«Кем ты станешь, когда вырастешь?» – вопрос, который задают каждому ребенку. Мы беседуем со взрослыми, которые вспоминают, как отвечали на этот вопрос в детстве. Они рассуждают, как менялись их приоритеты, объясняют, почему поступили в то или иное учебное заведение и освоили свою специальность. Также наши герои рассказывают про свою работу и планах на будущее. Прочитайте их истории, они могут помочь вам понять, как сделать профессиональный выбор.
бухгалтер
В детстве, как и многие мальчишки, я мечтал стать футболистом. После окончания школы получил высшее экономическое образование по специальности бухгалтер-экономист. Работаю в частном PR-агентстве, занимаюсь финансовыми документами, также выполняю некоторые обязанности бухгалтера. Можно сказать, что я работаю по специальности.
Работа и условия труда мне нравятся. Руководство компании, в которой я тружусь, заботится о своем коллективе, предоставляет сотрудникам различные социальные бонусы, что, естественно, не может не радовать. В коллективе царит дружественно-домашняя атмосфера. Минусы незначительны, не вижу смысла их перечислять.
Второе высшее образование получать не хочу, так как и первые пять лет учебы дались с трудом.
Кстати, футболом занимаюсь до сих пор на любительском уровне. Может, я зря не довел это увлечение до профессионального уровня.
декоратор, флорист
Не могу сказать, что мечтала стать специалистом в какой-то определенной области. Познавая людей и мир, мне хотелось попробовать себя во всех профессиях, с какими я только сталкивалась: от учителя до космонавта. Помню, что не могла понять, почему так называемые «мужские» профессии не для меня.
К девятому классу я решила, что хочу связать свою жизнь с языками, поэтому решила поступить в Минский государственный лингвистический университет на факультет английского языка. Спустя пять лет учебы у меня был диплом о высшем образовании.
Так как я получила «свободный» диплом, после учебы я могла найти любое место работы, где требовалось знание английского и французского языков. Я решила, что хочу попробовать себя в преподавании. Как ни странно, но найти работу по специальности оказалось не так уж и легко. После долгих поисков я нашла вакансию учителя английского языка в столичной гимназии.
Преподавание мне очень нравилось, я чувствовала себя в своей тарелке. Но в этой должности я проработала всего лишь год. На то были причины. Как мне кажется, школы еще не готовы понимать и принимать современные методики преподавания.
На данный момент я не работаю по специальности. Все, что связывает меня с языками, – это помощь людям в повышении уровня владения английским и французским в качестве подработки.
Основная работа не связана с моей специальностью. Сейчас я работаю в студии праздничного декора. Мы занимаемся украшением любых торжеств: от свадеб до детских праздников.
Некоторое время назад я окончила курсы флористики. Создаю букеты, оформляю композиции и занимаюсь свадебной флористикой. Совмещать декор и флористику сложно, но очень интересно.
Я очень люблю то, чем занимаюсь. Мне очень нравится создавать красоту и видеть счастливые и восхищенные лица людей.
Считаю, что учиться и пробовать что-то новое никогда не поздно. Мне кажется, что мне недостаточно одного образования для реализации своего потенциала, поэтому думаю получить еще одно. Но я еще не решила, в каком направлении двигаться. Время покажет.
журналист
Честно говоря, я не помню, чтобы у меня в детстве была грандиозная мечта. И взрослые меня не пытали вопросом: «А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».
Всерьез задумываться над будущей профессией я стала примерно в седьмом классе. Тогда я написала свою первую заметку для журнала «Родная прырода». Отправив ее в редакцию, я с нетерпением ждала ответа. Но его так и не последовало. Тогда я не знала, что многие редакции не вступают в переписку с авторами и не сообщают о публикации.
Через пару месяцев ожидания я решила, что журналистика – это не мое. И несколько лет писала только сочинения. Однако в десятом классе я снова изменила свое мнение и записалась в кружок журналистики.
Стоит сказать «спасибо» моим подружкам, которые записались со мной за компанию. Дело в том, что в то время я была невероятно скромной и застенчивой. В это трудно поверить, потому что сейчас я спокойно могу подойти за комментарием даже к министру. А тогда я впадала в ступор даже от того, когда у меня на улице спрашивали «Который час?». Без поддержки подружек я бы вряд ли решилась связать свою жизнь с журналистикой.
Моя вторая заметка отправилась в «Знамя юности», в ней я рассказывала о научно-практической конференции среди школьников, которая проходила в Минском государственном дворце детей и молодежи. Ее опубликовали, а я наконец поверила в свои силы.
