Общепринятые стандартные формы профориентационной работы в школе, как правило, отличаются недостаточной активностью обучающихся. Перед педагогами возникает актуальный вопрос: «Как организовать профориентационную работу, чтобы школьники могли максимально проявить свою активность?» В решении данной проблемы помогает применение игровых методов профориентационной работы.
Профориентационные игры связаны с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, т.к. во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых. Если в игре создаются условия для самоанализа и самоорганизации школьника, то осуществляется развивающее обучение и частично решается задача подготовки школьника к действительно самостоятельному выбору профессии.
Предназначение: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся.
Процедура проведения: участники игры разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие участники оценивают эти бизнес-планы.
Особенности проведения: игру можно включить в сценарий тренинговой программы или проводить отдельно.
Ход игры. Ведущему необходимо на полу кабинета изобразить черту длиной полтора-два метра. Можно нарисовать ее мелом или положить длинную ленту.
Затем ведущий вызывает по два участника. Для удобства их можно вызывать просто по алфавиту. Один встает слева от черты, другой – справа.
Оба получают одинаковые задания: надо придумать и огласить индивидуальный план своего будущего. Участники не ограничены в своей фантазии: «Вы можете говорить правду, а можете приукрасить свою жизнь. Просто придумайте себе будущее. Красивое, убедительное будущее».
У кого-то может получиться довольно длинный рассказ о своем будущем, у кого-то он будет короче. Не следует слишком сильно ограничивать участников.
У остальных участников тоже очень важная роль – они оценщики и должны внимательно выслушать оба варианта плана. Потом необходимо решить, какой из этих планов кажется более убедительным.
В качестве критерия оценки ведущий может предложить следующий прием: «Предположим, у вас будет такая договоренность. Когда вам будет 50 лет, к вам в гости приедет давний друг. На все свои свободные деньги он купит вам подарок. Поэтому вам важно не прогадать, с кем вам выгоднее дружить. Это не значит, что в жизни нужно дружить исключительно с богатыми людьми. Просто таковы условия игры. От вашего выбора по условиям этой игры будет зависеть, что же вы получите на свой день рождения: коробку конфет или роскошный автомобиль.
Далее «дуэлянты» оглашают свои индивидуальные планы. Оставшиеся участники должны определиться, на чью сторону им встать. Победителем считается тот, у кого окажется больше «друзей». Если голоса разделятся поровну, тогда свой выбор делает ведущий и встает на ту или иную сторону.
Выигравший участник переходит в следующий тур.
Далее выходит следующая пара. С ними происходит то же самое. Один из них переходит в следующий тур. Последняя пара участников может превратиться в тройку, если кроме них останется только один участник.
Когда определены все победители, турнир продолжается. Опять вызываются пары (можно снова по алфавиту). Они могут уже не оглашать свои планы. Просто должны сказать, что их планы не поменялись. Или подкорректировать их.
Так игра продолжается до своего логического завершения – пока не останется один победитель.
Затем ведущий проводит обсуждение. В нем важно поднять такие вопросы:
Если это упражнение используется в составе тренинговой программы, то его можно провести дважды. Один раз на первом занятии, второй – ближе к концу программы. Разумеется, во второй раз жизненные планы будут значительно более взвешенными и осознанными.
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по УВР
ГУО «Горковская средняя школа»