
Цель: создание условий для воспитания у учащихся ценностного, бережливого отношения к хлебу как важному продукту человеческого труда, интереса к профессиям, связанным с производством хлеба.
Задачи:
познакомить с профессиями, связанными с производством хлеба, с последовательностью процесса изготовления хлеба;
развивать творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности учащихся;
сформировать убеждение в ценности хлеба как главного продукта человеческого труда, привить правила бережного отношения к хлебу, воспитывать уважение к представителям профессий, занятым в производстве хлеба.
Учащиеся 4-6 классов делятся на творческие группы. В состав групп входят и педагоги. Общее руководство осуществляет педагог-организатор. Каждая группа получает определенное задание:
(Звучит фонограмма песни «Пшеница золотая», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера. Зрители занимают места в актовом зале. Постепенно фонограмма затихает. Включаются праздничные позывные. Выходит Чтец.)
Чтец (читает стихотворение В.Орлова):
– Каравай земли и неба
На твоем столе.
Ничего вкуснее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля.
И на хлебном колосочке
Держится земля.
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно родина, бессмертен
Хлебный колосок.
Ведущий:
– Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о хлебе. О хлебе, который каждый день видим на своем столе. Он является основным продуктом, который употребляет каждый из нас. Его душистый, неповторимый вкус и аромат не спутаешь ни с чем. Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, словно одухотворенный верой поколений в его животворящую силу. Румяный, пышущий солнечной и земной энергией. Хлеб всегда считался символом благополучия и достатка. Чем богаче урожай хлеба, тем богаче наша страна. Мало зернышко, грамма не весит. А взрастить его всенародные силы нужны.
Чтец (читает стихотворение Я.Акима):
– Положит в землю человек зерно,
Прольется дождь – зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Ведущий:
– Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук. (В.Данько)
Издавна профессия хлебороба является одной из самых уважаемых и почетных. Ведь чтобы вырастить хлеб, надо любить родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. Хлеборобы – это агрономы, трактористы, комбайнеры, водители, тестоводы, пекари. Послушайте об этих профессиях.
Ученик:
– Агроном выбирает подходящие сельскохозяйственные культуры для посева с учетом экологических и географических особенностей местности. Он наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает их подкормку и защиту. Агроном планирует, когда сеять и убирать урожай, управляет другими работниками на полях.
Ученик:
– Тракторист – водитель трактора. Весной и осенью трактор пашет, культивирует бескрайнее поле, сеет. Участвует он и в прополке посевов.
Чтец (читает стихотворение П.Синявского):
– Весна звенит ручьями,
Стрекочет, как будильник,
И зиму выключает,
Как будто холодильник.
Запели дружным хором
Под яркими лучами
Басистые моторы
Под звонкими плугами.
И вот под снегом талым
Распахнуты поля.
Платком пуховым стала
Широкая земля.
И вслед за тракторами
Старается весна,
Чтоб стали колосками
Ржаные семена.
(Вокальная группа исполняет песню «Расти, колосок», слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).
Ученик:
– Комбайнер участвует в сборе урожая хлебных культур. Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, которая косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно в открытый кузов грузовика. И днем, и ночью идет работа, пока хлеборобы не уберут весь урожай. Во время уборки комбайнеры становятся настоящими героями. Ведь в их руках – судьба урожая.
Чтец (читает стихотворение В.Воронько):
– Вот и лето пролетело,
Тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела,
Наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят
Взад-вперед из края в край.
Жнут-молотят, жнут-молотят,
Убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла.
К ночи ржи как не бывало.
Только село солнышко,
Опустело полюшко.
(На экране демонстрируется видеосюжет «Уборочная страда. Хлеб-2020»).
Ведущий:
– У нас в гостях известный хлебороб, передовой комбайнер (объявляет гостя и предоставляет ему слово).
(Выступление передового комбайнера: о важности его профессии, успехах и радостях своего труда. По окончании выступления ведущий благодарит гостя. Дети вручают цветы.)
Чтец (читает стихотворение П.Синявского):
– Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука.
По воле электричества.
Вот почти космический
Контейнер металлический.
Уж сюда наверняка
Помещается мука.
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.
Ученик:
– С того времени как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему остается уважаемой и востребованной. Пекарь выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. На крупных предприятиях производством теста занимается тестовод. Он строго по технологии готовит из муки тесто и управляет тестомесительными установками.
Чтец (читает стихотворение А.Гришина):
– Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам, умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
(Вокальная группа исполняет песню «Сказочный завод», слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).
Чтецы (групповое чтение стихотворения И.Токмаковой):
1. Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Вместе: Мы говорим: «Хлеб!»
2. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Вместе: Мы говорим: «Хлеб!»
3. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Вместе: Мы говорим: «Хлеб!»
1. Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Вместе: Мы говорим: «Хлеб!»
2. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Вместе: Свежий Хлеб!
(Инсценировка по рассказу И.Ревю «Хлеб». Действующие лица: Тимоша, Хлеб.)
Тимоша:
– Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растет, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя и твоих братьев-сестер – Булочек, Батонов, Караваев – я там не встречал. А я внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?
Хлеб:
– Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое да дожди щедрые. А вырос я из маленького Зернышка. Был я сначала Росточком маленьким, потом Колосом золотым. Хлеборобы меня и еще тысячи таких Колосьев с налитыми Зернами собрали, обмолотили да на мельницу свезли. Из Зерен муку сделали, а уж из муки и Хлеб испекли.
Тимоша:
– Каким же долгим путем ты шел, Хлебушко, прежде чем попасть на стол! Я впредь еще бережнее с Хлебом обращаться буду. Хлеб дается большим трудом. И этот труд мы должны ценить.
Чтец (читает стихотворение С.Погореловского):
– Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Вот он, Хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Ведущий:
– Хлеб – всему голова. Издавна живут эти слова в народе. По давнему обычаю хлебом-солью встречают почетных и дорогих гостей. Хлеб – это главное, без чего нельзя представить могущества государства. Беря в руки кусочек хлеба, помните, что цена его – большой человеческий труд. С давних времен хлеб для нашего народа является святыней. Хлеб помог народу выстоять, выжить в годы Великой Отечественной войны и победить. Сто двадцать пять граммов хлеба в сутки, крошечный, почти невесомый ломтик, спасал людей в блокадном Ленинграде. Хлеб – символ жизни и добра.
Чтец (читает стихотворение О.Стратонович):
– Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен.
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд обычных хлеб стоит
В почете, посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека.
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей:
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Ведущий:
– Друзья, давайте выработаем правила бережного отношения к хлебу.
(Дети высказывают свое мнение. В итоге получаются следующие правила. Их зачитывает Ведущий.)
– Береги Хлеб – продукт труда многих людей.
– Всегда бери Хлеба столько, сколько сможешь съесть.
– Не оставляй недоеденных кусков.
– Никогда не бросай Хлеб.
– Подними брошенный кусок, отдай птицам, животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали труд человека.
Чтец (читает стихотворение К.Кулиева):
– Солнце греет землю, красит небо,
Подступает к окнам белый сад.
Книги рядом с караваем хлеба
В доме на столе моем лежат.
Хлеб и книга. Скрыты в них недаром
Кровь и сок земли, где мы живем.
Их сжигало пламя в век пожаров,
Все владыки шли на них с мечом.
Хлеб и книга, вечные от века,
На столе лежат передо мной,
Подтверждая мудрость человека,
Бесконечность щедрости земной.
(Вокальная группа исполняет песню «Наш хлеб», слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).
Ведущий:
– Друзья, запомните: именно хлебом, умением дорожить им и делиться выверяется душевная щедрость человека. А теперь предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
– Кто такие хлеборобы?
– Назовите профессии, связанные с производством хлеба.
– Почему хлеб нужно беречь?
– Вы идете по улице и видите, что мальчик бросил кусочек булки. Как вы поступите?
– Объясните смысл пословицы: «Не в пору и обед, коли хлеба нет».
– Отгадайте загадку: «На соломинке дом, сто ребяток в нем».
Правильно, это колос. При выходе из зала вы увидите рисунок с названием «Золотой колосок». А рядом лежат зернышки. Возьмите зернышко, напишите на нем свои пожелания, впечатления; основные мысли, выводы после нашего занятия и прикрепите зернышки так, чтобы получился колосок. Получится Золотой колосок с вашими золотыми словами.
(Звучит фонограмма песни «Пшеница золотая», слова М.Исаковского, музыка М.Блантера. Зрители выходят из актового зала и прикрепляют зернышки. Содержание оставленных записей на зернышках: «Хлеб – это мир», «Берегите хлеб! Не бросайте хлеб», «Хлеб – богатство. Цените хлеб», «Много людей создают хлеб. Хлеб – это большой труд», «Берите хлеба в меру», «Из маленького зернышка – большой хлеб», «Хлеб – главный продукт на столе», «Хлеб всегда в почете», «В школьной столовой берегите хлеб», «Нельзя играть с хлебом», «Хлеб – жизнь. Хлеб спасал людей от голода», «Выращивать хлеб почетно. Ценить хлеб – ценить труд».
Вера МИТЬКО,
педагог-организатор
ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат»