КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Знакомим с профессией
    • »
    • Коробок коробку – рознь, или О работе, которая действительно интересна

    Коробок коробку – рознь, или О работе, которая действительно интересна

    Андрей Лаппо

    Андрей Лаппо

    Специалист таможенной службы – профессия, которую нельзя назвать обычной. Чтобы убедиться в этом, мы отправились на экскурсию в Минскую региональную таможню. Нашим экскурсоводом стал Андрей Лаппо – заместитель начальника отдела таможенных операций и контроля № 2 Минской региональной таможни.

    Андрей Эдуардович встречает меня у входа в здание, в котором располагается отдел таможенных операций и контроля № 2 («Минская почта») Минской региональной таможни. Поднимаясь на один из этажей, разговариваем о структуре таможенной системы и предназначении Минской региональной таможни.

    – Минская региональная таможня входит в систему таможенных органов Республики Беларусь. Всего в нашей стране  девять таможен. Каждой таможне присвоена определенная зона ответственности. На территории города Минска находится четыре таможни: таможня национального аэропорта Минск-2, Центральная таможня, которая занимается программным обеспечением и эксплуатацией технических средств, Оперативная таможня и Минская региональная таможня, в состав которой входит Молодечненский, Солигорский и Борисовский таможенные посты. Также в ее состав входят отделы таможенных операций и контроля, которые расположены на территории Минска и Минского района.

    Все операции, связанные с таможенным оформлением международных почтовых отправлений, проводятся только в местах, которые имеют статус места международного почтового обмена. Сейчас мы находимся в таком комплексе зданий.

    На этих площадях работают должностные лица таможни. В их задачи входит проведение операций, связанных с выпуском международных почтовых отправлений, а также с поиском запрещенных товаров.

    Все эти таинства происходят в зонах таможенного контроля.

    Конечно, в нашей работе есть и помощники. Так, мы активно взаимодействуем с Государственным криминалистическим экспертным центром. В частности, эксперты этого центра помогают с вопросами отнесения тех или иных товаров к предметам, запрещенным к перемещению через таможенную границу путем пересылки в международных почтовых отправлениях. Также мы сотрудничаем с Белорусской государственной инспекцией по электросвязи, так как путем пересылки могу быть ввезены квадрокоптеры, радиостанции и проч. – то есть товары, которые предполагают наличие разрешения на ввоз. Работаем и с органами внутренних дел, которые помогают разобраться в вопросах экстремистского характера.

     

    Хочу узнать, реально ли опросить несколько сотрудников, чтобы они рассказали, как проходит их рабочий день и чем они занимаются на рабочем месте. Андрей Эдуардович отвечает, что сотрудников слишком много, и одного дня будет мало, чтобы опросить всех.

    – Есть специалисты, которые занимаются таможенным оформлением, есть правоохранительный блок, где есть отдел по борьбе с контрабандой, отдел таможенных расследований. Есть и экономисты, и бухгалтеры, которые работают с различными платежами. Есть и идеологический отдел, и сотрудники, занимающиеся связями со СМИ…

     

    – А с чем связаны ваши обязанности?

    – В работе нашего отдела есть несколько направлений. Есть сотрудники, которые занимаются помещением товаров под соответствующую таможенную процедуру. Они занимаются оформлением деклараций на товары. По аналогии это то же, что делают сотрудники на больших автомобильных пунктах таможенного оформления, только там специалисты имеют дело с машиной, а наши сотрудники – с посылкой, которая по своей массе не может превысить 31 килограмм. Также в нашем отделе есть сотрудники, которые занимаются делопроизводством. Это также очень большой блок работы.

     

    Направляемся в цех по обработке отправлений международной ускоренной почты. За дверью – огромное пространство, по периметру которого находятся рабочие места сотрудников. На столах – компьютеры, папки с документами и почтовые отправления, подлежащие таможенному оформлению. По всему помещению распределены коробки с посылками, которые сортируются работниками почтовой связи и предъявляются сотрудникам таможни.

