КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Формы работы классного руководителя с родителями по профессиональному самоопределению учащихся

    Формы работы классного руководителя с родителями по профессиональному самоопределению учащихся

    Работа классного руководителя с родителями начинается с 1 класса и осуществляется на протяжении обучения детей в общеобразовательной школе в групповой и индивидуальной формах, выбор которых определяется, как правило, самим классным руководителем с учетом специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, ошибок и затруднений в воспитании детей и т. д. Она осуществляется в виде посещений классным руководителем семей учащихся, проведении открытых уроков, вечеров вопросов и ответов, родительских собраний, собраний-диспутов, собраний-практикумов, индивидуальных педагогических бесед и т. д.

    Посещение классным руководителем семей учащихся является важной формой взаимодействия двух социальных институтов. Цель посещения диктуется конкретными обстоятельствами. Во время посещения семьи желательно не только выступать в роли советчика, но и самому прислушиваться к мнению и предложениям родителей. Это мобилизует воспитательную активность родителей, создает атмосферу взаимного доверия, доброжелательности, искренности, позволяет строить отношения в системе «семья-школа» на принципах сотрудничества.

    Открытый урок – весьма эффективная форма, используемая, как правило, в работе с родителями младших классов. Так, например, на открытый урок по предмету «Человек и общество» полезно пригласить родителей для ознакомления с методикой преподавания младшим школьникам знаний о мире профессий. В старших классах целесообразно проведение открытых уроков – практикумов по курсу «Основы выбора профессии». Родителей можно приглашать участвовать в классных часах.

    Вечера вопросов и ответов являются одной из форм взаимодействия классного руководителя и учащихся. Подготовка к таким вечерам осуществляется заранее. Собираются вопросы родителей (на родительских собраниях, во время бесед, посещения семей и т. д.), группируются по темам и областям знаний. С целью более полного удовлетворения запросов родителей на такие вечера можно пригласить психолога, социального педагога, медработника, юриста или другого специалиста. Подобные вечера полезны как родителям, так и учителям, ведь они позволяют классному руководителю по характеру задаваемых вопросов судить о состоянии семейного воспитания, отношении родителей и их детей к обучению в школе, трудовым и общественным обязанностям.

    Родительские собрания проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания, обучения и профессионального определения учащихся.
    Основная цель классных родительских собраний заключается в расширении педагогической осведомленности родителей в общих вопросах психологии, возрастной физиологии, педагогики и социологии. Собрания для родителей нужно начинать с освещения возрастных физиологических и психологических особенностей детей. Тематику нужно рассматривать в контексте профессионального самоопределения, выбора жизненного и профессионального пути как конечной цели психолого-педагогической работы общеобразовательной школы.
    Для родителей учащихся выпускного класса организуются дополнительные родительские собрания, которые проводятся с участием специалистов государственной службы занятости, педагогов-психологов и посвящаются общим вопросам выбора профессии и учебных заведений. Планирование таких дополнительных собраний предполагает освещение следующих вопросов: основное правило выбора профессии, типы учебных заведений города и области, конкурсная ситуация в них и общие правила приема, новые факультеты и специальности и др.
    Темами таких собраний могут быть: «Здоровье и выбор профессии», «Ошибки в выборе профессии», «Куда пойти учиться», «Начинать действовать», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам», «Профессии, которые выбирают наши дети» и т. д.

    Собрания-диспуты проводятся с целью акцентирования внимания родителей на той или иной проблеме воспитания. Собрание в форме диспута позволяет косвенно затронуть самые острые вопросы семейного воспитания, а также вопросы, связанные с выбором дальнейшего жизненного и профессионального пути учеников. Примерная тематика собраний-диспутов может быть следующей: «Много интересов – это хорошо или плохо?», «Участие родителей в выборе профессии своих детей».

    Собрания-практикумы ставят целью активизацию участия родителей в воспитательном процессе, придании ему целенаправленного характера. Реализация данной формы работы классного руководителя с родительским составом класса предполагает постановку педагогической задачи родителям и обсуждение ее результатов на собрании. Материалом для обсуждения могут быть данные, полученные через «Анкету для родителей». Классным руководителем проводится предварительная работа по анализу данных анкетирования с целью выявления проблем, характерных для ряда семей (мнение родителей о выборе профессии не совпадает с мнением ребенка, родителям не известны ближайшие жизненные планы ребенка, его интересы и способности и т. д.). Примерная тематика групповых бесед с родителями: «Выбор профессии – задача социальная», «Мир профессий», «Индивидуальные способности ребенка и выбор профессии», «Трудовое воспитание в семье – важный фактор подготовки детей к сознательному выбору профессии», «Трудоустройство и профессиональная адаптация».

    Индивидуальная форма работы классного руководителя с родителями является наиболее эффективной для активизации родителей в профессиональном самоопределении их детей и одновременно средством совершенствования профориентации учащихся.

    Задача такой работы – оказание конкретной помощи родителям в определении форм, методов и средств воздействия на ребенка в профессиональном самоопределении. Она включает в себя:

    • индивидуальную профконсультацию;
    • беседу, во время которой педагог выяснит, кем хочет стать ребенок, определит роль родителей в решении этого вопроса, поймет, какие трудности испытывает ребенок при обучении, какие интересы и склонности у него преобладают, какова их устойчивость, проанализирует, что делают родители для развития профессиональных интересов детей.

     

    Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Оба этих социальных института играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них ощущает, зависит его развитие как личности.

    Материал из методического архива
    учреждения «Республиканский центр
    профессиональной ориентации молодежи»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia