Цель: формирование готовности учащихся самостоятельно планировать и реализовывать перспективы собственного профессионального развития.
Продолжительность занятия – 65 минут.
Ведущий: Для того, чтобы уметь планировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития, необходимо погрузиться в глубину самого себя. Это необходимо для более подробного познания и изучения своих личностных качеств и индивидуальных характеристик. Именно этим мы с вами и займемся на нашем занятии.
Ход занятия
1. Упражнение «Величие имени» (5 минут)
Ведущий: С самого рождения у каждого из нас есть неизменный спутник – наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна, необъяснима власть нашего имени. В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости.
Но в тоже время имя может быть и источником опасности, ибо в каждом звуке имени сокрыты силы, которые при невнимательном отношении могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание позволяет приобрести особенную силу.
Одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука – «Д» — и понял, что его ведут по жизни Доброта и Долг. А требуют особого внимания и внутренней работы Дерзость, Драчливость и Дурь.
Давайте и мы поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил. Человеку с таким именем приходят на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить Мелочность и Мягкотелость. Ирина – Искренность и Ироничность, Импульсивность.
Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего имени. На это задание отводится 1 минута, по истечении которой вы расскажете о своих находках.
2. Упражнение «10 качеств» (10 минут)
Участникам раздается 10 карточек, на каждой из которых они должны написать по одному своему качеству (личностной особенности). На это выделяется ровно одна минута. Затем ведущий забирает все карточки, перемешивает, чтобы никто не смог догадаться, на какой карточке кто и что написал. После этого отдает их участникам упражнения и дает следующую инструкцию: «Сейчас вам необходимо познакомиться с качествами, которые написала группа, и проранжировать их по степени значимости, начиная от самой значимой, по мнению группы.
После выполнения задания проводится обсуждение. При обсуждении необходимо обратить внимание на то, какие характеристики у каждого из ребят преобладают – позитивные или негативные; что для каждого из них наиболее значимо; насколько ярко проявляются качества, стоящие по рангу на последних местах, хотел бы подросток избавиться от них или нет.
3. Упражнение «Ищу друга» (15 минут)
Участникам дается задание написать объявление о поиске друга, показав себя в самом выгодном свете, чтобы с ним обязательно захотелось подружиться. Объявления складываются вместе и по очереди зачитываются ведущим. Участники стараются угадать, кто автор объявления. Например: «Ищу друга. Я человек открытый, общительный, лидер по натуре. Люблю делать людям приятное: дарить подарки, устраивать сюрпризы. Всегда приду на помощь в трудную минуту. Обладаю хорошим чувством юмора. Вам будет приятно со мной дружить. Друг, отзовись!».
При обсуждении обращается внимание на поиск и выделение позитивных характеристик.
4. Психогеометрический тест (15 минут)
Участникам предлагается выбрать из предложенных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, по их мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется, согласно методике. Ведущий просит группу разделиться на подгруппы, с учетом выбранных фигур и затем зачитывает характеристики каждой фигуры.
«Треугольники» хорошо уравновешенны, сконцентрированы на «верхушке»: целях, карьере и продвижении вперед. У них сильно проявляются навыки лидерства, они быстро принимают решения и действуют. Часто характеризуются атлетическим сложением и любят соревноваться. Их сильной стороной является политическое маневрирование, они обладают способностью влиять на других. Характерной чертой «треугольников» является стремление управлять и считаться «правыми». Людей этого типа часто больше интересует карьера, чем сама работа, и хотя они способны быстро принимать решения, в этих решениях обычно участвуют в первую очередь их собственные интересы. Они, скорее лидеры команды, чем командные игроки.
«Квадраты» упорно работают, привержены делу. Это самая упорядоченная фигура. Они ориентированы на детали и хорошо организованы, любят иметь дело с фактическими данными и склонны отвергать эмоции. Им нравится, когда их жизнь управляема и предсказуема. Наиболее сильные черты «квадратов» проявляются, когда они следуют четко определенным инструкциям или завершают проекты. Их слабость проявляется в разработке собственных планов. Скажите им, что сделать, и они сделают. «Квадратов» нельзя отнести к тем, кто силен в принятии решений, пока их не вынудят к этому; иногда сопротивляются переменам, пока не соберут все факты и доказательства в поддержку необходимости перемен, да и вообще они чаще предпочитают поддерживать сложившееся положение. «Квадраты» не способны действовать в неупорядоченной обстановке. Их высокоразвитая аналитичность может вызывать ощущение отчужденности и холодности, а любовь к деталям иногда ведет к педантизму.
«Круги» дружелюбны, заботливы, уравновешенны. Обычно такие люди склонны к коллективизму. Для них важны семья и друзья. Они стремятся угождать и стремятся к тому, чтобы все остались довольны. Они определенно являются командными игроками, которым не нравятся конфликты и которые заботятся о том, чтобы все проходило гладко. Для «кругов» важно поддерживать хорошие отношения. Им от природы свойственно сочувствие, подлинная забота, а способность прислушаться к другим делает их весьма приятными в общении. С другой стороны, иногда «круги» слишком стараются угождать и не умеют говорить «нет». Окружающие часто пользуются или манипулируют ими. «Кругам» не нравится принимать непопулярные решения, вызывать расстройство или конфликт. Временами они затрачивают на других столько времени и энергии, что пренебрегают своими собственными потребностями. А когда что-то не получается, они склонны винить в этом самих себя.
Форма «кривой линии» символизирует творчество. «Загогулины» интуитивны, любят творчество, для них характерно мышление правым полушарием мозга. Они склонны к скачкам в мышлении и к действиям по внезапному вдохновению. Идея и картина в целом интересует их больше, чем подробности. Их увлекают новые концепции, им нравится мыслить в категориях будущего. Они от природы экспрессивны и способны вдохновлять других. Однако «загогулины» часто вносят дезорганизацию и проявляют забывчивость к деталям. Кроме того, иногда другим бывает трудно их понимать из-за скачкообразности мышления и неупорядоченности, вызывающих раздражение у представителей других форм. «Загогулина» не способна хорошо функционировать в жестко упорядоченной обстановке.
«Прямоугольникам» свойственна некая текучесть. Они находятся во временном состоянии – в процессе жизненных реформ; исследуют свою текущую ситуацию или ищут что-то новое. «Прямоугольники» обучаются и растут, их возбуждает перспектива предстоящих изменений в жизни. Они открыты новым идеям и опыту, однако временами слишком легко соблазняются любыми новыми веяниями. «Прямоугольники» часто проявляют непоследовательность и путаность; иногда создается впечатление, что их личность меняется день ото дня, а поведение кажется совершенно непредсказуемым. К тому же они склонны к эмоциональным всплескам.
5. Упражнение «Шаг за шагом» (15-20минут)
Участники коллективно выбирают какую-либо профессию (например, продавца, врача и т.д.), а затем друг за другом описывают рабочий день этого специалиста. Можно описать шаг за шагом день или всю карьеру, как рядового специалиста, так и выдающегося в той или иной деятельности.
Например, первый участник описывает начало рабочего дня, последний – его завершение. Игра должна проходить динамично. Во время обсуждения необходимо обратить внимание на требования к профессии, на ее плюсы и минусы, на личностные качества, которые актуальны для данной профессии.
Если позволяет время, то можно провести данное упражнение несколько раз, выбирая разные профессии.
6. Завершение. Упражнение «Корзина пожеланий» (5минут).
Все участники желают друг другу что-то приятное и «бросают» свои пожелания в «корзину». Затем пожелания зачитываются.
Юлия ЕРМАК,
психолог