    – Здесь происходит то же самое, что и в других наших цехах, только тут все операции совершаются намного быстрее. Здесь почта обрабатывается либо в день поступления, либо на следующий день поступления.

    В этом цеху трудятся две бригады сотрудников почтовой службы, то есть примерно 20 человек.

     

    В помещении довольно шумно. Во время сортировки каждый сотрудник занят своим делом. Их задача – как можно скорее обработать посылки.

    Интересуюсь, как много аппаратов и машин задействовано в работе Минской региональной таможни.

    – Если не рассматривать рабочие места сотрудников, которые работают на техническом или ручном контроле, то есть на компьютерных станциях, и говорить только о специальных средствах технического контроля, то к оборудованию можно отнести газоанализатор – мобильный прибор, который позволяет бесконтактно определить наличие наркотических средств и взрывчатых веществ.

     

    Идем в комнату, на двери которой висит табличка: «Зона повышенной опасности». Здесь находится еще один очень важный для таможенной службы аппарат – рентген-сканер.

    – Каждый участок оборудован как минимум одним рентген-сканером. Он позволяет просматривать товары, пересылаемые в почтовых отправлениях без вскрытия упаковки. На Минской почте эксплуатируются четыре таких аппарата.

    С данным аппаратом могут работать сотрудники, которые имеют специальный допуск. Рабочее место таможенника-оператора оснащено всем необходимым для комфортной работы, есть даже вентиляция. Используя этот аппарат, опытный таможенник может разобраться в мельчайших деталях вложения посылки.

    Этот аппарат – наши глаза. И именно он помогает нам бороться с нашей головной болью – предметами, запрещенными к пересылке.

    Рассмотрим пример с ножами. Сложность, в их распознавании заключается в том, что в зависимости от вида ножа он может быть причислен как к холодному оружию, так и к изделию, конструктивно сходному с холодным оружием, но оружием не являющимся. Грань между этими определениями очень тонкая.

    Рентген-сканер оснащен лентой, похожей на ленту для товаров в магазинах, полым контейнером, за которым спрятан рентген, а также несколькими экранами, на которых отображается содержимое посылки. Запечатанный конверт медленно отправляется под рентген-лучи. В течение нескольких секунд на экранах мы видим все, что находится внутри конверта: даже то, что лежит в закрытой коробке.

    – Сегодня действует Соглашение о порядке перемещения товаров физическими лицами, согласно которому к товарам, запрещенным для перемещения в международных почтовых отправлениях, относятся как предметы, являющиеся оружием, так и предметы, являющиеся конструктивно сходными с оружием. И запрет будет распространяться даже в том случае, если экспертиза не отнесет подобный предмет к категории оружия.

    Именно поэтому некоторые граждане считают перегибом запрещать ввоз товаров, которые можно купить в хозяйственном, строительном или спортивном магазине.

    Рентген-сканер за работой

    Спрашиваю о работе оператора данного аппарата.

    – Показатель исключительной работы оператора – его умение идентифицировать посылки. Допустим, если бы здесь были марки ЛСД, то на рентген-сканере они светились бы по-своему, таблетки или продукты питания имели бы свое специфическое свечение, в общем, разные предметы излучают различный свет. И специалист знает, какой свет присущ органическим, неорганическим, металлическим, пластмассовым и другим предметам.

    Именно после идентификации товара сотрудник таможенной службы принимает решение, к какой категории товаров относится предмет. Если посылка вызывает подозрение, ее оболочка вскрывается, товар, вызвавший подозрение направляется на экспертизу. Далее с ней работают специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, например, сотрудники МВД – эксперты-криминалисты. Уж они будут выяснять, действительно ли, к примеру, этот нож является холодным оружием или нет. Но это уже другая часть пути посылки.

    Андрей Эдуардович у сканера демонстрирует
    предмет, который отображается на экране

    На моих глазах Андрей ­Эдуардович отмечает, что в конверте однозначно будет холодным оружием, а над чем стоит подумать, проанализировав показатели рентген-­сканера.

