Наталья Вологдина
Профессия учителя сложна и ответственна: педагог взращивает, воспитывает и обучает будущее поколение. Чтобы добиться успеха на этом поприще, учителю необходимо быть и оратором, и психологом, и организатором. Это требует терпеливости, внимания, хорошей памяти и доброты к ученикам.
Обо всех тонкостях профессии учителя знает Вологдина Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Самохваловичская средняя школа». Педагог с 20-летним стажем расскажет, какие качества в себе стоит развивать, как находить подход к людям и что стоит знать молодому учителю.
Всегда хотела быть учителем начальных классов. В мои школьные годы профессия учителя была престижной и уважаемой. Доказательство тому – пример моих одноклассников: многие из них окончили педагогический институт, хотя и не все стали педагогами.
После школы я стала работать пионервожатой в своей родной школе. В то же время поступила в МГПИ имени М. Горького (сегодня это Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка) на факультет начального образования на заочное отделение. Радовали преподаватели: это были увлеченные своим делом люди, которые постоянно окунали нас в мир детства.
Практики за время учебы у меня было много. За два года работы пионервожатой я заменяла учителей начальных классов, которые проходили курсовую подготовку по повышению квалификации (в те годы курсы длились три недели), учителей, которые отсутствовали по другим причинам. В свободное время посещала уроки учителей начальных классов, мастер-классы. Я многому научилась у наших педагогов. Главное – грамотному общению с детьми.
После двух лет учебы и работы пионервожатой меня перевели на должность учителя 1 «В» класса. Под моим руководством оказались 18 учеников. Это был мой первый выпуск.
Всего за время работы учителем у меня было три выпуска. Сегодня дети моих учеников учатся в нашей школе с 1 по 7 класс. Всех своих учеников помню, люблю и считаю их родными.
Работа в родной школе
Мне очень повезло с коллегами. Это дружный, слаженный, сплоченный коллектив учителей начальных классов. Здесь всегда готовы прийти на помощь, поделиться опытом, дать совет. Мы работаем с полным доверием.
Я начинала работать как учитель, а со временем стала заместителем директора. Вот уже 19 лет работаю заместителем директора по учебной работе, курирую образовательный процесс в 5-11 классах. Это достаточно широкий спектр обязанностей, главная из них – грамотно и интересно организовать учебу.
На педагогическом совете
Конечно, за время работы с детьми выработались определенные правила. Я твердо убеждена, что в школе должны работать люди, которые любят детей. С любым ребенком можно договориться. Непослушными они становятся, если их не понимаешь, не вникаешь в проблемы. В каждом ребенке надо видеть личность.
Для того, чтобы найти подход к людям и расположить к себе, их нужно любить и уважать. Все люди разные, со своими достоинствами и недостатками. Ошибок не делает только тот, кто ставит перед собой слишком легкие задачи. Старюсь быть строгой и требовательной к себе и коллегам, но не злой и вредной.
Каждый хороший педагог обладает определенным набором качеств. Для педагога важны ответственность, грамотность, интеллигентность, коммуникабельность, целеустремленность.
Каждый год на празднике «Последнего звонка» очень волнуюсь, когда зачитываю приказ о допуске к выпускным экзаменам. Но особенно волнующим стал момент, когда произносила имя своего сына – голос задрожал, а в глазах – слезы.
Из чего состоит работа заместителя директора по учебной работе
Непрерывное общение с учащимися и педагогами идет с 8:00 до 17:00. Работа завуча включает в себя организацию учебного процесса: я составляю расписание занятий, определяю кабинеты и учебники, по которым будут учиться дети. Также я подбираю электронные средства обучения, организую выпускные экзамены и многое другое.
В мои обязанности входит и организация методической работы. Я курирую работу методических объединений, контролирую курсовую подготовку учителей, организую самообразование и аттестацию наших педагогов. Еще на мне лежит функция контроля. То есть я веду школьную документацию, слежу за выполнением стандартов, организую учебные и факультативные занятия.
Еще одна интересная часть моей работы – организация работы с одаренными и высокомотивированными учащимися: олимпиады разных уровней, конкурсы, исследовательская работа. Всего не перечислить.
На моем рабочем месте есть все необходимое, так что тут ничего бы не меняла. А вот для школы (если бы у меня была такая возможность) я приобрела бы современное оборудование в кабинеты трудового обучения: современные станки и инструменты для мальчиков, швейные машинки и многое другое – для девочек.
Я считаю, что идеальный ученик – это тот, кто умеет ставить перед собой цели и достигать их. Он эффективно общается и умеет жить в информационном и поликультурном мире. Такой человек старается делать осознанный выбор и нести за него ответственность, при необходимости решать проблемы.
С коллегами в День учителя
Очень многие молодые учителя хорошо знают свой предмет, но, к сожалению, не могут эти знания передать другим. Молодой учитель должен понимать, что главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников.
Для этого надо владеть коммуникативной компетенцией: уметь общаться с детьми и родителями, коллегами и администрацией, работать в группе, представлять себя.
Современные дети на высоком уровне владеют информационной компетенцией, а учитель должен быть на шаг впереди. Компетентный учитель должен активно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности. Педагог, владеющий компьютером, идет в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке.
Также учитель должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным. Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни, связывать изучаемый материал с интересами учащихся, характерными для их возраста. Очень помогает в работе умение планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы. Прежде всего стоит включать в урок все виды самостоятельной работы, диагностических и проектно-исследовательских методов. А итоги работы и достижения учащихся стоит оценивать не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой, видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Я очень люблю путешествовать. С учениками старших классов ездили в Санкт-Петербург, посещали Пушкинские места. В ближайшее время планируем путешествие по Европе.
Наталья ДАНИЛЕВИЧ