
Виктор ЛОВКИС
Сельское хозяйство – один из главных элементов экономики нашей страны. Его важность невозможно переоценить. Инженеры, которые занимаются проектированием, производством и техническим обеспечением машин, ценятся на каждом сельскохозяйственном предприятии.
Подготовка таких кадров – заслуга агромеханического факультета БГАТУ. О специальностях, процессе обучения на факультете, а также о современных специалистах агроинженерного профиля расскажет кандидат технических наук, доцент, декан факультета Виктор Болеславович Ловкис.
– Виктор Болеславович, в чем заключаются особенности специальностей факультета?
– «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» – специальность, получив которую будущий специалист сможет найти работу в любом направлении, не только в сельском хозяйстве. Он сможет устроиться в любую организацию или предприятие, где может занять должность инженерамеханика.
«Проектирование и производство сельскохозяйственной техники» – очень нужная и востребованная сейчас и в будущем специальность. Выпускник становится инженеромконструктором. Для того, чтобы эксплуатировать технику, ее нужно сначала спроектировать, испытать, произвести и запустить в серийное производство. Именно этим и занимается специалист, получивший образование по этой специальности.
Такие инженеры могут найти работу на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения, в проектноконструкторских и научноисследовательских организациях страны.
– Кто поступает на агромеханический факультет?
– На факультет поступают выпускники колледжей сельскохозяйственного профиля, окончившие среднее специальное учебное заведение по тем же специальностям, которые существуют у нас. Такие студенты учатся сокращенно, потому что у них уже есть профильные знания.
Также агромеханический факультет выбирают выпускники профессиональнотехнических лицеев. Такие ребята уже прошли отличное практикоориентированное обучение, изучали основы тех дисциплин, которые преподаются у нас.
Получить высшее образование на нашем факультете стремятся и выпускники школ, которые окончили профессиональные курсы подготовки по рабочим профессиям в учебнопроизводственных комбинатах и являются трактористами, водителями и другими рабочими.
На агромеханический факультет поступают и выпускники обычных школ и гимназий. В основном это ребята, которые хорошо знают и любят технику и интересуются ее работой, устройством, наладкой и совершенствованием.
Чаще всего любимыми предметами среди абитуриентов являются физика, химия, математика, геометрия, черчение. И это неудивительно, так как эти предметы – основные для будущего инженера.

В учебных аудиториях

В учебных аудиториях
– В чем заключаются особенности обучения на агромеханическом факультете?
– Занятия разделены на теоретические и практические. Они взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, однако практике отведено больше учебного времени, чем теории. Наше обучение – практикоориентированное.
На факультете трудится высококвалифицированный профессорскопреподавательский состав. Помимо этого, к процессу обучения привлекаются специалисты различных предприятий сельского хозяйства, ведущие специалисты научнопрактических центров и других организаций, которые снабжают студентов самой актуальной информацией.
На занятиях ребята изучают тракторы, автомобили, сельскохозяйственные машины. Помимо этого, много внимания уделяется эксплуатации машиннотракторного парка, механизации животноводческих ферм, технологии и техническому обеспечению процессов производства продукции растениеводства и продукции животноводства, так как существует множество вариантов и технологий для каждого из направлений.
Во время учебы ребята могут освоить профессии водителя транспортных средств категории «В», трактористамашиниста сельскохозяйственного производства категорий «А», «В», «D». Помимо этого, студенты учатся сварке, слесарным и токарным работам. После третьего курса они сдают экзамен и получают квалификацию слесаря по ремонту сельскохозяйственной техники.

Студенты факультета
– Что, помимо стандартных дисциплин, изучают студенты факультета?
– Современному инженеру сельскохозяйственного профиля нужно знать электронные системы и устройства сельскохозяйственной техники, так как практически в любой современной технике используются электронные системы контроля, автоматизации, GPS навигации и т. д. Сегодня с помощью таких систем и устройств инженер может оценить плодородие полей, определить нормы высева, рассчитать внесение удобрений и т.д.
Совершенствование техники происходит постоянно, поэтому инженеру нужно быть в курсе всех новшеств и знать особенности двигателя внутреннего сгорания, трансмиссии, ходовой части и самой конструкции машины.
Зерноуборочные и кормоуборочные комбайны – это самая сложная техника, которая выполняет очень важные операции. Она начинена очень многими элементами и устройствами. Наши студенты изучают и такие машины.
– Где и как ребята закрепляют теоретические знания?
– Теория закрепляется на практических занятиях, которые проходят в учебных лабораториях кафедр факультета и Республиканском учебнопроизводственном центре практического обучения новым технологиям и освоения комплекса машин, который расположен в п. Боровляны.
Наш факультет имеет отличную материальнотехническую базу. У нас есть учебновыставочный павильон, а также двор, где размещена различная техника. Там проводятся занятия на конкретных образцах. Сегодня мы имеем практически все модели последних типов выпускаемых тракторов, начиная от тракторов с малой мощностью и заканчивая универсальным BELARUS3522.
В Республиканском учебнопроизводственном центре практического обучения новым технологиям и освоения комплекса машин есть два ангара техники, где наши студенты также могут получить практические навыки.
Конечно, мы не можем себе позволить всю номенклатуру техники. Не хватит места. Поэтому в образовательных целях мы сотрудничаем с различными предприятиями, научноисследовательскими, проектнотехнологическими и другими организациями республики, которые предоставляют нам технику, к примеру, на зимний период, то есть тогда, когда она не используется. Также в учебных целях мы получаем определенное количество самых новых агрегатов и узлов, которые только сошли с конвейера.