    – Определить принадлежность предмета к той или иной категории можно по его форме, наличию зарубок, которые предполагают обламывание лезвия и другим показателям. К примеру, лезвие этого ножа очень толстое, поэтому на экране у него другой свет. Также с помощью светового фильтра можно понять, из какого материала, а в нашем случае – из какого металла состоит предмет.

    Чтобы отнести или не отнести предмет к той или иной категории, эксперт анализирует очень большое количество опций. Опытный сотрудник без труда может отличить, к примеру, перочинный складной нож от ножа для резки бумаги.

     

    Андрей Эдуардович указывает на предметы, которые видны на экране. Разобраться, что из них является ножом или чем-то другим, человеку без специальных знаний довольно сложно. Ошиблась в определении и я.

    – Чтобы определить, что это – складной нож, нужно время и опыт. А вот другой нож, вероятно, будет признан холодным оружием.

     

    Весь список запрещенных к ввозу товаров можно найти в Соглашении о порядке перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском. На Едином интернет-портале таможенных органов ­Республики Беларусь можно найти эту информацию в свободном доступе.

     

    – Моделирую ситуацию: человек поехал в другую страну к своим родственникам. Дедушка подарил ему свой перочинный нож, который по своим характеристикам является холодным оружием. Как ему привезти дорогую сердцу вещь на родину?

    – В данном случае человек должен заранее побеспокоиться о ввозе подобного предмета на территорию Таможенного союза. Для этого ему необходимо узнать определенные параметры предмета: к примеру, фирму, которая изготовила нож, год изготовления и т. д., а также обратиться в разрешительную систему МВД, где ему будет выдано (либо не будет выдано) специальное разрешение. При наличии этого разрешения на момент пересечения границы человеку остается только задекларировать данный предмет.

    Существует определенный механизм, в соответствии с которым этот нож станет на учет (если он является холодным оружием). Будет создано два экземпляра специального талона, один из которых останется в таможенных органах, а другой передан в органы внутренних дел. Так соответствующие организации будут уведомлены, что у этого гражданина есть оружие.

    Хранить предмет, являющийся холодны оружием, также можно только при наличии специального разрешения.

     

    Андрей Эдуардович уточняет, что если данный предмет будет являться изделием, конструктивно схожим с холодным оружием, многих процедур, описанных выше, можно будет избежать.

    – Не запрещено ввозить предметы, конструктивно схожие с холодным оружием, в ручной клади, в сопровождаемом или несопровождаемом багаже. Возможно, на пункте таможенного оформления придется задекларировать этот предмет, чтобы потом не выяснилось, что товар ввезен без разрешения таможенных органов.

     

    – Представим, что человек неосознанно пытается провезти на территорию Таможенного союза запрещенный предмет. Как будут развиваться события в таком случае?

    – В Таможенном кодексе четко прописано: товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию должны быть незамедлительно вывезены с этой территории. Но человеку могут предложить на месте подать декларацию.

    К примеру, сумка гражданина проезжает через такой же монитор, и оператор обнаруживает в ней какой-то подозрительный предмет, пусть будет перочинный нож. Гражданину сразу же предлагается заполнить декларацию. Если в декларации он указывает действительно все предметы, которые увидел таможенник с помощью рентген-сканера, то все будет в порядке. Если же человек не указывает среди содержимого его багажа подозрительный предмет, то он, скорее всего, умышленно хочет скрыть информацию.

     

    Говоря о трудностях работы, ­Андрей Эдуардович отмечает, насколько сложен труд оператора
    рентген-сканера.

    – К такому работнику предъявляются очень серьезные требования. Оператору нужно быть внимательным, сосредоточенным, квалифицированным, так как его задача – понять, что перед ним на экране и безопасно ли оно. Также если он установит, что товар явно подозрительный, ему необходимо определить, к каким экспертам его направить.

     

    – Снова формирую гипотетическую ситуацию, только пусть теперь в качестве товара, который человек пытается ввезти, будет картина. Как гражданину не нарушить правила в таком случае?

    – В международных почтовых отправлениях есть запрет на перемещение предметов искусства. Существует масса организаций, к примеру, экспертный отдел Министерства культуры Республики Беларусь, где работают эксперты, которые наделены правом отнести или не отнести товар к категории культурных ценностей.

