Программа развивающего занятия для старшеклассников
Цель: развитие коммуникативных навыков обучающихся 9-11 классов.
Задачи:
Количество участников: 6-12 человек.
Необходимые материалы: листы бумаги, карточки с напечатанными на них названиями эмоций, ручки или карандаши.
Продолжительность занятия: 60-70 минут.
Примечание: программу развивающего занятия можно использовать для большего количества участников (до 20 человек), при условии увеличения продолжительности занятия.
Процедура проведения
Вступление ведущего: «Проблема общения традиционно находится в центре внимания социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Общение – это чрезвычайно сложный и тонкий процесс, которому каждый из нас учится в ходе всей своей жизни, приобретая определенный опыт. Человек без общения не может полноценно жить среди людей, развиваться и творить.
Независимо от выбранной профессии для каждого человека важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, выслушать собеседника, чтобы прийти к взаимопониманию».
Цель: осознание важности интонаций в коммуникации.
Время: 15 минут.
Материалы и оборудование: карточки с напечатанными на них названиями эмоций.
Процедура проведения. Ведущий раздает карточки, на которых написаны названия эмоций. Задача участников – показать их другим участникам, сказав слово «здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальным участникам необходимо определить, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Затем ведущий перемешивает карточки и еще раз раздает участникам упражнения с новой задачей – прочитать короткий стишок «Уронили мишку на пол» (или любой другой) с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке.
Список эмоций:
Рефлексия:
Насколько легко вам удавалось угадать эмоцию по интонациям?
Были ли у вас трудности в озвучивании той интонации, которая была написана на карточке? Если да, то какие именно?
Всегда ли в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Информационный блок
Ведущий: «Существуют определенные правила общения. Обращаться к человеку необходимо таким образом, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд, улыбка и весь ваш облик располагали в вашу пользу».
Цель: анализ помех, возникающих в общении.
Время: 15-20минут.
Материалы и оборудование: бумага, ручки.
Процедура проведения. Ведущий раздает участникам чистые листы и дает следующую инструкцию: «Напишите на листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается ваша основная проблема в общении?». Листки не подписываются, сворачиваются и складываются в одном месте.
Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.
Информационный блок
Ведущий: «Главную роль в общении играет речь. В процессе общения важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство.
Важнейшая составляющая процесса общения – это умение слушать. Когда человек внимательно слушает собеседника, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица – обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним».
Цель: ознакомление участников группы с приемами слушания.
Время: 20-25 минут.
Материалы и оборудование: бумага, ручки.
Процедура проведения. Участники группы сидят в кругу.
Ведущий: «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте удобнее и медленно закройте глаза…
Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия, с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.
А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи…
Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это…
А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.
Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. В группах каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникли во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное.
Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».
После завершения этой работы участникам предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями:
Информационный блок
Ведущий: «Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным. Слушание бывает пассивным и активным.
При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь, поэтому психологи рекомендуют в процессе общения использовать приемы активного слушания.
К ним относятся:
Это далеко не все приемы активного слушания, но для начала рекомендуется начать с внедрения нескольких вариантов приемов, чтобы сохранить естественность в общении. А затем, по мере приобретения персонального опыта применения данных приемов, можно расширять личный набор приемов, подходящих конкретно для вас.
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения.
Умение слушать и быть услышанным является важным качеством не только в повседневной жизни, но и в любой профессии. Особенно важно обладать данным навыком в профессиях, связанных с интенсивным общением и взаимодействием с другими людьми (профессии сферы «человек-человек»).
Цель: завершение работы над темой занятия.
Время: 5-10 минут.
Процедура проведения
Ведущий: «Итак, давайте подведем итоги…
Какова роль общения для вас на данном этапе жизни?
Какие трудности в общении для вас все еще кажутся не разрешимыми? (можно предложить написать анонимно на листках и использовать данный материал, как диагностический срез для дальнейшей разработки коррекционного развивающего занятия).
Связана ли ваша будущая профессия с непосредственным общением с другими людьми? (вопрос для тех, кто выбрал профессию).
В какой помощи вы нуждаетесь со стороны педагогов?»
Сегодня мы все плодотворно поработали и заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».
Надежда ЕРМАЛОВИЧ,
директор ГУО «Горковская средняя школа»