Помню, как набралась смелости и вместе с подружкой пошла в редакцию детской газеты «Зорька». Главный редактор Людмила Николаевна Грамович нас очень тепло встретила. Из ее кабинета я вышла окрыленная. Всегда считала, что главные редактора невероятно суровые. После теплого приема я поняла, что все не так страшно, как это рисовало мне мое богатое воображение. Я стала юным корреспондентом «Зорьки». Это был замечательный опыт.
Окончив школу, я поступила в Институт журналистики БГУ, другие вузы даже не рассматривала. Кстати, собирая публикации к поступлению, в библиотечной подшивке «Роднай прыроды» я нашла свою первую заметку, из-за которой столько переживала. Наверное, если бы я тогда узнала о публикации, то мой путь в журналистику начался бы на пару лет раньше.
После первого курса надо было выбирать место для учебно-ознакомительной практики. Я даже не сомневалась, куда идти: конечно же, в «Зорьку». Уже в первый день меня отправили на задание. Необходимо было оперативно подготовить репортаж в номер с пленера около Национальной библиотеки. Даже стыдно вспоминать, что я тогда «понаписывала». Редактору пришлось все переписать. Но это подстегнуло меня лучше стараться, и через четыре месяца меня взяли в штат на полставки.
Вскоре я поняла, что работа дает мне больше, чем учеба на журфаке. Все-таки одно дело, когда тебе рассказывают про пресс-конференцию на паре, и совсем другое, когда ты сам в ней участвуешь. После второго курса я перевелась на заочное отделение и стала работать в «Зорьке» на ставку. Параллельно писала еще и для других изданий.
Считаю, что принятое решение было верным. Если бы была возможность повернуть время вспять, я все равно прошла бы тот же путь: первые годы проучилась бы на очном, а потом перевелась бы на заочное обучение. Все-таки годы на дневном отделении дали мне неплохую теоретическую базу.
Недавно я стала редактором одного из отделов «Зорьки». Работа мне безумно нравится, потому что ни один день не похож на предыдущий. Я летала на воздушном шаре, спускалась в шахту «Беларуськалия», каталась на танке с Аскольдом Запашным… Впечатлений всегда много.
Здорово, что мне часто приходится работать с детьми, ведь именно они – главные герои нашей газеты. Это дарит много позитивных эмоций. Знакомые шутят, что у меня хватает знаний написать книгу о забавных случаях на работе. Кстати, о книгах: я автор пяти книг для детей.
Теперь я сама работаю с юнкорами. Не все ребята в итоге поступают на журфак, но, думаю, каждый из них доволен тем, что когда-то сотрудничал с «Зорькой». Благодаря газете они побывали за кулисами многих шоу, увидели любимых артистов и поговорили со своими кумирами…
Было забавно, когда мне, 20-летней, доверили руководить группой юных журналистов на детском «Евровидении» в Минске. Каждый мой день начинался с общения со службой безопасности. Мои подопечные умудрялись пролазить везде, где нельзя было: даже в гримерки артистов. Как – до сих пор для меня загадка. Одна девочка, которую мне родители охарактеризовали как «очень скромную», практически взяла в заложники Александа Рыбака. Она держала его мертвой хваткой до тех пор, пока я не сделала штук 200 их совместных фото. В это время несколько десятков журналистов просто ждали своей очереди.
Фраза «Я из детской газеты» действует на всех волшебным образом. Однажды я с юнкором пошла на запись передачи, на которую специально прилетела Ани Лорак. Она планировала пробыть в Минске буквально пару часов, поэтому она отказала в интервью всем журналистам. Но когда перед ней появились мы с юнкорами, Ани Лорак сдалась, и «Зорька» получила эксклюзив.
Конечно, есть и минусы. Среди них не очень большая зарплата. Но в моей работе есть много плюсов, которые перекрывают этот минус.
Пока я не вижу смысла получать второе образование. Если бы я планировала сменить сферу деятельности – например, начать писать про экономику, то поступила бы в профильный вуз. Я считаю, что журналисту никогда нельзя прекращать учиться. Стоять на месте в нашей профессии – значит делать шаг назад. Поэтому я часто участвую в различных международных семинарах, образовательных курсах. Я ездила на школы журналистики в Литве, Польше, Германии. Сейчас готовлюсь поехать во Францию, в Страсбург. Это все помогает расширять границы мышления. Уже после первого семинара я с ужасом поняла, как шаблонно мыслю. Мастер-классы от экспертов из других стран, общение с иностранными коллегами дают мне очень много. Возможно, это помогло мне стать лауреатом «Золотой литеры» в номинации «Лучший репортер республиканских, областных печатных СМИ».
Татьяна ЦАНДЕР
Фото из социальных сетей респондентов