Уважаемые мамы и папы, вы не заметили, как выросли ваши дети? Теперь они старшеклассники, которые уже стоят на пороге окончания школы, и ближайший учебный год закончится для них выпускными экзаменами. Остаются считанные месяцы, чтобы принять одно из важнейших в своей жизни решений, – выбрать профессию и учебное заведение.
Выбор профессии – ответственный и трудный момент в жизни подростка. Сейчас ваш ребенок особенно нуждается в вашем внимании, помощи и поддержке.
Мы понимаем вашу обеспокоенность и обращаем внимание на то, как не превратить в затяжной стресс для всех членов семьи естественный процесс выбора профессии, а также как из благих побуждений не создать серьезные трудности в профессиональном самоопределении своего ребенка.
Процесс самоопределения зависит от процесса воспитания в семье. Рассмотрим несколько вариантов процесса воспитания и его последствий, негативно сказывающихся на выборе профессии в подростковом возрасте.
Ситуация 1
Родители излишне опекают, балуют ребенка, удовлетворяя любые его потребности, постоянно идут у него на поводу. Такой тип воспитания психологи называют потворствующей гиперпротекцией. Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
Ребенок в такой семье растет инфантильным, капризным и зависимым. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими.
Поэтому к моменту, когда необходимо выбирать профессию, ребенок обычно не готов принимать ответственные и взвешенные решения. Родители ожидают от своего чада успешной учебы и профессиональной карьеры, а подросток не прилагает каких-либо усилий для достижения цели. Он, как правило, не знает своих реальных способностей и возможностей, ведь все и всегда за него делали родители.
Ситуация 2
Родители чрезмерно опекают ребенка, осуществляют мелочный контроль за каждым шагом, что вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. В данном случае речь идет о доминирующей гиперпротекции. Как правило, на поведение ребенка в такой семье накладывается необоснованно много ограничений и запретов. Все решения за ребенка принимают родители. Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте, разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.
В зависимости от врожденного темперамента ребенок в таких условиях формируется либо как полностью пассивный, либо как бунтующий нигилист, который на все предложения говорит «нет». И в том и в другом случае старшеклассник будет плохо понимать свои реальные интересы и возможности, он не сможет самостоятельно сделать выбор.
В ситуации профессионального самоопределения сознательно или неосознанно он будет ждать, когда родители, как всегда, сделают выбор за него, а дальше, скорее всего, пассивный ребенок согласится с мнением родителей, а бунтарь выберет что-то противоположное тому, что от него ожидается.
Ситуация 3
Родители строят большие планы на будущее своего ребенка, питают большие надежды в отношении его успехов, способностей и талантов, предъявляя к своему чаду неразумно высокие требования. Они лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого. Этот тип нарушения процесса воспитания в психологии называют «повышенная моральная ответственность».
Ребенок в такой семье начинает и сам предъявлять очень высокие требования к себе, а поскольку они часто расходятся с его реальными возрастными возможностями, это приводит к невротизации. Такой ребенок очень болезненно переживает любые неудачи, боится сделать даже незначительную ошибку. Он прикладывает большие усилия для того, чтобы соответствовать ожиданиям семьи, часто не успевая восстанавливать силы, что может отражаться на его здоровье.
К ситуации выбора профессии такой старшеклассник подойдет очень ответственно, но ему может помешать неуверенность в себе. Возможно, он будет испытывать трудности в осознании своих собственных интересов и желаний в отличие от желаний его родителей. Выбор вариантов, которые соответствуют его возможностям, также может представлять для него серьезную проблему. Для такого подростка есть опасность сбоев и срывов в процессе подготовки и сдачи экзаменов, а также при дальнейшем обучении.
Ситуация 4
Ребенок, испытывающий «эмоциональное отвержение» в своей семье, не получает достаточного внимания, помощи от своих родителей, но легко получает от них наказание за любую незначительную провинность. При этом виде воспитания подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее. Ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее.
Мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания, ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
Бывает, что к моменту профессионального выбора родители всерьез обеспокоены будущим своего ребенка и готовы ему помогать, но, к сожалению, контакт с ним к этому времени уже потерян.
Всегда самостоятельно пытаясь преодолевать все трудности, ребенок из такой семьи и при выборе профессии остается со своими проблемами один на один. В момент завершения школьного обучения он, скорее всего, испытает сильную тревогу, поскольку опереться ему не на кого, он не ждет от своей семьи ни помощи, ни поддержки. Недостаток опыта, информации, знаний и неуверенность в себе будут серьезными препятствиями для его успешного профессионального выбора.
Ситуация 5
Противоречивое воспитание. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порой противоречивые требования. При этом они конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера.
Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.
Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у детей. Это порождает непоследовательность поведения, лживость, неуверенность.
Как правило, ребенок из такой семьи не способен самостоятельно принять решение, связанное с выбором профессии. Он постоянно колеблется, часто меняет мнение.
Ситуация 6
Воспитание в гармоничной семье было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Родители любят ребенка, проникаются его интересами, стараются относиться к нему ровно и справедливо. Они заботятся о проявлении инициативы ребенком, если ребенок находится в сложной безвыходной ситуации – помогают. Родители – эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье – демократический. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети хорошо понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства, адекватной самооценкой. Голос ребенка учитывается при решении ряда определенных проблем, в том числе и в вопросах профессионального самоопределения.
Можно смело сказать, что гармоничная семья будет способствовать адекватному профессиональному самоопределению подростка в соответствии с его желаниями, интересами и способностями.
Что можно сделать для оказания помощи детям в их самоопределении?
Процесс самоопределения предполагает именно сопровождение самостоятельных действий ребенка по выбору направлений собственной самореализации и способов ее осуществления. Задача родителей – дать возможность узнать, попробовать, а также обсудить, подсказать, поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.
И самое главное – помочь построить и сохранить позитивную самооценку, стремление к самореализации, поддержать стремление к самостоятельности и ответственности за собственные жизненные выборы.
Если ваш ребенок мало знает о вашей работе, постарайтесь показать ему ваше рабочее место и расскажите о ваших профессиональных обязанностях, а также помогите познакомиться с профессиями родственников и друзей.