    При ввозе того или иного предмета искусства может выяснится какой-нибудь факт, который повлияет на отнесение товара к категории культурной ценности. К примеру, подарочный альбом ограниченного тиража для какого-нибудь деятеля искусства Республики Беларусь может стать культурной ценностью сразу после того, как выедет за пределы типографии, в которой был напечатан, так как будет иметь культурную значимость для нашей страны. При этом этикетка спичечного коробка, которой, к примеру, 100 лет, может быть не отнесена к категории культурных или исторических ценностей.

     

    – То есть временные рамки создания товара не влияют на его ценность?

    – Конечно, время создания влияет на ценность, более того, они определены: существуют категории товаров, с момента создания которых прошло более 50 лет либо более 100 лет. Однако именно эксперт решает, что будет обладать культурным или историческим весом, а что – нет. И если вернуться к вышеупомянутым спичечным коробкам: эксперт может отнести один коробок в одну категорию, а другой – в другую. То есть даже коробок коробку – рознь.

    Но при этом предметы религиозного культа, например, иконы, церковная утварь и прочее независимо от времени их создания автоматически относятся к категории культурных ценностей. Однако в любом случае необходимо обращаться к соответствующим специалистам. Только они могут сказать, разрешено ли ввозить или вывозить данный предмет либо запрещено.

    В цеху по обработке отправлений международной ускоренной почты

    – Как таможенный контроль относится к таким предметам в багаже, как ракушки или камни? Ведь велика вероятность, что неопознанный булыжник в сумке путешественника – это часть историко-культурного достояния страны.

    – В такой ситуации все просто. Если речь идет о том, что человек пытается вывезти, условно говоря, камень древнего здания, то правительство страны, в котором оно находится, будет считать данную попытку покушением на их историко-культурные ценности. И этот вопрос будет решаться на территории этой страны. Сложно однозначно сказать, чем в итоге может закончится подобная ситуация, однако можно представить, что путешественник вынесет из подобной истории мало приятного.

    Также сложно сказать, как отнесется к такому предмету таможенный контроль страны постоянного пребывания гражданина. Все будет зависеть от компетенции специалиста.

    Разбирая примеры различных ситуаций, которые могут возникнуть на границе, Андрей Эдуардович еще раз подчеркивает, что зависит от специалиста таможенной службы.

    – Для решения таких вопросов нужно обладать узким спектром знаний, и одному человеку – инспектору таможенной службы – практически невозможно выяснить подобное. Однако он обязан разобраться в вопросе и принять то или иное решение. Это его работа.

     

    Андрей Эдуардович возвращается к главному качеству, которым должен обладать специалист таможенной службы, а также к основным чертам характера такого сотрудника.

    – В таможенной службе можно быть хорошим специалистом, если постоянно работать над самим собой. Такому сотруднику нужно разбираться в последних изменениях законодательства и нормативных актов, читать специализированную литературу, интересоваться многими вещами, с которыми он может столкнуться на рабочем месте. Ведь даже если сегодня какой-то нюанс его не коснулся, велика вероятность, что завтра он ему встретится. Тогда придется принимать решение, и гораздо лучше, если это решение будет принято на основе фактов и знаний, которыми владеет специалист.

    Человеку, который хочет связать свою жизнь с таможенной службой, просто необходимо уметь быстро учиться. У него должен быть потенциал, стремление развиваться и реализовать собственные профессиональные желания.

    Если хочется чего-то добиться, нужно стараться постоянно «модернизировать» багаж своих знаний и навыков, достигая более высокого уровня. Не менее важны для таможенника и такие качества, как порядочность и добросовестность. Понять, получится ли стать таким специалистом, можно одним путем: задать себе вопрос: «Могу ли я это сделать?» и честно на него ответить.

    Вера ЖИДОЛОВИЧ

    Редакция журнала «Кем быть?» благодарит инспектора отдела идеологической работы Минской региональной таможни
     Татьяну ЛИННИК
    за организацию экскурсии и помощь в создании материала.

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia