Наряду с основным обучением в школе особую роль играет профориентация. Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть организована как непрерывный процесс, который начинается в детском саду, затем плавно переходит в школу и сопровождает школьника на всем пути его обучения до выпускного класса.
Подготовка обучающихся к самостоятельному и осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и рассматриваться вместе с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым и эстетическим воспитанием школьника, то есть быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс. Поэтому профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Профориентационная работа должна начинаться в учреждении дошкольного образования, где ребенок в игровой форме получает представление о труде и разнообразии мира профессий, начинает приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию, а родители и воспитатели получают первые представление о желаниях, склонностях и способностях ребенка. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для успешного профессионального самоопределения ребенка в будущем.
Затем профориентационная работа должна включаться во все этапы обучения в школе. Она должна быть адаптивной – шаг за шагом, усложняя цели и задачи, подстраиваться под каждый возрастной период школьников. Уже с первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности и ценности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.
Только благодаря организованной целостной системе профориентации, учащиеся смогут самостоятельно определиться с профессиональным выбором.
Рассмотрим основные этапы профориентационной работы в школе.
В школьной профориентации целесообразно выделять 4 этапа, отличающиеся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учащихся.
1 этап. Начальная школа, 1-4 классы
Цель: формирование первоначального представления о мире труда.
Задачи:
На данном этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями, проводятся тематические занятия, утренники и т.п. Важно не упустить момент и вовремя заинтересовать обучающихся предстоящим выбором профессии; создавать кружки, дополнительные занятия по интересам; развивать творческие способности детей в ходе ознакомления с профессиями.
Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:
2 этап. Средняя школа, 5-7 классы
Цель: формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и осознанного интереса к проблеме выбора профессии.
Задачи:
На данном этапе у учащихся прослеживается выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Можно отметить появление у школьников осознанного интереса к профессиональной деятельности родителей, особого интереса к модным профессиональным направлениям. Профориентационная работа продолжается с использованием разнообразных игр: деловых, профориентационных, психологических.
Важно оказать учащим помощь в более подробном изучении заинтересовавших их видов трудовой деятельности; способствовать осознанию собственных интересов и возможностей; развивать у учащихся личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:
3 этап. Средняя школа, 8-9 классы
Цель: подготовка учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования.
Задачи:
На данном этапе происходит конкретизация профессионального интереса школьников. Профориентационная работа от игр переходит к целенаправленному содействию учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и профессиональный путь. Особая роль отводится кружкам и объединениям по интересам, которые начинают играть еще большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии. Проводится групповое и индивидуальное профориентационное консультирование.
Важно организовать содействие в профессиональном самоопределении обучающихся в 8-9 классах таким образом, чтобы помочь им самостоятельно найти ответы на вопросы «Что мне подходит?», «Что если я выберу учебное заведение, которое мне не подходит?» и т.п.
Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:
4 этап. Старшая школа, 10-11 классы
Цель: содействие обучающимся в правильном выборе профессии.
Задачи:
Данный этап является наиболее ответственным этапом школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом еще больше расширяется консультационная деятельность для обучающихся и их родителей. Старшеклассники посещают Дни открытых дверей, где организуются экскурсии по учебным заведениям, проводятся презентации различных специальностей.
На данном этапе необходимо особое внимание уделить саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсудить и внести возможные коррективы дальнейших профессиональных планов. Важно своевременно сориентировать подростка на принятие правильного решения, обучать старшеклассников самостоятельности в развитии, а также оценке уровня их готовности к выбранному виду деятельности.
Результаты грамотно проводимой профориентационной работы в этот период:
Грамотно организованная профориентационная работа на всех этапах обучения помогает обучающимся раскрыть свой потенциал, впервые задуматься о том, кем стать в будущем и сделать выбор в пользу той или иной профессии. Активное содействие педагогического коллектива в профессиональном самоопределении не только готовит обучающихся к осознанному и правильному выбору профессии, но и дает им возможность успешно адаптироваться в обществе и будущей профессиональной сфере.
Надежда ЕРМАЛОВИЧ,
директор ГУО «Горковская средняя школа»