КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Проективные методики в работе педагога-психолога

    Проективные методики в работе педагога-психолога

    Кактус

    Педагогу-психологу необходимо профессионально использовать диагностический материал, чтобы получить надежный и точный результат. Для большей информативности можно применять различные проективные методики. Преимущество их в том, что они всегда легко и интересно проводятся, испытуемый практически лишен возможности давать «социально значимые результаты», а педагог-психолог всегда получает ценные сведения, которые помогут в последующей работе.

    Методика «Кактус»

    Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

    Возраст испытуемого: старше 3 лет.

    Процедура проведения: дайте ребенку лист А4 и простой карандаш. Озвучьте инструкцию.

    Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус. Пусть он будет таким, каким ты его представляешь».

    Больше ничего не нужно объяснять. Опустите вопросы ребенка.

    Обработка и интерпретация результатов:

    При обработке результатов учитывается следующее:

    • пространственное положение;
    • размер рисунка;
    • характеристики линий;
    • сила нажима на карандаш;
    • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.);
    • характеристика манеры рисования (четко прорисованный, схематичный и т. д.);
    • характеристика иголок (размер, расположение, количество).
    • Характер рисунка может сказать о следующем:
    • иголки (их количество, длина, размер, частота) отражают высокую степень агрессивности;
    • отрывистые линии и сильный нажим свидетельствуют об импульсивности;
    • крупный рисунок, расположенный в центре листа, говорит об эгоцентризме, стремлении к лидерству.
    • маленький рисунок, расположенный внизу листа, символизирует неуверенность в себе, зависимость от окружающих;
    • выступающие отростки в кактусе, вычурность форм говорят о демонстративности, открытости;
    • зигзаги по контуру или внутри кактуса являются признаком скрытности и осторожности;
    • «радостные» и «веселые» кактусы, яркие цвета (в варианте с цветными карандашами) говорят об оптимизме и жизнерадостности;
    • внутренняя штриховка, прерывистые линии, темные цвета (в варианте с цветными карандашами) – показатель тревожности;
    • мягкие линии и формы, украшения, цветы говорят о женственности;
    • большое количество кактусов или цветов говорит об экстравертированности;
    • один кактус говорит об интровертированности;
    • цветочный горшок, домашний кактус означает стремление к домашней защите, выраженное чувство семейной общности;
    • дикорастущий, пустынный кактус свидетельствует об отсутствии стремления к домашней защите, чувство одиночества.

     

    Когда ребенок закончит рисунок, в качестве дополнения ему можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

    1. Этот кактус домашний или дикий?
    2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
    3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
    4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
    5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится? Появятся ли у него иголки, отростки или цветы, увеличится ли его объем?

    Ответы на эти вопросы будут самой точной проекцией эмоционально-личностной сферы ребенка.

     

    Человек под дождем

    Методика «Человек под дождем»

    Цель: диагностика личностных резервов, особенностей защитных механизмов, способности преодолевать неблагоприятные ситуации.

    Процедура проведения: дайте ребенку 2 листа А4 и простой карандаш. Озвучьте инструкцию.

    Инструкция: «Поверни первый лист А4 вертикально и нарисуй человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем».

    Обработка и интерпретация результатов

    Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как ребенок реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за рисованием и обращать внимание на все высказывания испытуемого.

    Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо почувствовать, какое настроение у персонажа. Он может ощущать себя беспомощным, чувствовать силы для борьбы с трудностями или спокойно и адекватно воспринимать затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

    Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей, опираясь при этом на изменение экспозиции, трансформацию фигуры, атрибуты дождя и другие детали.

    Изменение экспозиции

    В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция.

    • Если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
    • В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
    • Положение фигуры в профиль или спиной указывает на самозащиту и стремление отрешиться от мира.
    • Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций и чувстве незащищенности.

    Трансформация фигуры

    • Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
    • Уменьшение фигуры означает, что испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других.
    • Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и нерешительности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
    • Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
    • Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
    • Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
    • Функция одежды – «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

    Атрибуты дождя

    Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация.

    • Редкие капли – временная, преодолимая ситуация.
    • Тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная проблема.

    Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на их количество, плотность, размер и расположение.

    • В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
    • Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».

    Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед фигурой или за ней, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

    Дополнительные детали

    Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

    Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов:

    • Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.
    • Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
    • Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

    Искажение и пропуск деталей

    Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

     

    Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia