Родителей всегда тревожит вопрос – как помочь ребенку освоить школьную программу, ведь качественное усвоение изучаемого в школе материала является одним из главных элементов успешного будущего. Традиционно успеваемость в школе связывают с качеством преподавания учебных дисциплин, но ответственность за образование и воспитание детей несут не только педагоги, многое зависит и от семьи. Когда родители навязывают ребенку чрезмерный контроль, выполняют за него домашние задания или слишком строго относятся к оценкам – все это закономерно приводит к затруднениям в обучении.
Как найти «золотую середину» и помочь ребенку в освоении школьной программы, при этом не лишая его самостоятельности в обучении?
Способность хорошо учиться и легко осваивать школьную программу, безусловно, является хорошим преимуществом для ребенка. Поэтому своевременное выявление родителями проблем в обучении поможет ребенку справиться с трудностями освоения школьной программы.
Любого неуспевающего ученика можно заинтересовать учебой и настроить на хорошие результаты. Правильное и разумное отношение в семье и школе к проблемам ребенка, знание причин, снижающих успеваемость и своевременная помощь ребенку, дают возможность повысить его успеваемость, облегчить адаптацию в школьном коллективе и пробудить уверенность в своих силах.
Организованное место для занятий.
Правильная организация места для занятий – это одно из самых необходимых условий для успешного обучения. Главное правило: свое учебное место школьник должен создать сам. Выбирайте вместе с ним, советуйте, как сделать лучше и удобнее, но не решайте за ребенка. Учитывайте его интересы и возраст. Тогда он будет садиться за учебу с позитивными эмоциями, а это – залог качественных знаний.
Рабочее пространство ребенка должно соответствовать его возрасту, быть удобным и эргономичным. За неудобными столом и стулом не только устает спина, но и трудно сосредоточиться на учебе. Стол должен быть такой высоты, чтобы ребенок не горбился, а его локти свободно стояли на столешнице. Чтобы подобрать стул, попросите ребенка сесть на него. Колени должны стоять под прямым углом, а ступни – прилегать к полу.
Обязательно позаботьтесь о правильном освещении. Правильное освещение поможет сохранить зрение. Оптимально поставить рабочий стол у окна или рядом с ним для естественного освещения. Лампа должна находиться слева для правши и справа для левши. Рекомендуемая мощность – до 80 Вт, а ее свет должен быть мягким.
Выделите отдельное место для размещения настенного календаря, часов, расписания уроков, органайзеров для хранения школьных канцелярских принадлежностей.
Мотивация.
Объясните ребенку, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию. Если у него не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмется ли он за него? Конечно же, нет! Поэтому вы должны заинтересовать его.
Позитивный настрой.
Позитивный настрой родителей поможет ребенку усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. Позитивный настрой способствует повышению концентрации внимания и вдумчивому изучению учебного материала, а это непременно благоприятно скажется на успеваемости в школе.
Поддержка родителей.
Старайтесь показывать ребенку, что ваше отношение к нему не зависит от оценок, которые он получает в школе. Когда у него что-то не получается – поддержите и заверьте, что он обязательно справится. Если действовать наоборот, демонстрируя радость, только когда ребенок получил хорошую оценку, он будет бояться неудач, а постоянная тревожность серьезно помешает нормальной учебе. Не будет лишним, если вы сами разберетесь со школьным материалом и поможете ребенку освоить или запомнить его.
Можно помогать ребенку с выполнением особенно сложной работы, однако следует стремиться к тому, чтобы со временем он научился справляться с уроками самостоятельно.
Интерес к учебе.
Наличие мотивации, интереса и желания исследовать мир намного важнее механического заучивания информации из учебников. Подумайте, как увлечь ребенка учебой, как «подогреть» интерес к науке и пробудить в нем жажду знаний.
Например, можно подарить ему красочные энциклопедии, в которых информация объясняется просто и весело, сходить в планетарий, посмотреть научно-популярный фильм, посетить исторические музеи и художественные галереи, провести дома увлекательные опыты и эксперименты, тем самым показать, что химия и физика – это не просто формулы и т.п. Будет замечательно, если вы дадите ребенку возможность применить полученные знания на практике. Например, разрешите ему самостоятельно расплачиваться в магазине (для закрепления навыков сложения и вычитания). Таким образом, связав учебу с реальной жизнью, он начнет проявлять больше интереса к школьным предметам.
Прививайте ребенку любовь к чтению и обсуждайте с ним прочитанное, рассказывайте ему что-то новое и интересное, чтобы вызвать в нем стремление получать знания самостоятельно.
Использование основ тайм-менеджмента.
Умение управлять своим временем и привычка все делать в срок значительно упростят учебный процесс. Покажите школьнику, как разработать реалистичный график, и объясните, почему важна организованность.
Например, когда времени мало, а дел много, полезно составить список того, что должно быть завершено в течение следующего дня или недели. Потом следует обозначить наиболее актуальные пункты в списке, чтобы не тратить время на менее важные. Для управления временем нужно научиться говорить «нет» тому, что может помешать выполнению приоритетных задач. Добавляя крупные задания в список дел, стоит разделить их на три или четыре части и шаг за шагом продвигаться вперед. Тогда огромное задание покажется выполнимым и не таким страшным.
Желательно каждый день соблюдать определенный порядок действий, чтобы он вошел в привычку. Когда у ребенка слишком много задач, это вызывает сильное напряжение. Для поддержания мотивации необходимо планировать не только важные дела, но и регулярные перерывы. Пусть в сутках найдется время общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками.
Если школьник сможет самостоятельно планировать свои действия, то ему будет хватать времени и на домашние задания, и на личные интересы, и на отдых. Он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно лучше.
Оптимальная нагрузка ребенка.
Возможно, она чересчур велика для него. Внимательно изучите график занятий своего ребенка, насколько он загружен. Может у него слишком много дополнительных занятий и кружков? Прежде чем отменить какой-либо вид дополнительных занятий, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты?
Умеренный контроль родителей.
Не стоит слишком контролировать своего ребенка. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию учиться. Ребенку начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы его жизни, его чувства и переживания – просто не интересны. Подобные мысли также приводят к потере желания учиться.
Развитие стрессоустойчивости.
В школе ребенок сталкивается с различными стрессовыми ситуациями: контрольные работы, тесты, экзамены, доклады, да и просто ответы у доски – иногда заставляют некоторых учеников изрядно понервничать. Чрезмерное напряжение ведет к целому комплексу неприятных последствий: оно мешает сосредоточиться, ухудшает когнитивные способности, снижает шансы добиться хороших результатов и, конечно, вредит здоровью. Объясните ребенку, что нет смысла накручивать себя. Вместо этого нужно трезво оценить обстоятельства. Насколько оправданны страхи? Что конкретно можно сделать, чтобы опасения не сбылись?
Расскажите школьнику о методах релаксации. Например, чтобы быстро успокоиться, можно послушать любимую музыку, помедитировать, в деталях представить свой будущий триумф, совершить мысленное путешествие в безопасное место, заняться творчеством, прогуляться по ближайшему парку и т.п.
Формирование ситуаций успеха.
Обязательно найдите какую-нибудь сферу деятельности, в которой ребенок сможет реализовать себя. Это должно быть какое-то занятие, которое нравится ему и где он показывает хорошие результаты, будь то спорт или творчество. Хвалите его за достижения и концентрируйте его внимание на них. Так он сможет чувствовать себя уверенно, и постепенно успешность распространится на другие сферы его жизни, в том числе и на учебу.
Надежда ЕРМАЛОВИЧ,
директор ГУО «Горковская средняя школа»
Алла ЕРМАК
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Горковская средняя школа»