КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Представляем факультет
    • »
    • Приборостроительный факультет Белорусского национального технического университета

    Приборостроительный факультет Белорусского национального технического университета

    Александр МАЛЯРЕВИЧ

    Александр МАЛЯРЕВИЧ

    Приборостроительный факультет БНТУ имеет более чем тридцатилетнюю историю. Сегодня он является одним из ведущих в БНТУ по числу высококвалифицированных преподавателей, научному потенциалу, развитию материально-технической базы. О специальностях, особенностях и преимуществах обу­чения на факультете расскажет декан факультета Александр Михайлович МАЛЯРЕВИЧ.

    – Александр Михайлович, какими специальностями представлен факультет? Какие квалификации присваиваются выпускникам?
    – На приборостроительный факультет осуществляется набор абитуриентов по 11 специальностям:

    • «Механические и электромеханические приборы и аппараты», специализации: «Контрольно-измерительные приборы и системы», «Бытовые машины, приборы и аппаратура», квалификация «инженер-электромеханик»;
    • «Оптико-электронные и лазерные приборы и системы», специализации: «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы», «Лазерные системы и технологии», «Светотехника и источники света», квалификация «инженер»;
    • «Микро- и наносистемная техника», специализации: «Микросистемная техника», «Наноэлектромеханические системы и машины», «Сенсорные микросистемы», квалификация «инженер-электромеханик»;
    • «Информационно-измерительная техника», квалификация «инженер-электроник»;
    • «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», квалификация «инженер-электромеханик»;
    • «Техническое обеспечение безо­пасности», специализация «Приборы и системы охранной сигнализации и безопасности», квалификация «инженер-электромеханик»;
    • «Технология материалов и компонентов электронной техники», специализации: «Технология твердотельных компонентов электронной техники», «Технология компонентов нано- и микросистемной техники», квалификация «инженер-технолог»;
    • «Технология и оборудование ювелирного производства», специализация «Технология и оборудование ювелирных изделий», квалификация «инженер»;
    • «Метрология, стандартизация и сертификация», специализации «Метрология и метрологические обеспечение», «Стандартизация и информационное обеспечение», «Сертификация и управление качеством», квалификация «инженер»;
    • «Методы и приборы контроля качества и диагностики состояния объектов», специализация «Неразрушающий контроль материалов и изделий», квалификация «инженер»;
    • «Экономика и организация производства», направление «Приборостроение», квалификация «инженер-экономист».

     

    – На какие особенности специальностей ориентироваться абитуриенту?
    – Основными направлениями подготовки специалистов по специальности «Механические и электромеханические приборы и аппараты» являются проектирование, производство и эксплуатация приборов, предназначенных для измерения линейных, угловых, тепловых величин, сил, массы, температуры, расхода вещества, временных параметров, а также приборов и машин для хранения и переработки продуктов, ухода за одеждой и уборки помещений (холодильники, стиральные машины, кухонные комбайны и др.).
    Основное внимание при подготовке специалистов по специальности «Оптико-электронные и лазерные приборы и системы» уделяется вопросам конструирования оптических и лазерных приборов, методам расчета оптических систем, технологии оптического производства, проектированию оптико-электронных и лазерных приборов, а также их использованию в современных технологиях, включая технологии обработки информации, получения новых оптических и лазерных материалов, создания новых источников света.
    Специальность «Микро- и нано­системная техника» обеспечивает подготовку специалистов в области микро- и наносистемных технологий. Профессиональная деятельность специалистов связана с разработкой технологий изготовления, методов расчета, конструирования и диагностики микроэлектромеханических и наноэлектромеханических систем, нанообъектов и наноструктурных материалов, метрологического обеспечения измерений на наноуровне и определения свойств материалов и компонентов в наномасштабе.
    Студенты специальности «Информационно-измерительная техника» изучают схемотехнику, теорию и практику измерений электрических и неэлектрических величин средствами электронной техники, языки программирования, современную элементную базу программируемых устройств, включая микроконтроллеры и программируемые логические интегральные схемы.
    Специальность «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» направлена на подготовку специалистов для работы на предприятиях, занимающихся разработкой и изготовлением медицинской техники, в лечебно-диагностических медицинских учреждениях, в том числе онкологических, научно-исследовательских институтах медико-биологического направления. Большое внимание уделяется вопросам конструирования медицинских приборов, аппаратов и систем замены утраченных органов, специализированных тренажеров для лечения и реабилитации инвалидов и технологии их изготовления.
    При обучении студентов по специальности «Техническое обеспечение безопасности» особое внимание обращается на современные знания в области сенсорной техники, средств коммуникации, программного обеспечения. Ребята изучают устройства, системы и комплексы, связанные с обеспечением безопасности материальных объектов, процессы их разработки, производства и эксплуатации. Выпускники умеют определять угрозы и риски для объектов охраны, анализировать их, а также реализовывать монтаж, наладку, испытания, ремонт и техническое обслуживание систем обеспечения безопасности объектов, включая системы тревожной сигнализации, пожарной автоматики, охранного телевидения, контроля и управления доступом.
    Специальность «Технология материалов и компонентов электронной техники» обеспечивает подготовку специалистов в области электронного приборостроения для научно-исследовательской, производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности в организациях и на предприятиях микроэлектронной и электронной техники.
    Выпускники специальности «Технология и оборудование ювелирного производства» получают фундаментальную подготовку по технологии и оборудованию для прецизионной и художественно-декоративной обработки материалов, включая драгоценные металлы и камни. Получив диплом, они могут работать на предприятиях, которые выпускают ювелирные изделия, в подразделениях, которые обеспечивают разработку технологических процессов, оснастки, инструмента и средств автоматизации при изготовлении изделий из драгоценных, цветных металлов и сплавов, а также трудиться в качестве технологов, дизайнеров, конструкторов в отделах внешних оформлений, на инструментальных производствах приборостроительных предприятий, в ювелирных мастерских, в худфондах творческих союзов, а также в службах, ведающих учетом и сохранностью драгоценных металлов и камней.
    Студенты, осваивающие специальность «Метрология, стандартизация и сертификация», в процессе обу­чения получают базовое техническое и специальное образование, углубленные знания иностранных языков, информационных технологий, получают опыт работы по специальности на промышленных предприятиях. Востребованность таких кадров обусловлена несколькими факторами. Во-первых, законодательство страны требует наличия в любой организации служб метрологии, стандартизации, сертификации. Во-вторых, производство продукции в обязательном порядке должно сопровождаться процессами контроля, измерений, испытаний, технического нормирования, стандартизации и сертификации.
    Дисциплины специальности «Методы и приборы контроля качества и диагностики состояния объектов» направлены на глубокое изу­чение теории физических полей, источников и приемников излучений, конструирования узлов в приборах и системах неразрушающего контроля, обработки и передачи сигналов, физических методов контроля. Такие специалисты могут работать на предприятиях в отделах и лабораториях неразрушающего контроля, технической диагностики, технического надзора, службах контроля качества предприятий во всех отраслях народного хозяйства.
    В процессе обучения по специальности «Экономика и организация производства» студенты приобретают знания в области организации производственных и логистических процессов, финансов предприятия, бухгалтерского учета и анализа, маркетинга и менеджмента, стратегического и текущего планирования хозяйственной деятельности предприятия. Выпускники владеют глубокими инженерными и экономическими знаниями, способны работать на предприятиях не только в области оптико-электронного, электронного и электромеханического приборостроения, но и в других сферах народного хозяйства нашей страны.

    В лаборатории конструирования и производства приборов

    – Где проходят лабораторные занятия?
    – На факультете присутствует вся лабораторная база, которая необходима для освоения практических навыков. Лабораторные занятия проходят в специально оборудованных лабораториях, которые сформированы на наших кафедрах. Есть как общие лаборатории, например, физики или химии, так и специализированные, оборудованные согласно той специальности, по которой проходит обучение. К примеру, студенты специальности «Оптико-электронные и лазерные приборы и системы» занимаются в лабораториях, где установлена лазерная и оптико-электронная техника и проводятся оптические измерения.

    В лаборатории кафедры информационно-
    измерительной техники и технологии

    Практическое занятие в лаборатории метрологии

    У стенда в лаборатории автоматики

    – Как организована летняя прак­тика студентов?
    – У технических специальностей практика организована следующим образом. После первого же курса в цехах университета студентов ждет станочная практика, в ходе которой они учатся работать на основных станках. Остальные практики –конструкторская, технологическая и преддипломная – проходят на предприятиях после третьего и четвертого курсов и девятого семестра пятого курса соответственно.
    Кроме того, студенты имеют возможность осваивать практические навыки на протяжении всего учебного года. Помимо основных занятий, студенты в течение определенного времени занимаются в цехах, учатся работать на станках.

    – Существует ли на факультете такая форма работы со студентами, в ходе которой их обучают работники конкретных предприятий и организаций?
    – Именно так мы и строим наш процесс обучения. В числе наших преподавателей есть много специалистов, которые на постоянной основе трудятся на каком-нибудь предприятии или организации, а у нас работают по совместительству. Такие специалисты читают студентам определенные курсы, связанные с их практической и трудовой деятельностью. К примеру, студентам специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» преподают медики, которые работают в профилированных или реабилитационных центрах. И так формируется обучение по каждой из наших специальностей.

    – Расскажите, как проходит распределение. Куда могут трудоустроиться выпускники факультета?
    – На одного выпускника ежегодно приходит в среднем 2,5 заявки от предприятий и организаций страны. Это гарантирует каждому выпускнику первое рабочее место в наиболее успешных и престижных организациях и предприятиях (в том числе совместных, иностранных и частных), которые относятся главным образом к сфере наукоемких высоких технологий. В их числе ОАО ­«Пеленг», СП «ЦейссБелОМО», РУП «БелГИМ», СООО «Ювелирный завод ­«Зорка», ОАО «Интеграл», ОАО «Атлант», УП «Тетраэдр», ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», концерн «Планар», ПО «Нафтан», ПО «Беларуськалий», МЗКТ, Белтелерадиокомпания, охранные службы, органы МВД и МЧС и многие другие. Также наши выпускники работают в отечественном Парке высоких технологий и в научно-производственных центрах России, Германии, Австрии, Франции, ­Великобритании, Швейцарии, Японии.

    – Насколько на факультете развита научная деятельность?
    – Развитие приборостроительного факультета обусловлено его мощным научно-педагогическим потенциалом. На факультете работают около 140 преподавателей, среди которых около 30 докторов наук и профессоров, в том числе один академик и два члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, и около 80 кандидатов наук, доцентов. Следует отметить, что каждая из шести выпускающих кафедр имеет свое «научное лицо», так как их возглавляют известные белорусские ученые.
    Этим объясняется продуктивная научная работа наших студентов. Некоторые ребята занимаются различными научными вопросами уже со второго, третьего курса. Реальными научными исследованиями занимаются больше половины наших студентов.
    Научные исследования проводятся в двух научно-исследовательских лабораториях (полупроводниковой техники и оптико-электронного оборудования) и Научно-исследовательском центре оптических материалов и технологий, который имеет мировое признание.
    Стоит сказать, что на факультете проводится две международные конференции, в которых участвуют представители примерно из десяти стран. Каждый год в апреле проводится конференция молодых ученых и студентов, а в ноябре – научно-техническая конференция «Приборостроение», так сказать, «сформировавшихся» ученых, но и здесь студенты также могут проявить себя. Кроме этого, студенты могут участвовать в научных конференциях в других городах и странах, и такая активность ребят практикуется и приветствуется.
    В нашем университете есть такая форма поощрения студентов, занимающихся наукой, как награждение дипломами «Активист НИРС». Каждый год такие дипломы получают в среднем 200 выпускников университета. С гордостью хочу отметить, что наш факультет каждый год первый по количеству таких отличившихся ребят.

    – Александр Михайлович, каким ребятам будет интересно учиться на приборостроительном факультете?
    – Хочется обратить внимание, что на факультете студенты получают техническое образование, в связи с чем наши абитуриенты не должны пренебрегать точными науками. Ведь именно на них базируется весь процесс обучения.
    Распространено мнение, что работа в технической сфере скучная и сухая. Однако это совершенно не так, ведь специалист занят творчеством, его работа позволяет ему создавать новое и творить всю свою жизнь.
    Выбирая приборостроительный факультет, вы получаете престижную профессию, современные знания, широчайшее поле для их применения и неограниченные возможности карьерного роста.

    Вера ЖИДОЛОВИЧ

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia