
Работа классного руководителя с родителями начинается с 1 класса и осуществляется на протяжении обучения детей в общеобразовательной школе в групповой и индивидуальной формах, выбор которых определяется, как правило, самим классным руководителем с учетом специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, ошибок и затруднений в воспитании детей и т. д. Она осуществляется в виде посещений классным руководителем семей учащихся, проведении открытых уроков, вечеров вопросов и ответов, родительских собраний, собраний-диспутов, собраний-практикумов, индивидуальных педагогических бесед и т. д.
Посещение классным руководителем семей учащихся является важной формой взаимодействия двух социальных институтов. Цель посещения диктуется конкретными обстоятельствами. Во время посещения семьи желательно не только выступать в роли советчика, но и самому прислушиваться к мнению и предложениям родителей. Это мобилизует воспитательную активность родителей, создает атмосферу взаимного доверия, доброжелательности, искренности, позволяет строить отношения в системе «семья-школа» на принципах сотрудничества.
Открытый урок – весьма эффективная форма, используемая, как правило, в работе с родителями младших классов. Так, например, на открытый урок по предмету «Человек и общество» полезно пригласить родителей для ознакомления с методикой преподавания младшим школьникам знаний о мире профессий. В старших классах целесообразно проведение открытых уроков – практикумов по курсу «Основы выбора профессии». Родителей можно приглашать участвовать в классных часах.
Вечера вопросов и ответов являются одной из форм взаимодействия классного руководителя и учащихся. Подготовка к таким вечерам осуществляется заранее. Собираются вопросы родителей (на родительских собраниях, во время бесед, посещения семей и т. д.), группируются по темам и областям знаний. С целью более полного удовлетворения запросов родителей на такие вечера можно пригласить психолога, социального педагога, медработника, юриста или другого специалиста. Подобные вечера полезны как родителям, так и учителям, ведь они позволяют классному руководителю по характеру задаваемых вопросов судить о состоянии семейного воспитания, отношении родителей и их детей к обучению в школе, трудовым и общественным обязанностям.
Родительские собрания проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания, обучения и профессионального определения учащихся.
Основная цель классных родительских собраний заключается в расширении педагогической осведомленности родителей в общих вопросах психологии, возрастной физиологии, педагогики и социологии. Собрания для родителей нужно начинать с освещения возрастных физиологических и психологических особенностей детей. Тематику нужно рассматривать в контексте профессионального самоопределения, выбора жизненного и профессионального пути как конечной цели психолого-педагогической работы общеобразовательной школы.
Для родителей учащихся выпускного класса организуются дополнительные родительские собрания, которые проводятся с участием специалистов государственной службы занятости, педагогов-психологов и посвящаются общим вопросам выбора профессии и учебных заведений. Планирование таких дополнительных собраний предполагает освещение следующих вопросов: основное правило выбора профессии, типы учебных заведений города и области, конкурсная ситуация в них и общие правила приема, новые факультеты и специальности и др.
Темами таких собраний могут быть: «Здоровье и выбор профессии», «Ошибки в выборе профессии», «Куда пойти учиться», «Начинать действовать», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам», «Профессии, которые выбирают наши дети» и т. д.
Собрания-диспуты проводятся с целью акцентирования внимания родителей на той или иной проблеме воспитания. Собрание в форме диспута позволяет косвенно затронуть самые острые вопросы семейного воспитания, а также вопросы, связанные с выбором дальнейшего жизненного и профессионального пути учеников. Примерная тематика собраний-диспутов может быть следующей: «Много интересов – это хорошо или плохо?», «Участие родителей в выборе профессии своих детей».
Собрания-практикумы ставят целью активизацию участия родителей в воспитательном процессе, придании ему целенаправленного характера. Реализация данной формы работы классного руководителя с родительским составом класса предполагает постановку педагогической задачи родителям и обсуждение ее результатов на собрании. Материалом для обсуждения могут быть данные, полученные через «Анкету для родителей». Классным руководителем проводится предварительная работа по анализу данных анкетирования с целью выявления проблем, характерных для ряда семей (мнение родителей о выборе профессии не совпадает с мнением ребенка, родителям не известны ближайшие жизненные планы ребенка, его интересы и способности и т. д.). Примерная тематика групповых бесед с родителями: «Выбор профессии – задача социальная», «Мир профессий», «Индивидуальные способности ребенка и выбор профессии», «Трудовое воспитание в семье – важный фактор подготовки детей к сознательному выбору профессии», «Трудоустройство и профессиональная адаптация».
Индивидуальная форма работы классного руководителя с родителями является наиболее эффективной для активизации родителей в профессиональном самоопределении их детей и одновременно средством совершенствования профориентации учащихся.
Задача такой работы – оказание конкретной помощи родителям в определении форм, методов и средств воздействия на ребенка в профессиональном самоопределении. Она включает в себя:
Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Оба этих социальных института играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них ощущает, зависит его развитие как личности.
Материал из методического архива
учреждения «Республиканский центр
профессиональной ориентации молодежи»