В учебно-выставочном павильоне
– Как проходят учебные и производственные практики?
– Ребята проводят значительную часть времени на практике, начиная со второго курса. Будущий специалист должен на практике понять, как знания, которые он получает в университете, пригодятся ему в работе. Если суммировать все учебные и производственные практики, которые студент проходит за весь период обучения на факультете, получится 3435 недель – это почти целый учебный год.
Первая практика – учебная. Ее особенность – познакомиться с основами агрономии и основами животноводства. Ребята гостят в научнопрактических центрах по земледелию и животноводству, разбираются, как должно быть организовано производство, знакомятся с организацией работы на полях и фермах в ведущих хозяйствах страны.
Следующие практики – производственные. Практика после второго курса – технологическая. Она проходит на различных машиностроительных предприятиях республики. На местах ребята могут увидеть, как именно производится техника.
После третьего курса, когда у судентов уже есть удостоверение тракториста или водителя, они проходят практику на сельскохозяйственных предприятиях. Почти два месяца они работают трактористами и комбайнерами на полях.
После четвертого курса практика длится почти пять месяцев: с июля по октябрь студенты работают в научнопрактических центрах СПК «Агрокомбинат Снов», ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», УП «Агрокомбинат «Ждановичи» и проч. Здесь проходит и преддипломная практика, во время которой студенты собирают информацию для дипломного проектирования.
В течение двух следующих месяцев (ноябрьдекабрь) студенты выполняют дипломное проектирование, а в январефеврале проходит его защита. В марте ребята отдыхают, и уже в апреле – к началу весенних полевых работ – приступают к работе.
Кстати, кроме ведущих предприятий, научнопрактических центров, ребята могут пройти практику и заграницей: к примеру, в фермерских хозяйствах Германии.
– Востребованы ли выпускники агромеханического факультета? Как проходит распределение выпускников?
– Считаю, что для абитуриента этот вопрос очень важен. Ребятам стоит знать: выбирая профессию, нужно обращать внимание и на рынок труда, на его запросы, представлять, как изменится ситуация через четыре с половиной года, когда они окончат учебное заведение.
У нас нет проблем с распределением – все выпускники находят первое место трудоустройства. Более того: квалифицированный инженер всегда сможет найти работу в сфере сельского хозяйства. Специалисты такого профиля будут нужны в любое время.
Многие из наших ребят учатся по целевому направлению. По такой форме обучения на факультете учатся до 60 % студентов. Окончив вуз, выпускник гарантированно получает место работы сроком на пять лет на том предприятии, где его труд необходим.
Если выпускник самостоятельно нашел себе место работы и хочет туда распределиться, мы удовлетворяем его заявку. Все вопросы такого плана всегда решаются положительно.
Многие ребята самостоятельно выбирают не только место распределения, но и место практики, чтобы сначала проявить и зарекомендовать себя там, а после – распределиться в ту или иную организацию. Поэтому часто приходят именные заявки на конкретных выпускников.
– Насколько важна работа специалиста агроинженерного профиля?
– Сфере сельского хозяйства всегда будут нужны такие специалисты. Сегодня в нашей стране – более 1000 крупных хозяйств, более 10000 пахотных земель, и инженеры в них – не только рядовые работники, но и руководители. Они знают, как использовать технику, в какой период необходимо совершать те или иные операции, какой агрегат направить на ту или иную площадь…
От знаний такого специалиста зависит то, насколько быстро и качественно пройдут посевная и уборочная кампании, что позволит получить хороший урожай. При этом ему нужно учитывать множество факторов, в том числе и погодные условия, которые зачастую могут стать серьезной помехой в работе.
Конечно, все профессии важны, это аксиома. Однако работа специалиста агропромышленного комплекса важна безмерно. Получение качественного продукта питания и обеспечение продовольственной безопасности – если не самая главная, то одна из самых главных задач в стране. Если не будет продуктов, возникнут проблемы во всех сферах жизни страны. Поэтому инженер, который развивает современную технику и оборудование, умеет прогнозировать и планировать – профессия для тех, кто хочет реализоваться в профессиональном плане и работать на благо общества.
Вера ЖИДОЛОВИЧ
В 2018 учебном году на агромеханический факультет БГАТУ можно поступить на следующие специальности:
— «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства», квалификация специалиста – «инженер»;
— «Проектирование и производство сельскохозяйственной техники», квалификация специалиста – «инженер».
Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь № 25 от 20. 03. 2017 на специальности «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» зачисляются без вступительных испытаний:
победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, для которых данный предмет определен вторым предметом профильного испытания;
победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, по учебным предметам, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь;
лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой или серебряной медалью или имеющие диплом о профессионально-техническом образовании с получением общего среднего образования с отличием, диплом о среднем специальном образовании с отличием.