мнение ребенка со своими представлениями о нем. В случае несовпадения важно установить его причину (неадекватная самооценка подростка, необъективность или неискренность родителей и др.).
    При анкетировании родители и их ребенок независимо друг от друга отвечают на сходные по содержанию вопросы, отражающие различные стороны выбора профессии. Смысл задания заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение сына (дочери) по вопросам подготовки к будущей профессии.

    Вопросы для родителей
    1. Кем вы хотите видеть своего ребенка?
    • на следующий год после окончания школы;
    • через 5-7 лет;
    • через 20 лет.
    2. Какую профессию выбрал ваш ребенок? Почему именно ее?
    3. Назовите любимые занятия, увлечения вашего ребенка.
    4. Что в своем сыне (дочери) вы относите к достоинствам?
    5. Что в своем сыне (дочери) вы относите к недостаткам?
    6. Если ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор?
    • ваш совет;
    • рекомендации учителя;
    • мнение друзей;
    • занятия в кружках, секции, студии и др.;
    • средства массовой информации;
    • решил сам;
    • другое.
    7. Чем вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии?
    • помогаю в учебе;
    • рассказываю о своей профессии;
    • поощряю занятия в кружках;
    • обучаю элементам своей профессии;
    • никак не помогаю;
    • стараюсь не мешать;
    • не знаю, чем помочь;
    • другое.
    8. Как вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей?
    • не проявляю требовательности;
    • не обращаю внимания;
    • контролирую;
    • проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь.
    9. Довольны ли вы успехами в учебе вашего ребенка в школе?
    • в целом доволен;
    • мне все равно, как он учится;
    • мог бы учиться лучше;
    • полностью доволен.
    10. Оцените по 5-балльной системе проявление у вашего сына (дочери) следующих качеств:
    • выдержка;
    • аккуратность;
    • настойчивость;
    • лень;
    • целеустремленность;
    • самостоятельность;
    • дисциплинированность;
    • трудолюбие;
    • эгоизм;
    • инициативность;
    • скромность;
    • упрямство.

    Вопросы для школьника
    1. Кем бы ты хотел быть:
    • на следующий год после окончания школы;
    • через 5 — 7 лет;
    • через 20 лет.
    2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?
    3. Каковы твои увлечения?
    4. Какие свои качества ты считаешь положительными?
    5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
    6. Что повлияло на твой выбор профессии?
    • совет родителей, друзей;
    • семейные традиции;
    • рекомендации учителей;
    • занятия в кружках, студии и др.;
    • книги, кино, радио, телевидение;
    • решил сам(а);
    • другое.
    7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии?
    • помогают в учебе;
    • рассказывают о своей профессии;
    • одобряют занятия в кружках, спортивных секциях;
    • обучают своей профессии;
    • никак не помогают;
    • другое.
    8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей?
    • не обращают внимания;
    • нетребовательны;
    • контролируют;
    • требовательны;
    • помогают.
    9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе?
    • в целом довольны;
    • равнодушны к моим успехам;
    • считают, что мог бы учиться лучше;
    • очень довольны.
    10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств:
    • выдержка;
    • аккуратность;
    • настойчивость;
    • лень;
    • целеустремленность;
    • самостоятельность;
    • дисциплинированность;
    • трудолюбие;
    • эгоизм;
    • инициативность;
    • скромность;
    • упрямство.
    Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

    Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia