
(сценарий классного часа для учащихся начальной школы)
Цель: расширение кругозора учащихся в области сельскохозяйственных профессий, повышение престижа данной категории профессий.
Задачи:
сформировать представление об особенностях профессиональной деятельности некоторых профессий;
вызвать интерес к различным профессиям; развивать речь, мышление, внимание;
воспитывать уважение к людям труда, понимание его роли в жизни человека и общества, способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Ход классного часа
Вступление
– Ребята, посмотрите, какой красивый наш агрогородок Новый Быхов, сколько зелени его окружает. И с каждым годом он становится все краше и краше. А сколько людей с полезными и необходимыми профессиями живут в нашем агрогородке! Сегодня мы поговорим о различных профессиях нашего агрогородка, расскажем о важном труде, который выполняют представители разных профессий.
Игра «Загадки-складки».
– Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет… (врач).
2. Я за компьютером сижу,
Счета, балансы подвожу.
Во всех конторах там и тут.
Меня … (бухгалтером) зовут.
3. Знает точно детвора,
Кормят вкусно… (повара).
4. Под весенний птичий свист
Пашет землю… (тракторист).
5. Чтоб амбар наш был с зерном,
Нужен в поле… (агроном).
6. В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведет…. (комбайнер).
7. Груши, яблони, крыжовник,
Посадил в саду… (садовник).
8. Очень тщательный уход
За животными ведет:
За коровами – … (доярка),
А за свинками – …(свинарка).
9. Хочешь свежих помидоров –
Загляни на огород:
С недостатком витаминов
Справится… (овощевод).
10. Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам… (продавцы).
11. С сумкой тяжелой обходит район,
Письма нам в ящик кладет… (почтальон).
– Молодцы, ребята. Вы отгадали многие профессии нашего агрогородка. Но это крошечная часть всех существующих на земле профессий. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
Путешествие по станциям профессий
– Сегодня мы совершим путешествие по станциям некоторых профессий. Итак, отправляемся в путь!
Станция №1 «Быть земледельцем – высокая честь!»
– Кто самый главный человек в агрогородке? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном.
Упрятав челку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони на руле.
– Сельское хозяйство – это производство, насыщенное машинами, орудиями, установками. Могучая техника доверена сельским механизаторам. Ни одной борозды не проводится в поле без участия машин, а значит, и механизаторов. Ни одно семя, клубень не кладется в почву без них, почти все операции по выращиванию, уборке и переработке выполняют механизаторы.
Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий в процессе производства продукции не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов.
Земля живет своими законами. Она – как живое существо – может болеть, мучиться от жажды и иметь свой характер. Труд земледельца и состоит в том, чтобы распознать этот характер, раскрыть все тайны земли. И тут ему потребуются терпение, знания, опыт и талант. Нелегок и необычен труд земледельца, интересна и своеобразна его жизнь. Работу не разложишь поровну на каждый день, ее не измеришь ни светом дня, ни усталостью. Но как красива земля, к которой человек приложил и ум свой и сердце, как прекрасен в труде он сам!
Странное чудище, урча, ползет по полю. И это чудище, выполняя команды тракториста, оставляет за собой широкие черные полосы на желтом фоне стерни. За день на глазах меняется облик десятков гектаров земли. Напрягаются мускулы человека и механизмы машин. И наступит день, когда на вспаханном поле созреет хлеб, который нужно убрать, не потеряв ни зернышка! Тот, кто выбирает профессию механизатора, должен обязательно любить и понимать землю. Ему нужно знать не только разнообразную технику, но и основы земледелия, агрохимии, чтобы со знанием дела подходить к обработке почвы и заделке семян, знать нормы внесения удобрений, и точно выбирать сроки работ, так как малейшее отклонение – и снижается качество урожая. Ведь итог мастерства механизатора ценится по количеству собранного зерна.
Выбирать профессию механизатора нужно по душе и по призванию. Быть земледельцем – высокая честь!
Станция №2 «Агроном»
– Агроном растит пшеницу,
Собирает урожай.
Будет хлебушек в столице,
Ароматный каравай.
– Кто же стоит у руля посевной и уборочной рядом с механизатором? Очень важная личность на селе – агроном. Именно от него зависит качество посадочного материала и урожайность. Давайте послушаем об этом рассказ.
Агроном – самая распространенная профессия среди растениеводов. Вся его деятельность основывается на знаниях биологии и агрономии. В агрономическом «царстве» каждое дело как будто связано с обыденными вещами, окружающими нас – полями, лесами, почвой. Но сколько еще неизведанного, примечательного в жизни культурных растений, сколько еще неоткрытых тайн в почве. Агроном должен быть наблюдательным, замечать и учитывать в своей работе происходящие в природе изменения.
Станция №3 «Ветеринар»
–Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом!
Но не детским,
А кошачьим!
Детям больно –
Мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий – он ничей!
– Основная направленность профессии ветеринара – лечение животных, борьба с заболеваниями животных, граничащими с человеческими недугами. В сельском хозяйстве специалист такого профиля предотвращает нарушения в применении различных химических веществ, которые, попадая в пищу животных, могут накапливаться и в конечном итоге стать источником загрязнения продуктов питания. Также непосредственно ветеринар осуществляет санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов.
Станция №4 «Доярка»
– Чтобы узнать, о какой профессии мы дальше будем говорить, вам придется отгадать загадку.
Много ей работать нужно
И работать с огоньком,
Чтоб была у нас на ужин
Каша с маслом, с молоком. Отгадайте, кто это? (доярка.)
– Слово доярка пришло к нам из древней Индии. Означает оно «нянечка», «кормилица». Хорошее и верное это слово. Не догадайся женщина еще в незапамятные времена доить коз и коров, буйволиц и овец – не стояли бы на нашем столе масло, сыр, творог. Не стояла бы на столе и кружка с молоком.
…Спит наш агрогородок. Раннее утро. Тишина. Но вот засветилось разом несколько окошек. Скрипнули двери. Зазвенели на улице голоса. Это доярки спешат на дойку. Они встают первыми.
Много забот у доярок. Надо почистить и напоить коров, три раза в день подоить. Нужна большая сноровка, наблюдательность, ведь у каждой буренки свой нрав, свой аппетит.
Тысячелетиями доили коров вручную, присев на корточки или на колени. В конце работы руки немели, будто перетащили сотни килограммов груза. Теперь на помощь доярке пришли механизмы: автопоилки, автокормушки и даже электрические доильные машины
Станция №5 «Профессия моих родителей»
Учащиеся рассказывают о профессиях своих родителей.
Подведение итогов занятия
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами многое узнали, многое открыли для себя, и пришли к выводу – на селе все профессии важны.
Ребята, вы еще пока ученики и не можете трудиться. В чем заключается ваш основной труд? Верно, учеба и приобретение прочных знаний – ваша главная работа. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.
Рефлексия
– Ребята, у вас есть листочки. Я предлагаю написать на них, кем вы хотите быть и наклеить свой листочек на наше дерево желаний, озвучивая свою мечту.
Хочется поблагодарить людей разных профессий за их самоотверженный труд, за их преданность делу, за то, что они дарят нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Спасибо всем за активную работу!
Анатолий ОСКИРКО,
учитель начальных классов
ГУО «Новобыховский УПК д/с-СШ»